В СМИ и соцсетях регулярно появляются сообщения о глобальных проблемах Крымского моста. Если верить им, то чуть ли не ежемесячно с сооружением происходит какая-то катастрофа. В причинах повышенного внимания к мосту и источниках информации разбирался «ФедералПресс».
Крымский мост – это больше, чем просто переправа. Длина сооружения сделала его самым протяженным в России. А расположение делает его стратегическим транспортным узлом. Неудивительно, что почти половина россиян считает открытие Крымского моста главным событием 2018 года (данные социологического опроса «Левада-центра»).
Возможно, что именно масштаб и значимость вызвали большое число негативных откликов, но подавляющая часть сообщений о проблемах моста поступает с Украины.
Необъяснимо, но «факт»
Последняя «новость» о керченской переправе появилась в 2019 году. Украинское издание «Обозреватель» опубликовало комментарий инженера и мостостроителя Георгия Росновского, заявившего, что российские специалисты выбрали якобы неудачное место для строительства по сейсмологическим и геологическим условиям. По словам эксперта, это вызвало проседание деталей конструкции. Украинский специалист сделал вывод на основе спутниковых снимков моста, опубликованных киевским министерством по вопросам временно оккупированных территорий. Росновский разглядел на снимках проседание арки со скоростью до 32 мм в год.
В том же материале про осадку и выпирающие сваи рассказывает старший научный сотрудник Института водных проблем РАН, инженер-гидрогеолог Юрий Медовар. По его словам, «в глинах возможны катаклизмы». Напомним, этот эксперт весной 2018 года обещал, что «Путин еще долго не проедет по Крымскому мосту», так как он опасен.
Недавно украинское министерство по делам временно оккупированных территорий, опираясь в качестве доказательной базы на спутниковые карты Google, выдвинуло очередную версию «провала» Крымского моста. На этот раз было заявлено, что в данном месте земляные породы не соответствуют проекту. Иначе говоря, по их словам,строительство фактически провалено.
Украинские специалисты говорили о том, что Крымский мост не будет достроен до конца. Эксперт благотворительного фонда «Майдан иностранных дел» Юрий Смелянский в марте 2018-го заявлял, что сомневается в наличии у России возможности его достроить. Участник программы международной и внутренней политики «Украинского института будущего» Игар Тышкевич сообщал, что мост через Керченский пролив не простоит больше одного лета. Якобы основная проблема подстерегает сооружение зимой, во время зимних штормов и оползней ледостава.
Ранее экс-замминистра чрезвычайных ситуаций Украины Василий Кваша рассказал, что Крымский мост подвержен ряду разрушительных природных факторов, из-за чего конструкции объекта или его отдельные участки могут не выдержать нагрузок и развалиться. По его словам, наиболее уязвима центральная часть моста. А экс-министр туризма АРК Александр Лиев рассказал, что в районе моста существует большая сейсмологическая опасность из-за подвижного ландшафта, поэтому мост может быть небезопасен.
После запуска первой очереди моста информации о плачевном состоянии объекта прибавилось. В конце июля в украинских СМИ появились сообщения, что Крымский мост не выдерживает автомобильную нагрузку, шатается и трясется. «По мосту через Керченский пролив стало опасно передвигаться, поскольку сооружение уже начинает рушиться», – сообщал портал yb.in.ua, но каких-либо реальных доказательств приведено не было.
В очередной раз сообщение о «трещащем по швам» мосте появилось в середине декабря. Украинские эксперты заявили, что сооружение не переживет предстоящей зимы. По их мнению, дорога уже деформирована, в некоторых местах мост выгнулся на 50 мм, а в некоторых наоборот просел. Правда, источником информации на этот раз выступила журналист и блогер Лариса Волошина, которая призвала «запасаться попкорном и наблюдать».
Доказательств проблем с Крымским мостом отсутствуют. Более того, сейчас конструкция справляется со всеми штатными нагрузками. Железная дорога через Керченский пролив будет запущена в декабре 2019 года. «Эксплуатация автодорожной части Крымского моста идет в штатном режиме. По новой трассе уже проехало более 3,5 млн машин. С момента открытия дороги ведется комплексный мониторинг всех систем и конструкций. Результаты многомесячных наблюдений подтверждают конструктивную надежность сооружения и его соответствие всем параметрам, заложенным проектом с гарантией на 100 лет», – сообщили «ФедералПресс» в инфоцентре «Крымского моста».
Пропаганда или глупость?
«Мост функционирует в нормальном режиме. Машины по нему курсируют между Крымом и Кубанью. Каких-то сообщений о проблемах у нас не появлялось», – рассказывает «ФедералПресс» руководитель филиала ФорГО, доцент Крымского федерального университета Наталья Киселева.
По словам эксперта, массовая публикация в СМИ информации о проблемах с мостом связана с информационной войной против России. «Не знаю, кто инициатор подобных сообщений в прессе. У кого-то это просто погоня за сенсацией, у кого-то – антироссийские цели. Но понятно, их появление связано с информационной войной против нашей страны. В такой ситуации все средства хороши. Поэтому обстановка постоянно нагнетается. Замечу, что антироссийская политика – это конечная цель самого проекта «Украина». И дискредитация работы моста – лишь один из множества методов этой борьбы», – уточняет Наталья Киселева.
«При министерстве информационной политики Украины работают несколько групп студентов, курируемых специалистами из США. У них есть четкие задания по отработке конкретных информационных тем, в рамках которых плодятся такие новости. Мы видим, что последние несколько месяцев они занимались Крымским мостом, работа которого их очень сильно расстроила», – рассказывает профессор НИУ ВШЭ, политтехнолог Олег Матвейчев.
По мнению эксперта, нормальная сдача первой очереди Крымского моста в срок сильно ударила по эффективности украинской пропаганды. Объект стал символом полноценного воссоединения Крыма с Россией. Желая нанести репутационный ущерб нашей стране, украинские пропагандисты активизировали свою работу на этом направлении.
«В первую очередь массовое появление сообщений о проблемах с Крымским мостом связано с пропагандистской работой украинских властей, которые таким образом прикрывают несостоятельность своей внешней и внутренней политики», – считает главред сетевого издания «За Краснодар» Вячеслав Потапов.
«Мы видим вирусное распространение информации. В самой России есть несколько источников ее ретрансляции. Кто-то публикует подобные вещи, желая выделиться и не особенно задумываясь об их достоверности. Кто-то в нашей стране просто симпатизирует украинцам и желает вернуть Крым. Есть принципиальные противники Путина и правительства, которые готовы для своей борьбы распространять заведомые фейки. А кто-то просто наращивает трафик для своих ресурсов. Но большинство ретранслирует дезинформацию, веря слухам и не понимая суть вопроса», – делится журналист.
По мнению эксперта, для противодействия подобным фейкам необходимы меры антикризисного пиара. Вячеслав Потапов считает, что более активное взаимодействие дирекции Крымского моста с блогерами и журналистами, а также организация регулярных экскурсий на объект позволила бы снизить действенность враждебной пропаганды.
«Крымский мост – это грандиозный инфраструктурный проект, появление которого улучшило положение полуострова и связало Крым с Россией на новом уровне. И от распространения слухов ничего не меняется. Мост стоит, нормально функционирует. С ним все хорошо», – резюмирует Наталья Киселева.
Фото: ФедералПресс/ Екатерина Лазарева