Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Эксперт: «Роснефть» вышла в плюс и сократила долги благодаря хорошему контролю над затратами

Александр Разуваев об итогах работы «Роснефти»
Александр Разуваев об итогах работы «Роснефти»

МОСКВА, 14 августа, ФедералПресс. Эксперт прокомментировал итоги работы «Роснефти» за первое полугодие 2020 года.

ПАО «НК «Роснефть» по итогам первого полугодия 2020 года сократила финансовый долг и торговые обязательства на 4,3 млрд долларов, или на 5,3 %, говорится в отчетности, опубликованной на сайте компании.

При этом процентные расходы снизились на 21 % или 22 млрд рублей в сравнении с первым полугодием 2019 года, в долларовом выражении снижение составило 25 %.

Значение показателя чистый долг по отношению к EBITDA в долларовом выражении на конец отчетного периода составило 2,09 x. При этом объем доступных кредитных линий и ликвидных финансовых активов превышает сумму краткосрочного долга на 28 %, уточняется в сообщении «Роснефти».

В то же время у многих международных конкурентов долг существенно увеличился по сравнению с началом 2020 года. Среди таких компаний – Exxon (рост на 48,2 %), Chevron (на 26,3 %), Equinor (на 27,9 %), Total (на 24,1 %), Eni (на 17,2 %), BP (на 10,1 %) и ряд других.

Напомним, компания по итогам первого полугодия продемонстрировала значительный положительный свободный денежный поток (СДП) – по итогам января – июня он достиг 206 млрд рублей (или 3,4 млрд долларов), что значительно превышает показатели других мировых мейджоров.

Согласно определению, СДП (или FCF, от английского – Free Cash Flow) представляет собой денежные средства за определённый период, которыми компания располагает после инвестиций на поддержание или расширение своей базы активов (Capex). Большие объемы СДП – это яркий показатель «здоровья» компании.

Как уточняется в сообщении «Роснефти», высокие положительные значения СДП в первом полугодии 2020 года дополнились низкими операционными затратами.

«Это позволило нам даже в таких непростых условиях выполнять обязательства перед акционерами, а также продолжить выполнение стратегической задачи по снижению финансового долга и торговых обязательств», – приводятся пояснение главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина.

«Считается, что один из ключевых показателей деятельности компании – это выручка, однако в случае с нефтекомпаниями это не совсем так. В этой отрасли выручка зачастую зависит от объема поставок, который сейчас в мире зависит от внешних факторов и регулируется искусственно через соглашение ОПЕК+. Высокие операционные затраты – более яркий маркер качества управления в компании. Это показатель, за который всегда ругали «Газпром» – за плохой контроль за затратами. Низкие операционные затраты «Роснефти» в кризисный момент – это хороший контроль, это демонстрирует гибкую реакцию компании на все, что происходило на мировом сырьевом рынке», – прокомментировал «ФедералПресс» руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев.

Правда, на фоне снижения операционных затрат «Роснефть» не избежала сокращения капитальных затрат (Capex) – в I полугодии они составили 367 млрд рублей (5,3 млрд долларов), снизившись на 15,8 % в годовом выражении. В долларовом выражении показатель уменьшился почти на 21 %.

Сама «Роснефть» поясняет, что снижение обусловлено оптимизацией инвестиционной программы компании с учетом негативной конъюнктуры на мировых рынках и достигнутых в апреле 2020 года странами производителями нефти договоренностей по ограничению объемов добычи нефти. Оптимизация поможет компании сохранить финансово-экономическую стабильность.

«С учетом драматического состояния в целом глобального нефтяного рынка и в связи с принятыми решениями о сокращении добычи нам придется, конечно, часть капитальных затрат оптимизировать. Мы постараемся сохранить нашу инвестпрограмму (на 2020 год – прим. ред.) на уровне 750 млрд примерно», – докладывал Игорь Сечин президенту РФ Владимиру Путину в мае.

По мнению Александра Разуваева, сокращение капзатрат на 16 % не является критичным, учитывая масштабы деятельности «Роснефти» и скорость реакции ее менеджмента на внешние шоки.

«Сейчас на фоне действия нового соглашения ОПЕК+, подразумевающего сокращение добычи, реализация масштабной инвестпрограммы не столь актуальна. «Роснефть» работает на традиционных рынках и имеет дело не только с колебаниями котировок, но и с демпингующей Саудовской Аравией и экспансией американских сланцевиков. На мой взгляд, «Роснефть» реагирует на обстановку в отрасли достаточно оперативно и гибко. Как только мировой спрос восстановится и возрастет объем добычи, компания пропорционально увеличит капзатраты», – пояснил Разуваев.

Отметим, по итогам первого полугодия «Роснефть» сохранила лидерство среди мировых публичных компаний по удельным затратам на добычу с показателем 2,9 доллара на баррель нефтяного эквивалента (б. н. э.), который снизился на 6,5 % относительно I полугодия 2019 года.

Для сравнения, аналогичный показатель за I квартал у британской BP (без учета добычи «Роснефти») составляет 6,13 доллара на б. н. э., Petrobras – 7,1 доллара.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.