В России может быть скорректировано законодательство в сфере трудовой миграции: власти заговорили о реформе системы патентов, которая существует с 2010 года. По мнению опрошенных «ФедералПресс» экспертов, она не решает проблемы с мигрантами-нелегалами и не обязывает их платить налоги. Альтернативой такой системе могут стать инструменты, применяемые в странах Персидского залива. Читайте подробнее в материала агентства.
Путин: проблемы с трудовой миграцией существуют
Вопросы миграционного законодательства были подняты на встрече лидеров парламентских фракций с президентом России Владимиром Путиным. По словам главы государства, не нужно делать вид, что проблемы не существует. Он призвал добиться исполнения решений, принятых в миграционной политике, а также не исключил, что патентная система для мигрантов может быть отменена.
«Я ничего не исключаю», – сказал Путин.
Патенты для трудовых мигрантов появились в 2010 году после подписания президентом Дмитрием Медведевым изменений в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Первоначально патенты выдавались физическим лицам на срок от одного до трех месяцев с возможностью продления, но не более 12 месяцев. В Федеральной миграционной службе объясняли: нужно вывести из тени до 4 млн иностранцев, которые работают нянями, сиделками, ремонтируют квартиры и так далее.
В 2015 году году власти провели кардинальную реформу этой системы. С этого момента мигранты, приезжающие в нашу страну без виз – в том числе из стран СНГ и Украины – могли легально работать только после получения патента. Причем патент был нужен для трудоустройства в организации и к индивидуальным предпринимателям, а не только для оказания услуг физическим лицам. Были ужесточены требования по его получению – например, отсутствие судимости, знание русского языка и истории страны. «Впервые процедура получения права на осуществление трудовой деятельности привязана к самому субъекту – иностранному гражданину», – объясняла изменения председатель Комитета госдумы по безопасности и противодействия коррупции Ирина Яровая.
![]()
В 2024 году в стране было оформлено 2 млн патентов. Больше всего в Москве и Московской области – 563 тысячи и 378 тысяч соответственно. Доходы от налогов работающих мигрантов в 2024 году составили более 123 млрд рублей, а за первые пять месяцев 2025 года – 63 млрд рублей. В МВД заявляли, что в страну в 2024 году прибыли 6,3 млн мигрантов, половина из них – с целью трудоустройства.
В сентября 2025 года министр экономического развития Максим Решетников заявил, что в условиях дефицита на рынке труда полагаться на мигрантов никто всерьез не готов. По его словам, нужно закончить тот процесс, который был начат. «Мы будем подходить по принципу: приехал, подработал, уехал. Все по-честному, приезжают из других стран, зарабатывают деньги, получают деньги и уезжают», – пояснил политик.
Почему власти хотят заняться миграционной реформой
Идея об отмене патентов для трудовых мигрантов, которую озвучил президент Владимир Путин, связана с тем, что патентная система не дает возможности качественно отслеживать миграцию, считает член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), правозащитник Александр Брод. «Как мы знаем, при приобретении патента на год дается два месяца, чтобы найти работу, заключить трудовой договор. Два месяца мигрант находится в подвешенном, неподконтрольном состоянии, далее он может менять работодателей, снова находиться без работы», – сказал Брод.
По мнению члена СПЧ и правозащитницы Евы Меркачевой, власти стали уделять внимание этой теме из-за большого количества иностранцев, которые пользуются льготами, но не особенно принимают культуру нашей страны и даже ведут в ней незаконную деятельность. «Нужно навести порядок, сделать так, чтобы интересы коренного населения не нарушались», – сказала правозащитница «ФедералПресс».
Она добавила, что есть большое количество людей, русских по национальности, которые после распада СССР оказались за границей и по разным обстоятельствам без российского гражданства. Меркачева подчеркнула: процедура их возвращения в нашу страну достаточно сложная, есть множество бюрократических препонов. «Нужно максимально убрать эти препоны. С другой стороны, те, кто приехал сюда зарабатывать деньги, пользуются льготами в ущерб коренным жителям. Водят детей в школу, не говорящих по-русски», – считает правозащитница.
![]()
Меркачева отметила, что существуют нарушения законов мигрантами. «Если кто-то приезжает в нашу страну, они должны принять ее законы и вести себя в соответствии с нормами», – добавила правозащитница.
Александр Брод в беседе с «ФедералПресс» подчеркивает, что система трудовых патентов для мигрантов привела к хаотизации миграционного процесса. Так, выходцы из ближнего зарубежья привозили в Россию свои семьи, но не регистрировали их. «Мы видим, что растет криминализация мигрантов. Существуют проблемные вопросы их адаптации и социализации. Это требует серьезных перемен в миграционной политике», – сказал член СПЧ.
По словам главы МВД Владимира Колокольцева, в настоящее время около 400 тысяч мигрантов, имеющих нарушения, находятся в реестре контролируемых лиц. Он пояснил, что полиция с апреля 2025 года может самостоятельно выдворять из страны выходцев из зарубежья из-за нарушений закона.
Правозащитник Матвей Цзен считает, что для решения проблем в миграционной сфере нужно разделять юридическую и фактическую стороны принятия решений. Эксперт считает, что большинство россиян пока не видят каких-либо существенных изменений. «Представим, что за нарушение миграционного законодательства депортируют по 10 человек в день. Юридически решение работает, однако, если в стране не 10 нарушителей в день, а 1000, то эффект минимален – вы «черпаете океан чайной ложкой», – рассуждает собеседник «ФедералПресс».
Он пояснил, что часто законы принимают формально, без должного контроля и ресурсов для их исполнения. Цзен считает, что именно об этом говорил президент. «Этим нужно специально заниматься и менять существующие практики, выделять людей, обучать их, выделять ресурсы, организовывать. Такая работе не происходит по щелчку пальцев», – сказал эксперт.
Альтернатива патентам – организованный сбор мигрантов
К патентной системе в России возникает множество вопросов, однако никто не предлагает альтернативу, подчеркивает правозащитница Ева Меркачева. По ее словам, в вопросе трудовой миграции нужно обеспечить прозрачность: чтобы было понятно, что приехавший на заработки человек из себя представляет. «Мигранты платят подоходный налог по патенту. Это серьезные суммы, которые идут в бюджет. В год выдается более 2 млн патентов», – сказал Меркачева.
Она подчеркнула, что в этой ситуации важно заняться проработкой альтернативы этой системе.
Правозащитник Матвей Цзен считает, что действующая патентная система не решает миграционные проблемы: человек не обязан работать легально, он может не платить налоги. «Патентная система не ограничивает миграцию и не создает механизмов депортации нарушителей. Она лишь создает видимость контроля», – сказал Цзен.
![]()
Собеседник «ФедералПресс» полагает: в России можно воспользоваться системой, которая применяется в странах Персидского залива, так называемый целевой набор. Там мигрантов больше, чем коренного населения, но проблемы с ними – минимальны, добавил эксперт.
Правозащитник Александр Брод считает, что система целевого набора позволит представителям трудовых агентств набирать мигрантов под конкретные специальности работодателей и в необходимые регионы. По его словам, за рубежом представители агентств смогут проверять профессиональный уровень трудового мигранта, необходимость его дополнительного обучения или повышения квалификации, уровень знания языка. «Я убежден, что в странах, где отбирают мигрантов, на базе культурных центров российских посольств должны быть открыты подготовительные курсы и по специальностям, и по знанию языка, истории, традиций, права. Мигрант должен въезжать на территорию России подготовленным под опеку конкретного работодателя», – пояснил Александр Брод.
Собеседник «ФедералПресс» считает, что после окончания трудового договора трудовой мигрант должен будет покинуть страну или продлить трудовой договор. Брод подчеркнул, что за такого сотрудника должен отвечать работодатель. «Тогда мы будем четко представлять себе кто, когда и с какой целью из трудовых мигрантов приехал в Российскую Федерацию» – резюмировал правозащитник и член СПЧ.
По его словам, это позволяет сделать миграционную политику в стране прозрачной и четкой, а также распределить усилия необходимых структур профильных ведомств по социализации и адаптации мигрантов.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин, Ольга Юшкова


