Премьер Михаил Мишустин анонсировал уже вторую реформу, призванную оптимизировать работу ключевых структур в стране. Ранее речь шла об изменениях в госаппарате, сейчас – о реструктуризации институтов развития. По словам главы кабмина, анализ показал, что деятельность институтов «слабо увязана с новыми национальными целями развития», в них отсутствуют «единые механизмы управления». Также были найдены пересечения функций с федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями. Но почему это «выяснилось» только сейчас? Подробнее об этом «ФедералПресс» рассказал генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Алексей Алексеевич, в России до недавнего времени действовало 40 институтов развития. Реорганизация – стремление Михаила Мишустина повысить эффективность их работы, сократить бюджетные расходы на их содержание или это простая констатация того, что институты развития не оправдали ожидания?
– Скорее всего, они действительно просто не оправдали тех ожиданий, которые на них возлагали. Они стали «черными финансовыми дырами», с огромными денежными потоками, но крайне низкой эффективностью. В экспертном сообществе, подчеркну, бытует мнение, что это такие синекуры, куда закачиваются средства в порядке бонусных отчислений некоторым политическим группам, которые в ответ не принимают активного участия в формировании информационной повестки дня. Занимают людей, что называется. Подобного рода практики хороши для решения определенных задач, но порочны, так как являются серьезным бременем для бюджета.
Сейчас он дефицитный. Как я понимаю, Михаил Мишустин со своей условной командой налоговиков, решил исправить сложившуюся ситуацию за счет уменьшения, во-первых, коррупционной дельты, а, во-вторых, за счет тех проектов, которые не оправдывают себя с финансовой точки зрения, то есть не являются прибыльными.
Оправдано ли проводить реформу в период пандемии и экономического кризиса?
– Я бы не стал привязывать это к пресловутой угрозе пандемии. Да, есть угроза, и она является социально-экономическим фактором и так далее, но списывать на нее все проведенные действия, я бы не стал. Речь здесь идет о давнишних чаяниях тех экспертов, которые анализируют социально-экономический статус России и видят очередной перекос. Михаил Мишустин как премьер развития решил плясать от (цитируя Жванецкого) консерватории, в которой что-то нужно подправить. Как мне кажется, начал он с абсолютно правильных вещей.
Есть мнение, что институты развития создавались для пристройки «своих» и плодились искусственно. Кто из действующей элиты, на ваш взгляд, «пострадает» от реформы больше всего?
Политолог объяснил ликвидацию институтов развития. «Единой системы управления не было создано»
– Никто не пострадает. Проблемы будут лишь у бенефициаров сомнительных финансовых схем, которые несказанно обогатились на бюджетных средствах без какой-либо ответственности. И это больше всего печалит.
Пока остается неясной судьба самого одиозного реформатора 90-х – Анатолия Чубайса. Роснано переходит под крыло ВЭБ.РФ. Про самого Чубайса СМИ писали, что он может заняться развитием Севера. Куда он может отправиться в ближайшем будущем?
– На данный момент информация об Арктике – не более чем слух, а я их не комментирую. Скажу так: скорее всего, это будет должность, которая связана с контролируемыми расходами финансовых средств, поступающих из бюджета. Анатолий Чубайс не зарекомендовал себя в качестве серьезного бизнесмена, который умеет структурировать финансовые потоки негосударственного происхождения, поэтому в качестве консенсуса его могут устроить на «вкусную» должность, где финансы будут контролировать соответствующие органы. Не стоит забывать, что компания «Роснано» в самом начале была самой настоящей «черной дырой» без контроля над любыми финансовыми потоками со стороны государства, хотя именно оно было основным спонсором этого праздника жизни.
Эксперт о реформировании институтов развития. «Никто не заботился об эффективности управления»
Ликвидация институтов развития происходит на фоне трансфера власти. Означает ли это, что новый этап политической борьбы за влияние можно считать открытым?
– Борьбы не предвидится. Речь идет о косметической доводке политической конструкции в России. И я не говорю о властном трансфере. Выиграет от всех этих перестановок, безусловно, бюджет.
Одним из тех, кто точно выиграет от реорганизации, станет Игорь Шувалов и его ВЭБ.РФ. Передача функций оптимизированных институтов развития в его руки – это демонстрация доверия к нему?
– Я не готов ручаться за то, что Игорь Шувалов останется во главе ВЭБ.РФ после всей реструктуризации. А вы? Но если он и останется, то серьезным усилением для него эти события не станут. У него и так с влиянием все хорошо. Правда, не в политической сфере. Заметили, что Игорь Шувалов стал практически непубличной персоной? Тем более, если сравнивать его со временами на посту вице-премьера. Да, размеры его хозяйств увеличатся, но вряд ли увеличатся финансовые потоки, так как целью реформы является экономия 50 млрд рублей для бюджета.
В реформировании институтов развития интересна роль главы Счетной палаты Алексея Кудрина. На ваш взгляд, какова она?
– Безусловно, Алексей Кудрин является одним из ключевых авторов всех последних изменений, в том числе и последних увольнений министров и замене их на другие персоналии. Причина проста: решения принимаются на основе отчетов Счетной палаты.
Означает ли это, что у Кудрина появились политические амбиции?
– Нет, я уверен, что нынешний руководитель Счетной палаты понимает, что для населения страны он остается крайне серьезным аллергеном, который, возможно, конкурирует только с Анатолием Чубайсом. Любой политический проект, который он попытается возглавить, обречен на неудачу. Думаю, заниматься экспертной деятельностью, которая влияет на государственные решения, его устраивает. Мне кажется, это идеальная позиция для него.
Чем по итогу должны стать институты развития, каких результатов они должны добиться, чтобы реформу можно было считать успешной?
– По итогам реформы институты развития должны стать функциональными. Честно говоря, наблюдение за их работой вызывало непроизвольные смех и слезы: громадные расходы финансовых средств при минимальном выхлопе. У России сейчас нет возможности, по причине мирового кризиса, распылять попусту финансы. Потоки должны быть структурированы. И я очень надеюсь, что в конце каждого такого потока будет очередной технологический рывок для российской экономики.
Конец этого года стал по-настоящему масштабным в плане различных реформ и изменений. К чему нам готовиться в будущем?
– Нужно готовиться к оптимизации управления федеральных органов исполнительной власти. И это не только сокращение штата чиновников. Трудно по-настоящему оценить, получится ли у премьера Мишустина все это сделать. До этого ни у Михаила Касьянов, ни у Игоря Шувалова, ни у Дмитрия Козака, ни у Дмитрия Медведева, ни у Владимира Путина, ни у Алексей Кудрина это не получилось. Все эти люди в разное время инициировали сокращение управленческого персонала, но результат был противоположным. В этой связи, я полагаю, решение этого вопроса будет сравнимо с одним из подвигов Геракла – очисткой Авгиевых конюшен. Если удастся оптимизировать управленческие схемы, убрать лишние блоки, то нужно будет признать Михаила Мишустина административным гением. Я, во-всяком случае, сниму перед ним шляпу.
Фото:cap.ru