Почти все отрасли экономики России ощущают кадровый голод – в стране был зафиксирован исторический минимум безработицы. В марте 2024 года, по данным правительства РФ, число безработных в стране составило всего порядка 2,4%. На рынке труда сказывается и массовый отток специалистов, зафиксированный в 2022 году. В этой ситуации большую значимость приобретают программы кадровой поддержки, инициированные бизнесом. О том, как с непростой ситуацией справляется холдинг «Швабе», который входит в Госкорпорацию «Ростех», «ФедералПресс» рассказал заместитель генерального директора по развитию персонала Алексей Атланов на полях Международной промышленной выставки ИННОПРОМ.
В 2023 году рынок ощутил последствия массового оттока специалистов из России – острую нехватку кадров. Испытывает ли проблему дефицита квалифицированных специалистов «Швабе»?
— У нас есть дефицит квалифицированных специалистов, но 2023 год ощутимо на нас не повлиял в этом плане. Активный найм мы осуществляли во второй половине 2022 года, а трудности, которые мы испытываем, больше связаны с системными проблемами подготовки кадров в отрасли, существовавшие десятилетиями начиная с девяностых по 2010-е года. Дело в том, что тогда у абитуриентов ссузов и вузов были востребованы непроизводственные профессии.
Сейчас, в первую очередь, есть дефицит специалистов, работающих с новым оборудованием. Государство помогает предприятиям выполнять тот объем гособоронзаказа, который им делегирован. Для этого проводится достаточно серьезная модернизация оборудования в рамках федеральных целевых программ технического перевооружения. Под эти цели покупается новое современное оборудование.
Какие меры, предпринимаемые в компании, позволяют справляться с нехваткой кадров?
— Мы предпринимаем целый комплекс мер. Сейчас наши предприятия сфокусированы на том, чтобы в большей степени готовить собственные кадры, в меньшей – искать специалистов на рынке труда.
При этом большим плюсом является то, что предприятия холдинга «Швабе» сохранили структуру подготовки кадров и, соответственно, институт наставничества: более опытные сотрудники делятся своими знаниями с учениками. Для этого мы постоянно актуализируем программы обучения, систему мотивации учеников и наставников. Также при подборе персонала внимательно смотрим, насколько будущий сотрудник разделяет ценности компании, – они для всех предприятий «Ростеха» единые.
Отмечу, что за последние пару лет мы получили большой приток кадров из смежных отраслей. Например, раньше мы не думали, что можно взять специалиста из автомобильной отрасли и быстро адаптировать его к механосборочным работам. Еще факт: в рамках поиска рабочих на оптические участки наши коллеги обратили внимание на ювелирные колледжи и поняли, что там есть схожая специфика. Это помогает решать серьезный пласт кадровых вопросов.
Курганский машиностроитель о последствиях кадрового дефицита: «Рынок труда перегрет»
Кроме того, для подготовки собственных кадров мы создали различные образовательные программы совместно с нашим акционером – Госкорпорацией «Ростех». С несколькими вузами мы разработали треки, которые для нас оптимальны. Один из таких проектов – совместная программа с МГТУ имени Баумана «Ростех.Биотехмед». У студентов появился один полноценный день работы на предприятии с первого курса. При этом мы определяем ребят по самым дефицитным профессиям: сборщики, оптики-механики, операторы станков. За это они получают серьезную материальную поддержку. У них особые финансовые гарантии от предприятия, в том числе компенсация в районе 30 тысяч рублей в месяц при хорошей успеваемости. Получается такой симбиоз: с одной стороны, потребности предприятия, а с другой – мотивация студентов. Так мы получаем кадры, которые быстрее вливаются в производственный процесс.
В последнее время много говорится о необходимости развития технологий и автоматизации процессов для решения проблемы кадрового голода. Действительно ли возможно за счет цифровизации и автоматизации справиться с данной задачей?
— Цифровизация и автоматизация приносят в нашу жизнь много изменений в последние 20–25 лет. Сложно спорить, что в целом это упрощает жизнь. Если мы сможем оптимизировать большое количество простых процессов, то эффективность повысится.
Если мы автоматизируем некоторые процессы, например, расчет выработки или учет пребывания сотрудника на рабочем месте, то станет ясно, что эффективность каждого работника может быть выше.
Безусловно, умелое использование высоких технологий с правильным целеполаганием – это серьезный фактор по решению проблемы кадрового голода и других задач, которые стоят перед отраслью.
Существует и обратная сторона вопроса: оправданы ли риски по поводу того, что в будущем искусственный интеллект может отнять у людей миллионы рабочих мест по всему миру?
— Есть профессии, которые возникают на стыке областей знаний. Они всегда возникали, и никто не рассматривал, что может быть иначе, то есть без них можно обойтись. Такие профессии и находятся в зоне потенциального вытеснения искусственным интеллектом.
Однако искусственный интеллект все равно формируют люди, которые в эту область знаний погружены и имеют конкретные цели. Я думаю, что основная задача таких людей – делать различные процессы проще. Говорить, что важные пласты профессий пропадут, на мой взгляд, не стоит. Вероятнее всего, эти профессии получат новые импульсы и запрос на трансформации.
Последние 15 лет я слышу, что HR – вымирающая профессия, что искусственный интеллект заменит и автоматизирует все и HR-специалисты не будут нужны. Но получается, что все развивается гораздо быстрее, и искусственный интеллект является вспомогательным инструментом, который помогает HR решать различные задачи более эффективно.
Какие инвестиции в развитие человеческого капитала сегодня дают наибольший эффект?
— Во всех холдингах «Ростеха», и «Швабе» здесь не исключение, действуют общие подходы. Мы стремимся обеспечить нашим специалистам достойный социальный пакет, где и жилищная программа, и ДМС, и образовательные возможности, и санаторно-курортное обеспечение, и многое другое.
Первая и самая главная инвестиция – когда мы инвестируем во время, в конкретного сотрудника. Мы даем понять, что сотрудник нам не безразличен, ему нужно создать благоприятные условия для развития профессиональных навыков.
Также важны инвестиции в образование и развитие. Мы должны развивать сотрудников. Чтобы было общее осознание смысла пребывания конкретного сотрудника в компании.
Третий фактор – очень важно инвестировать в перспективу и благополучие сотрудников и их детей, в социальные вещи. Например, мы заранее активно начинаем с работниками диалог, интересуемся, куда пойдет учиться ребенок. Если мы говорим о детях возраста абитуриентов, то сами часто помогаем им поступить на подходящие места в вузах. Это важно с точки зрения ментального здоровья родителей. Такие вещи всегда дают эффект.
Или взять вопрос детского отдыха и досуга – на наших предприятиях дети сотрудников занимаются в секциях и кружках, а также имеют возможность отдыхать летом в отличных оздоровительных учреждениях почти бесплатно. Таким образом они привыкают развиваться в системе предприятия и к сознательному возрасту решают продолжать профессию родителей.
В целом у нас, как и в большинстве организаций Корпорации, работнику предоставляется социальный пакет или внедрен «принцип кафетерия», когда работник в рамках определенного лимита на год может выбрать тот перечень социальных программ, который для него актуален здесь и сейчас – компенсация расходов на питание, проезд, обучение и другие. Работает программа «Квадратные метры Ростеха» (обеспечение работников организаций Корпорации достойным и доступным жильем), развиваются промышленная медицина, программы ДМС, негосударственное пенсионное обеспечение, программа «Отдых с Ростехом», в которой компенсация стоимости путевки от работодателя в корпоративных санаториях и отелях может достигать от 40 до 75 %, а в 125 санаториях в регионах, где нет оздоровительных активов Корпорации, – до 15 %.
Каковы вложения «Швабе» в развитие кадрового потенциала?
— Мы для себя четко определяем приоритет: самый главный актив «Швабе» – это люди. От того, как мы строим работу с людьми, зависит результат успеха наших предприятий, в том числе финансовый.
Мы стараемся максимально активно оценивать ту ситуацию, которая есть с точки зрения ожиданий сотрудников. На это мы не жалеем ни времени, ни ресурсов. Видим, где их ожидания не совпадают с нашими возможностями, стараемся адаптировать всю нашу бизнес-структуру: мы можем гибко менять процессы, систему оплаты труда, если видим, что существует системный сбой.
Также для развития кадрового потенциала важно иметь хорошую стратегию управления персоналом и реализовывать ее. Это дает эффект, который невозможно переоценить. Если мы обладаем серьезным кадровым потенциалом, то мы обладаем серьезным преимуществом на рынке. Мы недостижимы для конкурентов, все остальное – организационный вопрос и вопрос времени.
Фото: пресс-служба Холдинга «Швабе»
ИННОПРОМ-2024