МОСКВА, 14 августа, ФедералПресс. Эксперт прокомментировал итоги работы «Роснефти» за первое полугодие 2020 года.
ПАО «НК «Роснефть» по итогам первого полугодия 2020 года сократила финансовый долг и торговые обязательства на 4,3 млрд долларов, или на 5,3 %, говорится в отчетности, опубликованной на сайте компании.
При этом процентные расходы снизились на 21 % или 22 млрд рублей в сравнении с первым полугодием 2019 года, в долларовом выражении снижение составило 25 %.
Значение показателя чистый долг по отношению к EBITDA в долларовом выражении на конец отчетного периода составило 2,09 x. При этом объем доступных кредитных линий и ликвидных финансовых активов превышает сумму краткосрочного долга на 28 %, уточняется в сообщении «Роснефти».
В то же время у многих международных конкурентов долг существенно увеличился по сравнению с началом 2020 года. Среди таких компаний – Exxon (рост на 48,2 %), Chevron (на 26,3 %), Equinor (на 27,9 %), Total (на 24,1 %), Eni (на 17,2 %), BP (на 10,1 %) и ряд других.
Напомним, компания по итогам первого полугодия продемонстрировала значительный положительный свободный денежный поток (СДП) – по итогам января – июня он достиг 206 млрд рублей (или 3,4 млрд долларов), что значительно превышает показатели других мировых мейджоров.
Согласно определению, СДП (или FCF, от английского – Free Cash Flow) представляет собой денежные средства за определённый период, которыми компания располагает после инвестиций на поддержание или расширение своей базы активов (Capex). Большие объемы СДП – это яркий показатель «здоровья» компании.
Как уточняется в сообщении «Роснефти», высокие положительные значения СДП в первом полугодии 2020 года дополнились низкими операционными затратами.
«Это позволило нам даже в таких непростых условиях выполнять обязательства перед акционерами, а также продолжить выполнение стратегической задачи по снижению финансового долга и торговых обязательств», – приводятся пояснение главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина.
«Считается, что один из ключевых показателей деятельности компании – это выручка, однако в случае с нефтекомпаниями это не совсем так. В этой отрасли выручка зачастую зависит от объема поставок, который сейчас в мире зависит от внешних факторов и регулируется искусственно через соглашение ОПЕК+. Высокие операционные затраты – более яркий маркер качества управления в компании. Это показатель, за который всегда ругали «Газпром» – за плохой контроль за затратами. Низкие операционные затраты «Роснефти» в кризисный момент – это хороший контроль, это демонстрирует гибкую реакцию компании на все, что происходило на мировом сырьевом рынке», – прокомментировал «ФедералПресс» руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев.
Правда, на фоне снижения операционных затрат «Роснефть» не избежала сокращения капитальных затрат (Capex) – в I полугодии они составили 367 млрд рублей (5,3 млрд долларов), снизившись на 15,8 % в годовом выражении. В долларовом выражении показатель уменьшился почти на 21 %.
Сама «Роснефть» поясняет, что снижение обусловлено оптимизацией инвестиционной программы компании с учетом негативной конъюнктуры на мировых рынках и достигнутых в апреле 2020 года странами производителями нефти договоренностей по ограничению объемов добычи нефти. Оптимизация поможет компании сохранить финансово-экономическую стабильность.
«С учетом драматического состояния в целом глобального нефтяного рынка и в связи с принятыми решениями о сокращении добычи нам придется, конечно, часть капитальных затрат оптимизировать. Мы постараемся сохранить нашу инвестпрограмму (на 2020 год – прим. ред.) на уровне 750 млрд примерно», – докладывал Игорь Сечин президенту РФ Владимиру Путину в мае.
По мнению Александра Разуваева, сокращение капзатрат на 16 % не является критичным, учитывая масштабы деятельности «Роснефти» и скорость реакции ее менеджмента на внешние шоки.
«Сейчас на фоне действия нового соглашения ОПЕК+, подразумевающего сокращение добычи, реализация масштабной инвестпрограммы не столь актуальна. «Роснефть» работает на традиционных рынках и имеет дело не только с колебаниями котировок, но и с демпингующей Саудовской Аравией и экспансией американских сланцевиков. На мой взгляд, «Роснефть» реагирует на обстановку в отрасли достаточно оперативно и гибко. Как только мировой спрос восстановится и возрастет объем добычи, компания пропорционально увеличит капзатраты», – пояснил Разуваев.
Отметим, по итогам первого полугодия «Роснефть» сохранила лидерство среди мировых публичных компаний по удельным затратам на добычу с показателем 2,9 доллара на баррель нефтяного эквивалента (б. н. э.), который снизился на 6,5 % относительно I полугодия 2019 года.
Для сравнения, аналогичный показатель за I квартал у британской BP (без учета добычи «Роснефти») составляет 6,13 доллара на б. н. э., Petrobras – 7,1 доллара.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева