Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому вводится временный запрет на экспорт бензина на полгода. Принятые решения направлены на поддержание стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса. Как это отразится на запасах топлива и ценах на него, «ФедералПресс» рассказал замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов:
«Самый низкий спрос на топливо был в январе и феврале. Но при этом мы видим, что котировки на международной сырьевой бирже на моторное топливо находятся на комфортном уровне и для АЗС, и для оптовых покупателей. Они могут, покупая бензин и дизельное топливо по такой цене, заработать какие-то деньги. На данный момент угрозы какого-то кризиса на розничном рынке нет в сезоне низкого спроса.
А почему же тогда котировки растут? Потому что у нас с начала года несколько заводов были вынуждены вывести часть мощностей на внеплановые ремонты. Несмотря на это дефицита топлива не случилось, так как у нас в стране производится значительно больше топлива, чем потребляется. На 10–12 % производится бензина больше, чем потребляется. А дизеля – в два раза больше, чем используется внутри страны.
Однако трейдеры и оптовые покупатели беспокоятся относительно надежности поставок. С одной стороны, угрозы на данный момент для надежности поставок, даже в сезон высокого спроса, нет. Но активность и беспокойство оптовых покупателей сначала привели к росту котировок. И для того, чтобы эту обеспокоенность свести на нет и не ударить больно по нефтепереработке, одновременно гарантируя внутреннему потребителю надежность поставок на внутренний рынок при любых условиях, был введен этот запрет. Запрет носит не тотальный характер. Он разрешает экспортировать автобензин в ограниченном количестве в некоторые дружественные страны.
Также были увеличены гарантированные объемы поставок дизельного топлива на биржу. Его вывоз составляет порядка 40–45 млн тонн, а бензина вывозится 4 млн тонн. Некоторые марки бензина просто не будут выпускать, увеличат производство керосина. В этом плане какая-то затоваренность вряд ли будет угрожать нашему рынку. Если мы говорим о текущем положении вещей, то реальных предпосылок для какой-то паники нет».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
Эксклюзивы «ФедералПресс»