МОСКВА, 22 апреля, ФедералПресс. Власти регионов начали ограничивать продажу алкоголя, чтобы удержать население от пьянства во время самоизоляции. Станут ли россияне меньше пить и, как такие меры скажутся на малом и среднем бизнесе, – в материале «ФедералПресс».
В связи с распространением коронавируса все регионы России перешли в режим самоизоляции: граждан вынуждают сидеть дома и штрафуют за прогулки и необоснованные поездки. Однако власти ряда регионов посчитали эти меры недостаточными и вдогонку ввели еще и ограничения на продажу алкоголя. Первопроходцем в этом стал Забайкальский край – губернатор Александр Осипов ввел полный запрет на продажу алкоголя до особого распоряжения. С течением времени его опытом вдохновились и другие регионы: в Псковской, Свердловской, Оренбургской и еще нескольких областях ввели ограничения на продажу спиртного. Сейчас таких регионов восемь: где-то не разрешают продавать алкоголь с 19:00, а где-то просто запретили спиртное на розлив.
Опыт других регионов
Стоит отметить, что в нескольких регионах страны запрет на продажу алкоголя уже действовал. Это сформировало в них особую культуру поведения в очередях: покупателей с алкоголем пропускают к кассе и стараются обслужить побыстрее. Люди давно привыкли, что нужно поторопиться, и закупаются заранее или впрок, но по пятницам алкомаркетах все равно большие очереди.
Вместе с тем особых трудностей привычные к таким ограничениям местные жители не испытывают: закупают заранее, забывают, что такое «сходить за второй» и в целом относятся к покупке алкоголя скорее стратегически, чем спонтанно.
Меньше пить не будут
Генеральный директор PANTEY Consult Сергей Скавронский в разговоре с «ФедералПресс» отметил, что хотя ограничение продажи алкоголя во время самоизоляции на первый взгляд может показаться отличным решением, они скорее вызовут дополнительные неудобства, чем отучат россиян от пьянства.
«Те же граждане, которые испытывают непреодолимую тягу к алкоголю – так или иначе его достанут несмотря ни на какие запреты. В условиях ограничения времени продажи – будут закупаться впрок. А во время, в которое продажа запрещена – искать «ларек», в котором алкоголь продают невзирая на ограничения. Даже если предположить, что все продавцы алкоголя кристально честны и соблюдают ограничения в полной мере, что никто не продает «из под полы» – у людей есть свои запасы, которыми они могут делиться с друзьями и родственниками и перепродавать их с рук», – считает Скавронский.
Эксперт также отмечает, что ограничения могут привести к процветанию черного рынка алкоголя, а также к развитию самогоноварения. Безопасность такого алкоголя невозможно проконтролировать, что может привести к печальным последствиям: алкогольным отравлениям и даже смертям.
«Сомнительно, что данные меры окажут какой-либо положительный эффект в части борьбы с пьянством, и обеспечением общественного порядка. Скорее даже напротив – люди будут тратить деньги на покупку нелегального алкоголя у нелегальных предпринимателей и криминальных элементов, тем самым, поощряя их деятельность», – отмечает Скавронский.
Удар по бизнесу
Эксперты также отмечают, что такого рода ограничения могут негативно сказаться на малом и среднем бизнесе – магазинах продуктов у дома, несетевых супермаркетах и малых региональных ритейлерских сетях. И если крупные федеральные сети смогут пережить ограничения, то для мелких магазинов это будет серьезным ударом, который они могут не пережить.
«Снизятся поступления акцизов и налогов в бюджет, пострадает розница: продажа алкоголя составляет немалую часть доходов магазинов, и такая мера негативно отразится на прибыли. Для малого и среднего бизнеса это будет очень существенная потеря: многие торговые организации находятся на грани рентабельности, ограничения по торговле спиртным вынудят многих закрыться, сократить персонал и т.д», – рассказал «ФедералПресс» вице президент «Опоры России» Павел Сигал.
Эксперт также опасается, что предыдущий опыт «сухого закона» не привел к положительным эффектам, и россияне будут пить только больше, да еще и умирать от контрафакта.
«Вводить подобные меры нужно, очень тщательно просчитывая последствия. Негатива в таком решении больше, чем положительных итогов», – считает Сигал.
Но и больше пить не будут
Нет сомнений, что власти беспокоятся о здоровье нации, так как спрос на алкогольную продукцию резко возрос. В начале марта россияне скупали в основном три вида товаров: гречку, туалетную бумагу и водку. Причиной тому был массовый страх перед дефицитом и нелепые слухи о том, что водка лечит коронавирус.
Однако есть и противоположное мнение: теперь в России стали пить значительно реже, но не из-за ограничений на продажу, точнее, не только из-за них, но и благодаря совокупности нескольких факторов. Выяснилось, что сметенные с полок товары благополучно возвращаются на место, и люди немного успокоились – спрос снизился. Согласно статистике оператора фискальных данных «Такском», с марта 2020 года спрос на водку снизился на 37 %, а на другую алкогольную продукцию – на 24-58 %. Также россияне начали понимать, что «дезинфекция внутрь» не только неэффективна против коронавируса, но и снижает иммунитет.
Президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич в разговоре с «ФедералПресс» назвал несколько причин снижения спроса на алкоголь:
«Сейчас люди уже задумываются, а зачем им нужны такие запасы и как можно на этих трех китах построить свой досуг, во-вторых, люди взялись за собственное самовоспитание и задали себе вопрос «доколе можно пить?!» – даже праздная жизнь быстро надоедает и пора браться за ум и здоровье», – отметил эксперт.
Еще одной причиной Манкевич назвал «охоту за шашлычниками». В начале самоизоляции никто не контролировал передвижение россиян, и хорошая погода сманила их на природу с мясом и алкогольными возлияниями. Теперь высокие штрафы за нарушение карантина, сокращения и снижения зарплат вынуждают россиян вычеркивать спиртное из списка покупок. Согласно исследованиям, 52 % россиян стали употреблять меньше спиртного, и только 8 % стали употреблять больше.
«В основном респонденты стали больше уделять времени семье, чтению книг, сидению в соцсетях и самостоятельному приготовлению пищи. В целом можно сказать, что у респондентов есть дела поинтереснее, чем бесполезное времяпрепровождение с алкоголем», – отметил Манкевич.
Еще одной причиной стала дестабилизация рубля, рост цен на вины и шампанское на 20-30 % и сокращение производства алкогольной продукции в целом.
«Что касается цен на водку, то они во многом зависят от цен на спирт, производство которого сильно монополизировано и зависит от текущего спроса. Сейчас из-за высокого спроса на антисептики, цены на спирт как в России, так и в Европе и США достигли максимум за последние 15-20 лет и увеличились в 3,5 раза с 85 рублей за литр до 300. Таким образом и водка может подорожать минимум на 50 %. Скорее всего, цены на спирт и как следствие алкоголь после пандемии будут отскакивать назад, а стоимость напитков увеличится на 25-30 % по сравнению с докризисными показателями», – отметил эксперт.
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин