Вопрос о выборах губернатора Севастополя наконец-то сдвинулся с мертвой точки: третья попытка оказалась удачной, и депутаты в первом чтении единогласно приняли поправки в устав. О том, как парламентариям далось это решение и что будут делать, если правительство после выбора главы не сформируют за месяц, узнавал корреспондент РИА «ФедералПресс».
Во вторник, 18 октября, состоялось долгожданное пленарное заседание заксобрания Севастополя, на котором парламентарии проголосовали единогласно в первом чтении за внесение в устав города изменений по вопросу всенародных выборов губернатора. Докладчик, заместитель спикера ЗС Алексей Кулагин рассказал, что для него большая честь в третий раз представлять поправки для внесения в устав. «Основная их цель заключается в избрании губернатора. Всенародные выборы – это пример прямой демократии. Народ должен принимать участие в судьбе родного города. Он должен нести ответственность за свой выбор. Вчера, готовясь к сегодняшнему выступлению, я посмотрел нашу историю. В 2014 году севастопольцам говорили, что мы будем выбирать губернатора всем городом. Сегодня мы должны защитить эту позицию», – рассказал он.
Вопросы к Алексею Кулагину озвучил депутат Борис Колесников, который попросил уточнить сроки формирования губернатором состава правительства.
«Установленные изменения в устав города подразумевают 30-дневный срок, за который губернатор должен сформировать членов правительства», – ответил Кулагин.
«Достаточно ли этого времени для принятия решения? И что делать, если за данный срок правительство не успеют сформировать? – уточнил депутат. – И некоторые формулировки некорректны. Например, про назначение прокурора. Данную кандидатуру должны утвердить два субъекта: губернатор и заксобрание. Что делать, если одни одобрят кандидата, а другие нет? Надо принимать специальный закон, регулирующий этот вопрос».
Отвечая на вопросы оппонента, Алексей Кулагин заметил, что 30-дневный срок вполне достаточен для формирования правительства, а за разъяснениями можно обратиться к врио губернатора Дмитрию Овсянникову. «Что касается прокурора, то это решение не нам принимать, а генеральному прокурору, который и выдвигает кандидатов на эту должность», – заметил Алексей Кулагин.
Следующим слово взял депутат от партии ЛДПР Илья Журавлев. «Честно говоря, я нахожусь в растерянности. Почему мы должны столь важные решения принимать на коленках в глубоком подполье? Не лучше ли было бы арендовать зал в банковской Академии, он больше и пафоснее, – высказался депутат. – Всего существуют две возможности избрания губернатора. Первая, когда выборы проходят всенародно, и вторая, когда губернатор избирается законодательным собранием из предложенных президентом России кандидатур. Севастополь много лет ждал возможности сделать свой выбор, но такого претендента никогда не было».
Илья Журавлев заметил, что прежде чем проводить сами выборы, нужно решить еще несколько вопросов относительно стоимости выборов и возможности избрания не того кандидата, а, следовательно, необходимости разработать законопроект о возможном отзыве губернатора.
Для столь знакового события этот зал депутатам показался маловат
Кроме того, в обсуждении данного вопроса принял участие и благочинный Севастопольского округа Сергей Халюта. «25 лет Севастополь ждет этого решения. Я приведу очень кратко две пословицы. Первая латинская: голос народа – голос Бога, и вторая русская: глас народа – глас Божий. Они обе идентичны. Конечно, нужно еще отработать механизм выборов губернатора и его отзыва. Но в целом Севастополь поддерживает всенародные выборы, которые выстраданы им на протяжении многих лет», – прокомментировал Халюта.
Первый заместитель прокурора Севастополя Владимир Агапов подтвердил, что данный закон не противоречит федеральным и может быть принят в первом чтении. Он также заметил, что ко второму чтению необходимо отредактировать статью, предусматривающую сам процесс согласования прокурора, так как губернатор и депутаты могут разойтись во мнениях по данному вопросу.
Сенатор от Севастополя Ольга Тимошенко заявила, что данное решение для города судьбоносно. «Оно говорит об уважении к жителям города. У человека есть право выбирать судьбу своего города и нести ответственность за все, что в нем происходит. Это формирование гражданского общества, позволяющего нам быть единым городом», – сообщила Тимошенко.
Дмитрий Белик, депутат Госдумы от Севастополя, тоже был солидарен с вносимыми в устав изменениями. «Я поддерживаю. Моя позиция не меняется, я всегда был на стороне прямых выборов. Я уважаю решения Дмитрия Овсянникова, когда человек только пришел и на следующий день сказал, что готов идти на выборы», – обратил он внимание.
В заключение высказался и врио губернатора Дмитрий Овсянников. «Свою позицию я озвучивал уже не раз. Прямые выборы губернатора – это ответ Севастополя России о том, что тут нет никакого ущемления прав. Я сам только благодаря прямым выборам смогу понять, как горожане оценили мою работу. Что же касается моего подхода, то внесение изменений в устав позволит закрыть страницу в истории. Безусловно, нужно принимать этот закон», – подытожил господин Овсянников.
В результате все 24 присутствующих депутата впервые приняли закон об изменениях в устав города по всенародным выборам губернатора единогласно.
Врио губернатора в своих силах уверен
О том, как подобные изменения могут отразиться на жизни горожан и насколько они сегодня актуальны, корреспонденту РИА «ФедералПресс» рассказал политолог Константин Калачев.
«Этот вопрос пытались вносить уже не раз, но голосов депутатов для его принятия не хватало. Сегодня ситуация изменилась и с позиции Москвы, и с позиции главы региона. Я поздравляю Севастополь. То, что это заслуженные прямые выборы, – это очевидно. Это победа не только Алексея Чалого и его команды, но и победа обычных севастопольцев, которые вправе выбирать губернатора, как в Москве или в Питере», – прокомментировал Калачев.
Крымский политолог Андрей Никифоров добавил, что для Севастополя это некий непростой этап. «Вся страна на протяжении четверти века могла выбирать главу региона, а Севастополь нет. Во всей стране была большая иллюзия, что вот мы сейчас назначим сами и хорошо заживем, но они уже этим переболели. Главы администрации уже снова назначаются. Пошел отчет в обратную сторону. В условиях электорального хаоса часто к власти приходят уж очень одиозные фигуры. Все то же самое было и на Украине, кроме Севастополя. В Севастополе же все эти иллюзии сохранились в первоначальном виде. Теперь это их право переболеть этой болезнью. Скоро они сами убедятся в том, что все не так просто. Главное, чтобы это не привело к серьезным последствиям. Если же они не переболеют, то останется чувство, что их обделили, чего-то недодали. Все это надо пережить, и чем раньше это произойдет, тем лучше. И потом в любом случае все это будет контролироваться федеральной властью. Севастополю не дадут сделать что-то запредельное, а с остальным возможно будет жить», – заключил эксперт.
Напомним, что в рамках действующего устава президент России вносит на рассмотрение законодательного собрания Севастополя фамилии кандидатов для избрания их на должность губернатора. При этом предложения о внесении изменения в устав города депутаты ЗС высказывали уже не раз и дважды выносили данное предложение на рассмотрение сессии, но при этом не набирали достаточного количества голосов. Первый раз законопроект был внесен в марте 2016 года, второй – в июле 2016 года. Для принятия изменений в устав города в обоих случаях не хватило голосов (13 депутатов за при необходимых 16 голосах). На прошлой же неделе – 11 октября – депутаты вместе с врио губернатора Севастополя Дмитрием Овсянниковым и общественностью собрались на круглый стол по этой теме, где участники отметили, что проведение слушаний сейчас просто невозможно: иначе не будет возможности избрать главу в следующем году, ведь «врио не может сидеть так долго».
Фото пресс-службы ЗС Севастополя