С детства жизнь художника Архипа Ивановича Куинджи была покрыта тайнами, многие из которых и сегодня остаются нераскрытыми. Например, точная дата его рождения и настоящая фамилия. Архип Иванович не любил рассказывать о себе при жизни, хотя, безусловно, сыграл большую роль в жизни российской Академии художеств. Как он сам говорил, художник – это тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. В академии Куинджи сошелся с Репиным, В. Васнецовым и другими собратьями по кисти, вместе с ними примкнул к группе передвижников. Роль Куинджи в русской живописи невозможно переоценить, ведь он был первым самобытным отечественным импрессионистом. Художник света (как называли его современники) был также тонким психологом и хорошо разбирался в людях. «Большой художник, большой человек, большое сердце. Незабываемый! Куинджи умел быть суровым, но никто не был таким трогательным, – писал о нем Николай Рерих. – Прекрасную победу одерживал Куинджи, когда писал приволье русских степей, величавые струи Днепра, когда грезил о сиянии звезд...». Но своей прямотой и независимостью Куинджи нажил себе немало врагов. При этом, будучи человеком исключительно добрым и великодушным, всегда стремился всеми силами помочь своим ученикам и товарищам. Часто он защищал тех, кто оказался виноватым без вины. Поддерживая независимость художника от конъюнктуры, учредил специальные премии и обеспечил академию солидным капиталом.
Родился Архип Иванович под Мариуполем, в предместье Карасевка рядом с Азовским морем предположительно в 1842 году. Это подтверждает и вид на жительство, выданный ему в 1870 году Мариупольской городской управой, где значится, что Куинджи тогда было 28 лет. Но в имевшихся у мастера остальных двух паспортах в дате рождения стояли также 1840 и 1843 годы. Датой рождения называется и январь 1841 года. Что касается фамилии, то историки утверждают, что в метрике при рождении была указана Еменджи. Есть версия, что при рождении он носил фамилию Куюмджи.
Отец художника Иван Христофорович был сапожником, занимавшимся при этом еще и хлебопашеством. Поэтому социальное происхождение Архипа тоже расплывчато – крестьянин или мещанин. В семье общались по-татарски, хотя отец был греком. В три года мальчик осиротел, и вместе с братьями и сестрами воспитывался родственниками отца.
Детские годы
Будущий живописец отлично говорил на обоих языках, считая себя русским, предков – греками. Но систематического образования он так и не получил. Сначала Архип обучался у «вольного» учителя, затем его отдали в городскую школу, где проявились его первые способности к рисованию. По остальным предметам едва успевал.
В детстве пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви. В 10 лет мальчик устроился подсобным рабочим на стройке, позже вел там учет приема кирпичей. Затем Архип перешел работать в дом состоятельного хлеботорговца Аморетти, где в его обязанности входило прислуживать за столом, чистить сапоги и платье. Хозяин ругался, что мальчишка вместо работы рисует картины, при этом не скрывал своего восхищения этими рисунками. Юный Архип рисует на всем, что подвернется под руку: на стенах, заборах, обрывках бумаги… Так продолжалось, пока один из торговцев, лично знакомый с великим Айвазовским, не дал мальчику рекомендательное письмо. 15-летний Архип идет пешком в Феодосию к Ивану Айвазовскому, но великий мастер его талант не разглядел, отправив красить забор. Помогать юному художнику вызвался ученик Айвазовского – Адольф Фесслер.
Жизненный и творческий путь
В 1860–1865 годах Архип подрабатывает ретушером у фотографа, рисуя в свободное время. «Когда я служил ретушером в фотографии, то работал от десяти до шести. А вот все утро – от четырех до десяти было в моем распоряжении», – вспоминал он позже.
В 1860-х годах Куинджи приехал в Петербург, намереваясь поступить в Академию художеств, но его отказались взять туда учеником.
В 1868 году Архип Иванович выставляет на академической выставке свою картину «Татарская сакля в Крыму».
В 1868–1870 годах Куинджи посещал занятия в петербургской Академии художеств как вольнослушатель. Был также членом «Товарищества передвижников».
В 1872 году за картину «Осенняя распутица» он получил звание классного художника.
В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств свою работу «Снег», за которую год спустя получает бронзовую медаль на международной выставке в Лондоне. В Вене он выставляет картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге – «Ладожское озеро». Критики единодушно высоко оценивают его работы. Куинджи путешествует по Германии, Франции и Англии, изучая работы старых мастеров. Затем через Швейцарию и Вену возвращается в Россию.
В 1878 году картина «Украинская ночь», ставшая знаменитой, вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже. Куинджи выставляет на суд общества картины «Лес» и «Вечер в Малороссии».
В 1880 годумастер устраивает в Обществе поощрения художеств выставку лишь одной своей картины «Ночь на Днепре». Но она имела большой успех и об этой выставке писали не только художественные критики, но также Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев. В том же году картина выставляется в Париже. Больше своих картин Куинджи не выставлял. И это тоже одна из загадок: почему в разгар славы Куинджи отказался от участия в выставках более чем на двадцать лет, почти до самой своей смерти. «Люди диву даются, некоторые даже плачут перед его новыми произведениями – всех они трогают», – пишет знаменитый художник Илья Репин.
С 1882 года Куинджи много работал в своей мастерской, но ничего не выставлял на публичное обозрение. «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи», – говорил сам живописец. Одновременно Архип Иванович принимает активное участие в создании нового устава Академии художеств, действительным членом которой становится с 1893 года.
В 1886 году художник купил за 30 тысяч рублей участок в Крыму площадью 245 десятин рядом с поселком Кикенеиз. Сначала жил там с женой в шалаше, но после появилось небольшое имение Сара Кикенеиз.
В 1890 году художник едет писать картины на Кавказ, который очень полюбил.
С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии художеств. Он взял на себя руководство пейзажным классом и, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», – писал о нем Илья Репин.
В 1897 году Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства за поддержку студенческих выступлении против ректора академии. Но он продолжал давать частные уроки и помогать ученикам.
В 1898 году мастер едет за границу с учениками пейзажной мастерской, желая показать им сокровища мирового искусства.
В 1904 году Куинджи передал в дар академии художеств 100 тысяч рублей для выдачи 24 ежегодных премий.
В 1909 году Архип Иванович пожертвовал 150 тысяч рублей и свое имение в Крыму на основание художественного общества, которому позже присвоили его имя. Такой дар – уникальный случай в истории. Обществу поощрения художеств он одновременно выделил 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи
11 июля 1910 года великий художник, наставник и щедрый меценат Куинджи скончался, на сердце тяжело сказалось подхваченное воспаление легких. Перед смертью Архип Иванович очень хотел увидеть абсолютно всех своих учеников, но этому не суждено было случиться. В числе немногих, кто успел проститься с великим живописцем перед его смертью, был прославленный художник Николай Рерих. Похоронен был на Смоленском кладбище в Петербурге.
В 1952 году прошло перезахоронение. Прах художника перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
В 1989 году в Ленинграде в Биржевом переулке в доме, где художник провел последние 13 лет жизни, был основан Музей-квартира А. И. Куинджи.
Семейная жизнь
За свою жизнь Архип Иванович был женат один раз, на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи, с которой познакомился в Мариуполе в юношеские годы. Дочь предпринимателя отказывала всем претендентам на ее руку, но разрешение от отца выйти замуж за Куинджи получила, лишь когда Архип Иванович разбогател. Свадьбу сыграли в 1874 году. Детей у них не было, но в семье царило полное взаимопонимание и уважение. Вера Куинджи умерла в 1920 году в Петрограде от голода.
Хобби
Современники отмечали огромную любовь Архипа Ивановича к птицам. Ежедневно в полдень птицы слетались на крышу его мастерской, где художник устроил сад, а он кормил и лечил их. И даже подклеивал поврежденные крылья бабочкам. Поговаривали, что он даже умел разговаривать с птицами. В мастерской у Куинджи хранилась скрипка, сделанная собственноручно. Играть он научился еще в детстве. С женой, которая играла на рояле, они часто исполняли музыкальные произведения.
Награды и звания:
– звание классного художника за картину «Осенняя распутица» (1872);
– бронзовая медаль на международной выставке в Лондоне за картину «Снег» (1874).
Посмертное наследие Архипа Куинджи включает свыше 500 произведений, значительная часть которых была написана в Крыму. Работы великого мастера сегодня высоко ценятся почитателями во всем мире. К примеру, в Нижнем Тагиле в музейном комплексе корпорации УВЗ хранится большое собрание картин русских и советских художников. Есть среди них и пейзаж «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи.
Работы Куинджи пользуются повышенным спросом и на аукционе Sotheby's.
Имя мастера снова вспомнили в связи с недавним скандалом. 27 января 2019 года из Третьяковской галереи в Москве была похищена знаменитая картина Куинджи «Ай-Петри. Крым». Похититель действовал внезапно и очень нагло. А полицейские узнали о пропаже картины Куинджи случайно, приехав расследовать кражу шубы одного из посетителей выставки. На другой день в Подмосковье сотрудниками МВД и ФСБ по горячим следам похититель был задержан. Украденное полотно нашлось на территории строящегося объекта.
По данным Минкультуры, страховая стоимость произведения составляет 12 миллионов рублей. Художник Андрей Бильжо назвал позором историю с похищением картины Куинджи: «Смешно в стране, где одни охранники, прийти и среди бела дня положить в пакет картину и унести ее. Это даже не вызывает каких-то эмоций тревоги, это просто смешно. Нашли – хорошо. Не нашли – было бы грустно».
Фото: портрет Архипа Куинджи, выполненный художником Виктором Васнецовым