В 2024 году на российском рынке недвижимости произошли изменения, которые снизили доступность жилья. Отмена массовой льготной ипотеки, исключение из программы IT-ипотеки Москвы и Санкт-Петербурга и, наконец, повышение ключевой ставки Банка России до 21 % отложили планы многих россиян по покупке квадратных метров. В преддверии Дня риелтора, ежегодно отмечаемого в России 8 февраля, «ФедералПресс» поговорил с президентом Российской гильдии риелторов Артемием Шурыгиным о том, стоит ли ждать снижения ипотечных ставок, упадут ли цены на жилье и будет ли государство что-то еще менять на рынке в 2025 году.
Артемий Юрьевич, как вырос квадратный метр в России после изменения условий по ипотеке в 2024 году? Просел ли рынок по итогам года?
— После существенных изменений условий по ипотеке в 2024 году – отмены массовой льготной ипотеки – спрос на недвижимость переживает падение, в зависимости от сегмента рынка падение спроса составило от 30 % до 70 %. Вместе с тем мы не наблюдаем резких изменений стоимости квадратного метра, на региональных рынках отмечаем разнонаправленные движения цены: где-то есть незначительное снижение, где-то продолжается рост, но сниженными темпами, не превышающими темпы инфляции. Падения цен не случилось, корректировки имеют место быть, но их величины отмечают только аналитики и эксперты рынка, потребители их практически не замечают.
Повышение ключевой ставки Центробанка сделало ипотеку еще менее доступной и вновь отложило сделки с недвижимостью. Стоит ли покупать квартиру в 2025 году, целесообразно ли брать жилищные кредиты или лучше подождать, пока ипотека станет более доступной?
— Действительно, по нашим оценкам, ставки по рыночной ипотеке выше 16 % являются заградительными, и значительная часть клиентов откладывает покупку в связи с отсутствием возможности потянуть ежемесячный платеж по ипотеке. Сейчас рынок адаптируется к новым условиям, и есть понимание, что ситуация с высокими рыночными ставками у нас надолго. Если есть потребность и возможность, например, использовать семейную ипотеку, то нужно действовать. Здесь и сейчас – лучшее время. По нашему опыту, практически всегда завтра оказывается хуже, чем было раньше. Если нашли объект недвижимости, отвечающий вашим интересам и с ценой ниже рынка, ждать лучших времен совершенно точно не нужно. Снижение цен на недвижимость, опережающее инфляцию, мы не прогнозируем. Советуем при наличии возможности использовать подходящий момент. Сейчас время дисконтов. Работа с ценой, грамотный профессиональный торг – это как раз профессиональная область риэлтора. Очевидный совет – действовать вместе с профессионалом, сейчас в непростые времена ценность грамотного риелтора растет, этот тот человек, который возьмет за ручку и пройдет вместе с вами по сложному рынку, подскажет, как эффективней решить жилищную задачу.
Сейчас время торга, мяч на стороне покупателя, поэтому, если есть куда опускаться, то можно и нужно грамотно это делать. Но ожидать существенных скидок явно не нужно, скорее, это относится к отдельным точечным лотам и локациям.
Пока Госдума готовится рассмотреть и принять законопроект о рассрочке на рынке недвижимости, из-за отмены льготной ипотеки по новостройкам эта схема уже сейчас активно предлагается застройщиками. Насколько она выгодна в сравнении с ипотекой?
— Да, действительно в настоящее время застройщики активно используют такой инструмент стимулирования спроса, как рассрочки. Рассрочка предлагается на меньший срок, чем ипотека, соответственно, размеры платежей существенно выше. Право собственности остается у застройщика до выполнения всех финансовых обязательств покупателя.
Важно рассчитать свои силы при выборе такой альтернативной ипотеке программе, как рассрочка. Как правило, большинство таких программ предлагает небольшой платеж сейчас, а через несколько месяцев необходимо внести существенные суммы, в том числе прогнозируя, что в дальнейшем уже можно будет переоформить рассрочку на ипотеку под приемлемые ставки. Но ожидать, что рынок быстро придет к приемлемой рыночной ипотечной ставке, не приходится. Поэтому это, конечно, риск для тех, кто рассчитывает не на уже имеющиеся накопленные средства, а на гипотетические возможности, которые появятся в связи с улучшением ситуации на рынке.
Но просто сидеть и ждать – это явно самый плохой совет на сегодня. Нужно быть в постоянном поиске, грамотные профессионалы всегда держат в курсе событий своих клиентов, информируют о появившихся удачных лотах. Ипотечные брокеры подсказывают стратегию, которая доступна и оптимальна для конкретного покупателя в том многообразии продуктов, инструментов, программ, которые есть. Поэтому я еще раз делаю акцент на том, что на сложном рынке без профессионала не обойтись.
В апреле условия семейной ипотеки хотят распространить на вторичное жилье. Как это оживит рынок?
— Мы с нетерпением ждем условий этой программы. Считаем, что она действительно сможет простимулировать рынок, прежде всего в городах, где низкий объем строительства нового жилья. Эта история как раз про необходимость повысить пресловутую адресность государственных программ, о которой так много говорили при отмене массовой льготной ипотеке. По аналитике банковского сообщества, на сегодня 80 % получателей ипотеки – это семьи без детей, еще 19 % – это семьи с одним-двумя детьми и 1 % – многодетные семьи. Эти цифры, на мой взгляд, хорошо иллюстрируют, насколько эффективна и доступна семейная ипотека в текущем виде.
Как будет на самом деле – покажет время. Ожидаем, вероятно, не раньше апреля увидеть условия, список городов, на которые распространяется семейная ипотека на вторичку. В зависимости от условий программы можно рассчитывать на эффект ее влияния на рынок недвижимости.
Насколько оправданным, по-вашему, было изменение условий по IT-ипотеке, в частности исключение из программы Москвы и Санкт-Петербурга, с учетом того, что львиная доля разработчиков IT-технологий сосредоточена именно в двух столицах? Пользуется ли популярностью программа в регионах, где для получения льготного кредита специалист должен иметь ежемесячный доход в 90–150 тыс. рублей – не совсем очевидную для регионов сумму?
— Исключение из программы IT-ипотеки Москвы и Санкт-Петербурга было сделано из-за высокой нагрузки на бюджет: за короткий промежуток времени были исчерпаны все лимиты, которые были рассчитаны до конца 2024 года. Мы как риелторское сообщество, конечно, ратуем за поддержку наших IT-специалистов, создание для них конкурентных преимуществ для работы в нашей стране, но, как говорится, правительству видней.
По данным за 2024 год, программа IT-ипотеки не столь востребована в большинстве регионов. В большей части субъектов показатель не превышал 5 %. В пяти регионах – Еврейской АО, Ненецком АО, Чукотской АО, Ингушетии и Чечне – в 2024 году по ней не было выдано ни одного кредита.
В ряде субъектов программа играет большую роль. Среди лидеров по доле таких ипотечных кредитов за пределами столиц оказались не только сложившиеся центры IT-индустрии (Нижегородская, Томская и Новосибирская области, Татарстан), но и регионы, где эта специализация ранее не была заметна (Марий Эл, Чувашия, Саратовская и Омская области, Пермский край).
Как часто используют trade-in (обмен старой квартиры на новую) при приобретении квартиры?
— Услуга trade-in при приобретении квартиры не получила широкого распространения на российском рынке. Это связано, в том числе, со сложностью уложиться в сроки по всем процессам – продажи старой квартиры на приемлемых условиях и покупки новостройки в отведенные сроки бронирования. По нашим данным, таких сделок проходит не более 5 % от всех сделок на первичном рынке. Впрочем, на сегодня в отсутствии доступности ипотечных программ есть предпосылки для роста востребованности услуги trade-in при условии, что застройщики смогут найти оптимальную модель этого процесса.
Целесообразно ли инициирование государством новых изменений условий ипотеки (как ожидаемые рассрочка и перенос семейной ипотеки на вторичный рынок), или имеющихся программ вполне достаточно?
— Конечно, мы как риелторское сообщество, представляющее интересы клиентов, выступаем за продуманные выверенные изменения условий ипотеки, которые повысят ее доступность. Целесообразность определяет государство, исходя из задач и конкретных потребностей. С одной стороны, стоит задача стабилизировать инфляцию, и правительство осуществляет регуляторную атаку на рынок ипотеки, с другой стороны, стоит задача повышать обеспеченность граждан страны квадратными метрами – к 2030 году на каждого россиянина должно приходиться не менее 33 квадратных метров жилья (сейчас по разным оценкам 20–21, и показатель, мягко говоря, не улучшается).
Распространение семейной ипотеки на вторичную недвижимость в регионах, где практически не строят новое жильё, может помочь снизить отток населения из небольших городов, это может оживить локальные рынки жилья. С другой стороны, введение льготной программы на вторичное жильё может не только повысить спрос, но и спровоцировать рост цен на недвижимость.
При инициировании новых изменений действовать нужно очень аккуратно, одновременно регулируя и строительный, и банковский сектор. Например, запущенная массовая льготная ипотека за 4 года увеличила объем строительства всего на 15 %, а цены выросли в 2–2,5 раза. Хотели как лучше, а вышло как всегда.
Среди первоочередных задач считаем важным навести порядок с доступностью семейной ипотеки, на сегодня банки вводят заградительные условия, взимают дополнительные комиссии. Это делает невозможным достижение тех целей, которые были поставлены при запуске этой государственной программы.
![]()
Фото из личного архива А. Шурыгина предоставлено Российской гильдией риелторов, ФедералПресс / Евгений Поторочин


