Петербургский международный экономический форум стал для делегации Тюменской области весьма результативным. Итог форума – несколько подписанных соглашений, договоренность о строительстве завода, лидирующие места в двух ключевых рейтингах. Обозреватель «ФедералПресс» встретился на полях ПМЭФ с губернатором Александром Моором и узнал, сколько денег регион собирается запросить у федерального центра, чем заманивают инвесторов и какой секретный ингредиент добавляют в уху для туристов.
Уроки и результаты пандемии
Александр Викторович, Тюменская область вернулась в тройку лидеров по инвестиционному климату. Какие меры должны быть предприняты, чтобы удержать эти позиции в дальнейшем?
— Ответ на этот вопрос – один из самых сложных. Я всегда говорил, что сложно стать олимпийским чемпионом, но гораздо сложнее повторить этот результат. Сегодня все регионы России используют наилучшие практики для улучшения инвестиционного климата, поэтому даже чтобы стоять на месте, нужно очень быстро бежать. В этом смысле мы имеем свои рецепты.
При этом постоянно изучаем опыт других регионов-лидеров – тех, кто сделал очень сильный рывок в этом рейтинге. Мы все это примеряем на себя. Но самое главное все же – это быстрота и плотность коммуникаций: когда у инвестора есть возможность очень быстро дойти до лица, принимающего решения по вопросам, которые его беспокоят. Это очень сильно повышает уровень доверия. А сегодня уровень доверия – это скорость.
И конечно, это использование всех инструментов поддержки инвесторов, которые сегодня в рамках законодательства есть у регионов. Я имею в виду финансовые, административные, налоговые ресурсы.
И для людей, которые вкладывают деньги, очень важно понимание перспективы. Не просто, что инвестору хорошо здесь и сейчас, он должен понимать, что, вкладывая деньги и имея срок окупаемости, на всей перспективе инвестиционного цикла условия для него будут стабильными. Поэтому нужна инвестиционная стратегия, понятна преемственность власти и стабильные законодательные условия хотя бы в части региональных налогов.
В рамках своего послания Федеральному собранию Владимир Путин назвал флагманской цифровизацию медицины. Как с этой сферой в Тюменской области?
— Мы очень много лет еще до пандемии занимались цифровизацией медицины, потому что с точки зрения управления медицина – самая сложная сфера. Сейчас у нас цифровизованы все медицинские карточки в поликлиниках, записаться к врачу можно, используя разные цифровые сервисы, аппараты КТ, МРТ, ЭКГ подключены к единой базе, мы формируем банк снимков. Мы оптимизировали работу наших телефонных call-центров.
Собственно, многие наработки мы делали исходя из собственного видения и собственных задач. И в пандемию это нам помогло. У нас 80 % листков нетрудоспособности были оформлены в цифровом виде, 50 % земляков записывались к врачу, используя сервисы.
Я не говорю, что у нас все было идеально. Безусловно, пандемия для системы здравоохранения стала серьезным стресс-тестом. И многие вещи нам приходилось корректировать, менять на ходу. Но совершенно точно: те регионы, которые заранее готовились и проводили цифровизацию медицины, на эти вызовы ответили чуть быстрее и может быть чуть эффективнее.
Работа продолжится и дальше?
— Думаю, что и дальше будет внедряться телемедицина в консультациях. Здесь есть, что поменять в нашем законодательстве. Мы использовали эту технологию, чтобы снизить нагрузку на поликлиники, службу скорой помощи, отправляя людей бессимптомных на телеконсультации. В результате смогли развести потоки и сделать это эффективно, сосредоточив наши резервы, ресурсы на тех пациентах, которым действительно нужна была медицинская помощь.
Регион готовится занять денег
Госдума в первом чтении приняла закон об инфраструктурных кредитах. Расскажите, какой кейс готовит Тюменская область?
— Мы надеемся, что этот инструмент – инфраструктурные кредиты – как раз для таких регионов, как мы. В послании президент отмечал, что этот инструмент дадут тем регионам, которые ведут взвешенную бюджетную политику.
Мы уже сформировали заявку. В ней 38 проектов на сумму почти 80 млрд рублей. Пока нет параметров, как суммы будут распределяться между регионами, на какую сумму можно будет заявиться. Но как только они будут определены, мы из своей заявки наиболее приоритетные проекты оформим как окончательный вариант.
Какие проекты в этой заявке?
— Там все, что нужно нашему региону: школы, сады, большие транспортные развязки, инфраструктурные объекты в сфере ЖКХ, подготовка индустриальных парков. Обширный перечень.
И мы считает этот кредит хорошим подспорьем. До этого мы никогда не занимали деньги на рынке, а реализовывали нашу инвестпрограмму, исходя из собственных доходов. Но сейчас есть потребность построить объекты чуть быстрее.
Про уникальность Тюменского края
Как вы считаете, в чем уникальность Тюменской области для страны, ее главная достопримечательность?
— Если мы говорим с точки зрения привлекательности для туристов, то есть две вещи. Первая – это наше историческое наследие. Тюмень является первым российским городом в Сибири, а Тобольск, который был основан на один год позже, был столицей Сибирской губернии, территория которой простиралась от Пермского края, включая Аляску. Ну, и Тобольск – духовная столица Сибири, здесь единственный каменный кремль за Уралом. Поэтому у нас есть что посмотреть.
И вторая вещь – наши природные ресурсы, большое горячее древнее море под землей. У нас развиваются термальные курорты на разный кошелек. Поэтому в Тюмени можно познакомиться с историей и хорошо отдохнуть. Причем лучше это делать в зимнее время года. Только представьте: на улице минус 20 и идет снег, а ты сидишь в горячей воде +38 градусов.
По вашему мнению, какое блюдо или напиток характерен именно для Тюменской области?
— У нас для туристов есть такое блюдо, как уха с нефтью. Не буду говорить из чего. Приезжайте – попробуйте.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева, Елена Аталыкова
Лучшие интервью за 2021 год