МОСКВА, 13 марта, ФедералПресс. Обвал рубля уже сказался на автомобильном рынке России. Автопроизводители начали пересмотр цен, а первые изменения можно будет увидеть совсем скоро. О том, какие марки подорожают, как изменятся цены на авто массового и элитного сегментов и каковы будут последствия «черного понедельника» на авторынке – в материале «ФедералПресс».
Автоэксперты, говоря о «черном понедельнике», вспоминают декабрь 2014 года, когда национальная валюта тоже стремительно дешевела. Уже к апрелю цены на новые автомобили выросли примерно на 20 %. В этот раз ожидается нечто подобное.
«Несмотря на то, что около 95 % новых авто собираются в России, локализация производства составляет не более 50 %, а это значит, что как минимум половина стоимости автомобиля привязана к валюте», – рассказал «ФедералПресс» генеральный директор CEO Autospot.ru Дмитрий Андреев.
По его словам, сейчас производители оценивают обстановку на рынке, поэтому первые изменения произойдут уже в апреле. Ожидается, что цены вырастут на 5 %. С апреля начнется плавный рост, который на конец года составит 10–15 %. Снижение рынка новых авто по итогам 2020 года составит 6–9 %.
Какие марки подорожают?
В качестве примера эксперт приводит самую продаваемую модель 2020 года – Hyundai Creta, которой стоит сейчас 998 тыс. рублей. Если доля локализации модели составляет около 40 %, то при росте курса доллара на 10 % цена вырастет на 4 % и составит 1 млн 37 тыс. 920 рублей.
«Сильнее всего, по нашим оценкам, прибавят в цене модели, которые собираются не в России, вот некоторые из них: Toyota Land Cruiser 200, Toyota Highlander, Toyota Corolla, Volkswagen Amarok, Volkswagen Passat, Suzuki SX4, Suzuki Vitara, ŠKODA Superb, KIA Soul, KIA Picanto, Mitsubishi Pajero Sport, Mazda 3. Меньше всего ситуация затронет отечественные марки LADA и УАЗ», – отметил эксперт.
Отечественный авторынок: не столько страшен курс, сколько коронавирус
Генеральный директор Uremont Александр Коротков рассказал «ФедералПресс», что даже если автомобили производятся в России, все узлы и запчасти для иномарокпоставляются в любом случае из Европы и Японии.
«Рубль ко всему ослаб, машина будет стоить дороже, на первый взгляд. Но! У производителей есть склад и запаска, процент тех, кто начнет сразу покупать, определенно мал. Будут корректировки и падения. В связи с чем существует два варианта развития событий. Первый сценарий – ждать до победного, распродавать склады, пока курс не стабилизируется (создание искусственного дефицита на рынке). Второй сценарий – будут закупать автомобили, которые пользуются наибольшим спросом, возможно, с небольшой наценкой и бонусами (корректировка комплектации)», – рассказалКоротков.
По его словам, сейчас премиум-сегмент находится в режиме стагнации, поэтому он немного страдает. Этот класс автомобилей переведен в «режим ожидания». Предполагается, что цены вырастут примерно на 10 %, но сильного роста не будет.
Ситуация с отечественным производителем немного другая. На него повлиял скорее не кризис, а коронавирус.
«Не столько страшен курс, сколько эпидемия – комплектующие из Китая, а альтернативы нет. Запасы в наличии, которых хватит на ближайшие месяцы, возможно до полугода. В Европе высокие цены и другие комплектующие. Может произойти коллапс вплоть до остановки производства», – отмечает эксперт.
Когда лучше покупать автомобиль
Генеральный директор агрегатора МЭТР Виталий Овчинников рассказал «ФедералПресс», что говорить о критическом влиянии обвала рубля на авторынок пока рано.
«Вероятнее всего, монетарные власти в текущей политической ситуации сделают все возможное для сохранения и стабилизации курса национальной валюты. Прежде чем делать сколь-нибудь обоснованные прогнозы, необходимо дождаться, пока уляжется ажиотаж на биржах, установятся новые коридоры валютных курсов и сформируется устойчивый тренд. То есть должно пройти несколько дней, хотя бы неделя», – считает эксперт.
В краткосрочной перспективе ситуация негативно отразится на сервисных услугах, связанных с закупкой запасных частей как для новых, так и для старых иномарок. Уже сегодня ретейлеры обновили свои прайс-листы в соответствии с падением рубля на биржах.
По мнению Овчинникова, стоимость новых автомобилей вряд ли изменится пропорционально снижению курса рубля. Это связано с тем, что значительная часть новых автомобилей в России имеет высокую степень локализации производства. Также продажи новых автомобилей сокращаются во всем мире, что будет побуждать продавцов снижать их стоимость за счет увеличения сервисных услуг.
«Уменьшение стоимости рубля может неожиданно положительно отразиться на объеме продаж новых автомобилей в течение двух-трех недель за счет панических настроений у физических лиц, имеющих накопления, достаточные для приобретения автомобиля. Это состояние мы проходили в 2014 году, когда делались дорогие покупки, чтобы не потерять накопления», – отметил Овчинников.
По словам гендиректора ГК «АвтоСпецЦентр» Дениса Петрунина, покупать автомобили лучше уже сейчас, пока автопроизводители не закончили пересмотр цен, что займет примерно неделю.
«Сначала это будет скорее не повышение цен, а завершение действия акций и программ поддержки, что увеличит конечную стоимость покупки. Цены на автомобили реагируют на динамику курса с большой задержкой, сейчас рост не превысит 5–7 %. Так как продажи на рынке и так сокращаются, рост цен усугубит ситуацию. Тем, кто хотел купить автомобиль, но по каким-то причинам откладывал покупку, лучше покупать сейчас, до подорожания, поскольку рост цен в любом случае будет, как и девальвация рубля», – рассказал Петрунин «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс/Елена Майорова, pxhere.com, wikipedia.org / Milhouse35 (CC BY-SA 4.0)