В России на протяжении довольно продолжительного периода резко снизился интерес к должности мэров городов. Во многих областных центрах градоначальников давно не избирает народ, а назначают через голосование в местных думах. Но и в конкурсах на замещение должностей так называемых сити-менеджеров участников набирается не так много. Например, конкурс на должность главы Норильска не состоялся, так как от участия в нем отказались семь из восьми ранее заявившихся кандидатов. На пост мэра Магадана вообще не подано ни одной заявки, и конкурс пришлось переносить. Аналогичная ситуация возникла несколько лет назад в Нефтеюганске. Почему муниципальная власть становится все менее привлекательной, в интервью «ФедералПресс» рассказал президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
Илья Александрович, как вы считаете, почему интерес к конкурсу на должность сити-менеджеров городов в последнее время снизился?
– Дело в том, что раньше многие участвовали в подобных конкурсах «на дурачка» – а вдруг получится. Кто-то пускал слух, что руководство региона хочет назначить на пост мэра одного человека, но в нем не уверено. И у других появлялась надежда: если заявиться, то шанс будет. Поэтому в конкурсе участвовали как самостоятельные игроки, так и представители различных политических партий. Теперь участники не хотят тратить силы на заведомо проигрышную историю.
Неужели все теперь настолько предсказуемо, что даже не пытаются?
– Если вы – не согласованный в администрации человек, велик шанс, что вас подставят. Даже в случае победы можно поставить подпись «не туда», потом за это сесть. Бюджетные документы могут не сойтись на пару тысяч рублей, и руководитель уже несет ответственность, вплоть до уголовной. Да и сам конкурс сложный. На него нужно еще правильно подать документы.
Думаю, что люди со временем разочаровались. С 2012 по 2016 годы число участников конкурсных процедур падало. Сначала в конкурсные комиссии поступало по 20-30 заявок, потом по десять, потом по пять, сейчас вообще кое-где перестали подавать. Да и активных людей в небольших регионах часто немного, и они уже пробовали свои силы в подобных конкурсах. В итоге поняли, что победа маловероятна. Ощущение невозможности пробиться даже на, казалось бы, открытую должность без договоров и связей отваживает людей от попыток пробовать свои силы.
В минувшее воскресенье прошли выборы глав пяти муниципальных образований. В общей сложности в них участвовало буквально около 15 человек. Где-то состязались всего по два кандидата. Как правило, муниципальные выборы заявляются представители «Единой России», ЛДПР и самовыдвиженцы чаще всего. Получается, особого интереса к прямым выборам мэров нет ни у граждан, ни у политических сил?
– В небольших муниципальных образованиях интерес порой невелик, к сожалению. Участники не хотят тратить время и силы с вероятностью победы, стремящейся к нулю. Все понимают, что выиграть может только тот кандидат, который для админресурса предоставит достаточное финансовое подспорье. Но есть города, где у людей все еще есть реальный интерес, и они бьются за победу. Например, мы видели, как в Якутске в свое время при жесточайшей конкуренции победила оппозиционный кандидат Сардана Авксентьева. Сейчас она покинула свой пост, но и предстоящие выборы главы администрации Якутска будут также сложные и интересные. А если говорить про маленькие города, там особо финансового ресурса нет. Что здесь представляет собой муниципальное хозяйство? В основном такие небольшие муниципалитеты живут на дотации. Поэтому никто вкладываться в избирательную кампанию и не хочет.
Городское хозяйство оказалось слишком неполитизированным. Раньше любой глава, даже самого маленького города или поселка, являлся пусть не царем, но князем. Имел бюджет, хоть небольшой, но свой. Было у него право и распоряжаться имуществом. Такой мэр влиял и на местных силовиков. И пусть в деревне один участковый, он все равно взаимодействовал с местной администрацией. А сейчас должность главы превратилась в такого зицпредседателя, винтика в системе исполнительной власти региона. Но есть же еще губернатор, профильные заместители, депутаты, и задачи муниципального главы здесь часто больше утилитарные – подписывать бумажки, собственно, и все. Вот интерес к посту мэра и иссяк.
Как вернуть интерес к прямым выборам и конкурсам мэров?
– Чтобы он возродился, нужно опять политизировать должности глав городов, причем любого уровня – от небольших поселков до крупных муниципалитетов. Надо наделить мэров полномочиями. На крайний случай можно вернуться к политической ситуации, которая была в местном самоуправлении до 2013 года. Тогда, полагаю, вернется интерес и граждан, и политических партий к тому, чтобы занимать административные должности в местном самоуправлении.
Я так понимаю, сегодня в ряде регионов проблема даже просто найти по договоренности человека, который бы согласился занять должность главы. Зарплата небольшая, в среднем 20-30 тысяч рублей, ответственности много, работы тоже. Кроме того, люди с соответствующей квалификацией чаще всего уезжают из небольших поселков в города покрупнее. А остаются те, у кого навыков может и не быть. И они бы, может, и согласились занять должность главы, но не нужны системе без должного опыта и профессионализма. Это безвыходная ситуация.
Может быть, тогда вообще стоит «наверху» принять решение и повсеместно вернуть прямые выборы мэров?
– Чтобы у нас реально вернулись такие выборы, изменения действительно должны произойти на самом верху. Сейчас система «консервируется». То, что происходит снизу, является отражением действий, существующих сверху. Тяжело представить, если у нас завинтили все гайки для губернаторов, вдруг начнется вольница снизу.
Кстати, интерес к выборам депутатов органов местного самоуправления тоже невелик. Например, еще в 2007 году на всю страну прогремел случай в Курганской области, когда в одном из сельсоветов, где проживает 30 избирателей, на выборы сельской думы пришел кандидат и его знакомая. Кандидат, получается, выбрал сам себя, выборы признаны состоявшимся, так как порога явки уже не было. И это не единственный случай. Есть ли смысл в таких представительных собраниях?
– Вопрос актуальный. Когда запускали реформу органов местного самоуправления в 2012 году, возник вопрос, зачем такое число людей нужно на местах? Да и выбирать некого. Мы помним, как недавно главой поселка стала уборщица. Где-то на выборах главы или муниципального депутата может победить тракторист. Да, при советской власти это было оправдано, когда пролетариат управлял. Но сегодня это должны быть, скорее, профессиональные управленцы – юридически подкованные, чтобы знать хотя бы, где просить бюджет и куда жалобы писать. В конечном итоге ведь на них ложится масса общественной нагрузки. Надо работать, а все еще ходят жаловаться. Муниципальные управленцы устают, не хотят этим заниматься, избираться тем более.
Тем более, местные депутаты обычно денег за свою работу не получают. Если хоть что-то платили бы, пусть три тысячи рублей, и то было бы больше интереса. А бесплатно брать на себя допнагрузку люди не хотят.
Надо ли это все? Мое мнение: не нужно. Если уж мы оперируем к власти Советов, могу напомнить, что там управленческое звено было раз в двадцать меньше, чем сейчас. В областных администрациях работали десятки человек, а на местах – один-два. Сейчас наплодили: советы депутатов, глав и заместителей. Полагаю, что реформа ОМСУ 2012 года, если и задумывалась позитивно, то, как мне кажется, наплодила много сотрудников аппарата без полномочий.
Очевидно, что новая реформа местного самоуправления назрела, и об этом высказывался президент. Ее старт ожидали после внесения поправок в Конституцию. Но пока на этот счет ничего не слышно. Почему?
– Вряд ли поправки в Конституцию оживят это поле. Если главе региона нужно «отдуваться» перед Москвой, он будет спрашивать с подчиненных. А им надо изобразить бурную деятельность. Все это выливается порой в совсем какие-то комичные истории с торжественными открытиями в маленьких поселках школьных парт, фонаря, скамейки и так далее.
Если произойдет масштабная реформа вертикали власти в целом, как делал Хрущев в свое время, передавая часть власти округам, тогда и в местном самоуправлении что-то изменится. Обычно если экономика в стагнации, добавляют полномочий на местах. И уже на уровне городов и поселков главы придумывают, как найти деньги, реализовать какие-то проекты. Они вынуждены крутиться. Сейчас мы этого не видим. Пока вся муниципальная система будет находиться в статусе отдела областной администрации, интереса к ней не будет.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин