Политика
  1. Политика
Политика
Республика Крым
0

Глава Росмолодежи о возможностях для школьников и студентов: «Формирование экосистемы запущено»

Молодежь
Росмолодежь формирует среду, которая помогает молодым людям найти свои таланты

Вопреки распространенному мнению российская молодежь не только интересуется политикой, но и активно формирует ее. Как школьники создают среду вокруг себя, чему учат губернаторов и какие новые проекты ждут талантливых молодых людей – рассказала в интервью «ФедералПресс» глава Росмолодежи Ксения Разуваева.

Вы уже полгода возглавляете Росмолодежь. Изменились ли за это время структура ведомства, формат его работы?

— За эти полгода наша команда уже проделала большую работу. Мы действительно перезагружаем формат работы, смыслы и в целом позиционирование. В первую очередь в соавторстве с теми, для кого мы, собственно, и работаем, мы определили миссию и ценности. Росмолодежь формирует среду, которая помогает молодым людям найти свои таланты и реализовать мечты в России.

Сейчас постепенно перестраиваем подход к решению задач, прообразом для этого стала в том числе «Большая перемена» – наверное, самый масштабный по количеству участников конкурс в России, 2,5 млн школьников и студентов колледжей уже приняли участие в нем. Спустя два года с момента создания конкурс стал еще и пространством, где авторами выступают сами дети. Они часто что-то придумывают, и это воплощается в жизнь. Кстати, авторы главного слогана конкурса «Здесь не оценивают, а ценят» – опять же, сами дети. Мы придумываем и не навязываем форматы, а спрашиваем тех, для кого мы это делаем. Все нововведения в конкурсе и в сообществе «Большой перемены», которые были в этом году, начиная от новых направлений и заканчивая местами, куда ездили ребята в путешествия, программа и тематика вызовов – это все, что придумали сами участники конкурса. Наша задача – сформировать для них эту среду. На примере этого конкурса кажется, что получается.

По такому же пути мы пошли летом этого года, когда президент поручил правительству дополнить каждый из 13 нацпроектов отдельными молодежными треками. Мы объявили открытый сбор, интерес к этому был колоссальный. От ребят поступило более 15 тысяч предложений. Это, кстати, позволило нам узнать наиболее востребованные в молодежной среде нацпроекты. Ими стали «Культура», «Образование» и «Экология». Но полный эффект от таких нововведений, конечно, еще только предстоит оценить. Глубоко убеждена, что если мы говорим о построении правительства высокого доверия, то без масштабного вовлечения молодежи в выработку идей и решений не обойтись. Пожалуй, это ключевой принцип.

Продолжая этот контекст, мы начали еще и полноценное переформатирование общей экосистемы молодежной политики. Росмолодежь – уникальное ведомство, потому что в отличие от всех других органов исполнительной власти сформировано по возрастному признаку, а не по отраслевому. При этом молодые люди – такая группа, которая самым активным образом вовлечена во все без исключения отрасли, все сферы жизни нашей страны. Для нас это значит только одно – чтобы молодой россиянин чувствовал себя максимально комфортно, молодежная проблематика должна быть на повестке и за стенами Росмолодежи. Такой трек должен быть в каждом министерстве, разумеется, в университетах и других образовательных учреждениях. Вслед за этим мы пойдем к отраслевому бизнесу. У Росмолодежи в этом смысле будет координирующая роль. Эту работу по погружению всех в молодежный контекст мы уже запустили. За полгода провели сессии с регионами, с ректорами крупнейших вузов. Процесс по формированию большой экосистемы молодежной политики запущен.

Совсем скоро, в декабре, мы готовимся презентовать новую архитектуру позиционирования ведомства: нам важно говорить с целевой аудиторией на одном языке; сокращать дистанцию, конечно; быть не только узнаваемыми, но и понятными каждому молодому человеку.

Какие проекты сегодня реализует Росмолодежь?

— Одно из основных направлений деятельности агентства – грантовая поддержка социально значимых проектов молодых людей. Конкурс проходит круглый год в очно-заочном формате. Побороться за победу могут граждане России 14–35 лет, образовательные организации высшего образования, некоммерческие организации, в том числе молодежные и детские общественные объединения. Объем финансирования грантового конкурса молодежных инициатив в 2021 году составил 2,5 млрд рублей. И на этом грантовые возможности для молодого человека не заканчиваются. Здесь важно сказать и о наших партнерах – Институте развития интернета, Фонде президентских грантов и новом Фонде культурных инициатив. Каждый из этих фондов – инструмент в руках ребят для реализации амбициозных проектов в самых разных областях применения знаний.

Росмолодежь хорошо зарекомендовала себя как оператор одной из самых масштабных форумных кампаний в стране. В следующем году наши форумы ждут большие изменения. За каждой площадкой мы закрепим определенную тематику. Например, в Калининградской области форум будет специализироваться только на работе с молодыми медийщиками. Северокавказский «Машук» концептуально станет базой Российского общества «Знание». На Дальнем Востоке пройдут форумы для предпринимателей и управленцев. По примеру арт-кластера «Таврида» будет сформирован круглогодичный формат работы площадок. Расширяются и совершенствуются флагманы форумной кампании – крымская «Таврида» и подмосковная «Территория смыслов». На практике это означает, что мы в каком-то смысле отходим от формата сугубо форума, когда участник приезжал к нам, получал набор знаний, участвовал в грантовом конкурсе и затем на год про нас забывал. Каждая площадка превратится в отдельную экосистему с набором сервисов, функций и опций в течение всего года. Это будет и про образование, и про нетворкинг, и про кадровые лифты, и просто про полезное времяпровождение.

Много внимания уделяем работе с бизнес-сообществом. Опять же в ответ на явный запрос. Тема предпринимательства – одна из наиболее интересных для молодых людей, стоящих на пороге самоопределения.

На Восточном экономическом форуме в сентябре этого года вместе с Минэкономразвития мы запустили уникальную программу по развитию молодежного предпринимательства. Ее участниками могут стать школьники, студенты, начинающие и действующие предприниматели до 35 лет. Программа запущена в 30 пилотных регионах, со следующего года – по всей стране. В этом же контуре сформирован клуб молодых предпринимателей – это шанс познакомиться с партнерами и наставниками, прокачать свои навыки.

Вместе с Ростуризмом при поддержке президентской платформы «Россия – страна возможностей» в сентябре запустили программу развития молодежного туризма «Больше, чем путешествие». 50 тысяч молодых людей ежегодно смогут претендовать на бесплатные путешествия по всей стране. Уникальность программы в том, что мы «зашиваем» в нее полезный и практический смысл – туристы не только знакомятся с новыми для себя регионами своей Родины, но и имеют возможность внести полезный вклад в развитие этой местности – и тут речь не только о волонтерских акциях и разработке прикладных проектов развития прямо во время путешествия. Ряд губернаторов уже поддержали идею трека «Больше, чем работа» и готовы способствовать в создании условий для сезонной миграции молодых для работы в их регионе. Претендовать на участие в программе «Больше, чем путешествие» могут наиболее активные участники различных олимпиад и конкурсов, победители проектов линейки «Россия – страна возможностей», самые активные слушатели лекций общества «Знание». Кстати, упомянутые мной примеры – это уже результат успешного межведомственного взаимодействия. Уверена, что такого плана проекты мы будем тиражировать.

Безусловно, нельзя не сказать о нашем ключевом проекте в части работы с детской аудиторией – это всероссийский конкурс для школьников «Большая перемена». Его участниками в этом году стали более 2,5 млн школьников. Вдумайтесь в эту цифру. Фактически каждый четвертый школьник России. Теперь это полноценное сообщество, которое объединяет школьников, их родителей, педагогов, партнеров. В этом году к «Большой перемене» присоединились студенты СПО, а также ученики 5–7 классов. Предложение по расширению аудитории внесли сами ребята-старшеклассники. Треть участников конкурса – жители небольших городов и поселков. Также у нас есть участники из лицеев при вузах, школ-интернатов. Можно сказать, что «Большая перемена» стала платформой равных возможностей для самых разных детей.

Общими усилиями мы создаем экосистему сервисов бесшовного сопровождения молодого человека на всем пути его развития. Начиная с 14 лет, когда можно стать участником всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена», и продолжая работу в рамках студенческого конкурса «Твой Ход» и других проектов – уже для молодых профессионалов – вся линейка проектов «РСВ».

Студенческий конкурс «Твой ход» интересен тем, что в игровой механике студенты могут приобрести навыки управления различными проектами и отраслями. Конкурс проходит с этого года. С 27 по 29 ноября в Сочи пройдет первый финал, участниками станут 1 000 учащихся вузов со всей страны. Финалистам предстоит продумать и спроектировать университет будущего. Как и в «Большой Перемене» призы довольно-таки внушительные – уже студентом можно стать миллионером и потратить этот приз на дальнейшее обучение, запуск собственного стартапа или же улучшение жилищных условий. Но, пожалуй, не в этом ключевая суть и польза. Ведь все его участники – а по сути студенты – это завтрашние соискатели. Они не только получают навык решения практических задач, который фактически формирует из них профессионалов той или иной отрасли, но также и знакомятся в деле с их будущими работодателями. Список партнеров конкурса довольно внушителен – это ведущие госкорпорации страны, передовой бизнес. И если посмотреть с этой стороны, то в конкурсе уже победили все, кто принял в нем участие.

Недавно Росмолодежь анонсировала проведение первой молодежной премии «Время молодых». Можете рассказать подробнее, в чем идея и кто участники?

— У нас в стране много людей, которые вкладываются в сферу молодежной политики. Нам важно рассказать о них и их проектах, показать, что они делают, помочь с масштабированием на более широкую аудиторию. В конце концов сформировать престиж сферы. Поэтому в этом году впервые по инициативе наших коллег из регионов мы решили учредить такую премию.

Мы активно развиваем экосистему Росмолодежи в регионах, взаимодействуем с нашими коллегами на местах, обучаем их. И нам, во-первых, хотелось бы поощрить тех, кто работает в сфере молодежной политики – наших министров, сотрудников региональных и муниципальных органов власти. Это наша базовая профессиональная компетенция, но молодежная политика значительно шире. Мы хотим поблагодарить за вклад в молодежную политику, сказать «спасибо» нашим партнерам, которые сегодня создают уникальные проекты для молодых людей. Большой интерес вызвала номинация «Друг молодых» для губернатора, который, по мнению молодых людей, строит в своем регионе наиболее дружелюбную для них среду. Нам хотелось бы сказать «спасибо» самым разным известным людям, которые не всегда могут дать себе отчет, какое позитивное влияние оказывают на подрастающее поколение нашей страны.

Премия молодежных достижений «Время молодых» состоит из двух этапов. Сейчас мы запустили первую часть, вторая стартует непосредственно на самой премии, 14 декабря. Подведение итогов второго этапа состоится в День молодежи, 27 июня. Это будет уже поистине масштабное, всероссийское событие, где мы выйдем за рамки сферы.

Новости через Telegram и коммуникация в соцсетях – норма для молодежи многих стран. Какие пути коммуникаций вы выстраиваете с поколением Z, чтобы достучаться до их сознания, сердец?

— Безусловно, мы используем все существующие каналы связи – социальные сети, сайт, специализированные приложения. Я делюсь в своем Instagram результатами командной работы и нашими планами, рассказываю про молодежь нашей страны и знакомлю с сотрудниками агентства. На мой взгляд, это позволяет ребятам посмотреть на работу ведомства изнутри, понять, что государство – это в первую очередь надежный друг. При этом уделяю особое внимание прямой коммуникации. Всегда во время командировок вижусь с нашими ребятами, в регионах посещаю молодежные центры и неформальные точки притяжения.

Интересный опыт был у нас как раз с «Большой переменой» – мы пригласили участников проекта на заседание Государственного совета по образованию, недавно мы проводили семинар-совещание для органов исполнительной власти и губернаторов, где также выступили ребята из «Тавриды», «Большой перемены», акции #МЫВМЕСТЕ, военного училища. Для серьезных экономических форумов, таких как ПМЭФ, ВЭФ, – молодежный день уже стал традицией, а детскую площадку в 2021 году мы сделали впервые. И это тоже пространство общения. Что ценно – живого.

Так что, возвращаясь к вашему вопросу, я вижу в общении ключевую ценность и в этом плане открыта к совершенно разным каналам коммуникации.

Эксперты отмечают, что многие молодые люди сейчас выступают за здоровый образ жизни, пытаются помогать близким, борются за экологию. Но есть ощущение, что политика сместилась на периферию сферы интереса. Вы согласны с таким мнением?

— Не стала бы тут, что называется, смешивать мух с котлетами. Сферы сложно сопоставить друг с другом. В первую очередь потому, что формулировка активной гражданской позиции по целому ряду вопросов – среди них и экология, и помощь близким, и пропаганда здорового образа жизни – все это во многом влияет на решения тех, кто, в свою очередь, занимается политикой.

Этому есть примеры из реальной жизни. Экологическая повестка – это вообще общемировой супертренд, поддерживаемый, действительно, в первую очередь молодыми людьми. Так вот на нем политический капитал сделали партии во многих странах мира, эта повестка сильна и в России. Если мы говорим про упомянутую вами помощь близким – посмотрите, на последних выборах в Госдуму порядка 20 кандидатов от разных партий – это представители тех или иных волонтерских движений, все они участники акции «МЫВМЕСТЕ». В обществе появился острый запрос на эту тему, и это неминуемо отразилось на политическом ландшафте нашей страны. Поэтому я бы говорила, что политика во многом является отражением общественных трендов.

Опять же, повторюсь, не обязательно напрямую участвовать в политических процессах – многим действительно это неинтересно – но это не означает, что проактивная позиция не отражается на жизни общества.

Ходить на выборы и осознанно делать свой выбор в пользу той или иной политической силы – это тоже участие в политике, в жизни страны. И процент вовлечения молодых людей в последние федеральные выборы довольно высокий, во всяком случае, не ниже других возрастных групп.

Фото: Полина Зиновьева / ФедералПресс

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 11:35

Национальные проекты

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments