Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

Замгубернатора Дмитрий Ионин о свердловской Мекке туризма: «Не только место, где царя расстреляли»

Дмитрий Ионин
Дмитрий Ионин придумал, как привлечь туристов в Свердловскую область

Экс-депутат Госдумы Дмитрий Ионин дебютировал в должности заместителя губернатора Свердловской области в октябре 2021 года. Он стал куратором двух перспективных для региона сфер: туризма и цифровизации. О возможностях превращения Среднего Урала в центр притяжения туристов и необходимости контроля за школьниками в соцсетях Дмитрий Ионин рассуждает в проекте Public Talk «ФедералПресс-Центра».

Туристический нацпроект

Дмитрий Александрович, в Свердловской области создается департамент по развитию туризма и индустрии гостеприимства. Мягко говоря, регион не является Меккой туризма. Ждать ли революции в этой сфере?

— Конечно ждать! Изначально слово гостеприимство намекает, что мы ориентируемся на внутренний, въездной туризм. Обычно туризм у нас себе представляют как возможность в Турцию слетать, на море поваляться. Но мы не этим занимаемся, это федеральная функция. Наша задача – привлечь туристов в Свердловскую область. Не только из зарубежных стран или других регионов, но и местных.

Кроме того, у нас проходит много международных мероприятий: «Иннопром», WorldSkills, Универсиада. Приезжают много людей со всего мира. И мы должны дать ответ на вопрос, где они будут проводить время, чтобы потом рассказать об этом знакомым и вернуться на Урал.

В Екатеринбурге гостиничная сеть развита неплохо, о периферии региона этого сказать нельзя. Между тем много точек, представляющих интерес, находятся именно там. Как быть с этим?

— Безусловно, гостиничная индустрия развита в Екатеринбурге. Но она развивается уже и в других муниципалитетах. Пример Сысерти: «Гринвальд», «Белая лошадь», «Пайн-Крик» – много проектов, которые сами по себе развиваются. И задача департамента – упаковать это в единый турпродукт и создать инфраструктуру.

Со следующего года в России начнется реализация нацпроекта по туризму. Существенные ресурсы федеральные власти будут выделять на развитие туризма в регионах. И здесь встанет вопрос битвы идей за федеральное финансирование. Именно поэтому мы создали отдельный орган исполнительной власти: нужно вести переговоры с Ростуризмом, с Туризм.рф (это структура, которая будет входить в финансирование проектов типа кластера «Гора Белая», туркластера Сысерти и так далее).

Чтобы предприниматели вложили деньги в туризм, нужно им дать инфраструктуру. Посмотрите на «Солнечную долину» в Челябинской области. Там построили огромный горнолыжный курорт, но перед этим туда область провела сети, дороги, и предприниматель понимал: «Я вкладываю деньги уже в готовую идею». Это так называемое якорное или кластерное развитие туризма. Та же история происходит сейчас в Сысерти. Мы прилагаем все усилия, чтобы эти разрозненные точки притяжения превратились в единый туристический маршрут.


Река Чусовая – популярный туристический маршрут на территории Свердловской области

Условно, есть Тальков камень, на который все привыкли ездить дикарями и ставить там палатки. А если там установить глэмпинги, создать инфраструктуру обслуживания? Наверное, часть турпотока добавится. Это недорого. И государство должно участвовать.

Или Перевал Дятлова. Сейчас многих манит этот бренд. Люди туда едут, но останавливаются в каких-то избушках, где небезопасно, палатки ставят и, не дай бог, могут повторить судьбу тех, кто пропал на перевале. Поэтому туда надо привести предпринимателя и сказать: «Смотри, ты можешь на этом заработать! Наша задача тебе в этом помочь». Например, выделить землю или банально провести электричество. Государство это может сделать.

Такие истории надо развивать. Мы не предлагаем строить огромный курорт и со всей России туристов затаскивать. Но есть точки притяжения, в которые надо вкладываться.

Новый департамент

Какое главное условие развития туризма на Среднем Урале?

— Во-первых, нужна стратегия. Во-вторых, государство это сделало нацпроектом. Есть показатели, есть задачи, есть финансирование. Для этого и нужен орган исполнительной власти. Думаете, я выступаю за это только ради увеличения количества чиновников? Их там, кстати, не так много, 15 человек.

Обсуждают, что Эльмира Туканова его возглавит.

— Не буду комментировать, пока губернатор Свердловской области [Евгений Куйвашев] не принял решение. Могу лишь констатировать, что этот орган был создан, а со следующего года начнет функционировать. В него переходит АНО «Управляющая компания туристическим кластерами» – бывшая «Гора Белая», теперь она более многопрофильная. Туда же переходит Центр развития туризма.

Когда будет назначен руководитель?

— Ждем губернатора, по моим прогнозам, до конца года это произойдет. [Указ о назначении подписан 21 декабря, уже после записи интервью. – Прим. ред.]

Пять миллионов туристов

Какое количество инвестиций можно будет привлечь в туристический кластер?

— Я еще не превратился в бездушного чиновника, который сыплет цифрами, потому что они у него написаны на бумаге. Есть задача к 2035 году увеличить турпоток в область до 5 миллионов человек в год. На эту цифру и ориентируемся. В основном это внутренний туризм. Здесь пандемия, как ни странно, сыграла в плюс: люди начали искать варианты внутри страны, где можно отдохнуть.


Гора Белая

У нас существует проект «Гора Белая», где есть отличная фишка с точки зрения международного туризма. Это же мы привыкли, что у нас тут проходит граница Европы и Азии! Но для кого-то за пределами страны и даже регионов УрФО это очень крутая история: есть один континент и другой. На Горе Белой сейчас есть один горнолыжный спуск, который ведет в Европу. А другой, когда построится, будет в Азию. Такой фишкой туристов и из Китая, и из Европы можно заманить!

Вы говорите, Свердловская область – не Мекка туризма. А что Мекка? Если стандартно считать, что это Алтай или Питер, то, наверное, вы правы. Но что мешает нам ее создавать? У нас сейчас неплохая позиция в туротрасли – в топ-10 российских регионов. Осталось ее не потерять.

В чем лично вы видите свою задачу?

— Чтобы Свердловскую область перестали воспринимать только как место, где царя расстреляли. У нас есть и другие точки интереса, которые могут притягивать туристов: Оленьи ручьи, Конжаковский камень, на Перевале Дятлова я сам с удовольствием стану одним из первых туристов.

Об опасности интернета

Кроме туризма вы также курируете вопросы цифровизации региона. В последнее время обсуждается инициатива власти начать контролировать поведение школьников в социальных сетях. Для этого даже создана специальная электронная платформа. Возникает вопрос: насколько это укладывается в общечеловеческие нормы? Где грань между контролем и вмешательством в личное пространство?

— Как куратор минцифры Свердловской области, прокомментирую с точки зрения технической возможности. Технически такой контроль установить можно.

Если обсуждать моральную сторону, могу сказать только как отец. Здесь нужен баланс. Свобода свободой, но мы видели массу историй, когда дети могли покончить с собой в группах «Синих китов», когда срывались в блатную романтику, начитавшись в группах АУЕ. Я это все видел, будучи депутатом, слава богу, не на своих детях. Ко мне обращались люди по этой тематике.

Также есть проблемы с точки зрения продажи в Даркнете (англ. DarkNet, скрытая анонимная интернет-сеть. – Прим. ред.) разного рода запрещенных веществ или пропаганды среди неокрепших умов различного рода нетрадиционных отношений. Все это имеет место.

Скажем честно: любой нормальный родитель хотел бы оградить детей от этого.

Кто и как должен этим контролем заниматься?

— Сейчас все выстроено на банальном уровне: пусть классный руководитель читает социальные сети детей. Что он там высмотрит? У классного руководителя и так работы много, его еще отчетами грузят. Ему есть чем заняться. Поэтому какая-то система мониторинга должна быть.

Нам просто нужен открытый диалог, в котором каждый поймет свою степень свободы. Ведь моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Это аксиома. С этой точки зрения к интернету тоже есть вопросы: буллинг, травля детей, проявление извращений.

Поэтому контроль соцсетей нужен и технически возможен. Вопрос в балансе. Мы всегда любим скатываться в крайности, и в этом беда: либо предлагаем все запретить, либо «пусть они там, в интернете, занимаются чем хотят». Давайте все же искать золотую середину.

Рано или поздно мир к этому придет. Сегодня дети в интернете попадают в 10 раз чаще в страшную ловушку, чем попадали на улице в 90-е годы. Нужны механизмы, которые защитят школьников от суицидальных групп, от пропаганды наркотиков, девиантного поведения и извращений.

Ранее об опасности режима QR-кодов для экономики в спецпроекте Public Talk рассказал свердловский депутат Рант Агаджанян.

Благодарим интерьерный центр Architector за гостеприимство

Фото: УралПолит.Ru / Полина Зиновьева; ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Ельцова

Сюжет по этой теме
21 июня 2022, 15:57

Иннопром-2022

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.