Самым громким событием в сфере ЖКХ на этой неделе стало неожиданное заявление руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева. Глава надзорного ведомства шокировал общественность обвинением нерадивых чиновников в том, что россияне почти вдвое переплачивают по ряду коммунальных услуг. «ФедералПресс» описал пять главных проблем, которые на рынке ЖКХ необходимо решать в первую очередь.
По информации ФАС, в ряде регионов России тарифы ЖКХ существенно завышаются. Например, в двух соседних поселениях тарифы на воду могут отличаться аж в 54 раза. В подобной ситуации виноваты местные власти, использующие служебное положение для завышения тарифов, считает Игорь Артемьев. А потом ведутся разговоры, что «мы какие-то там убогие и недоплачиваем коммунальным монстрам», отметил глава ФАС и сообщил, что ведомство подготовило законопроект для решения сложившейся проблемы. Документ проходит согласование в правительстве РФ.
«Нужно запретить управляющим компаниям безнаказанно пользоваться народными деньгами»
Долги по ЖКХ в России в 2018 году составили 1 трлн 300 млрд рублей. Из них 750 млрд рублей – это задолженность населения и управкомпаний. В Минстрое РФ назвалитри главные причины, по которым копятся большие долги за коммунальные услуги: недобросовестность потребителей ресурсов, неплатежеспособность населения и воровство.
Но есть и другие причины участившихся конфликтов в сфере ЖКХ.
1. Безответственность управляющих компаний
Сегодня россияне испытывают тотальное недоверие к коммунальным службам. И оно растет с 90-х годов, когда государство ушло из многих жизненных сфер, отдав все на откуп рынку. Так, оно самоустранилось от регулирования механизмов ЖКХ. В итоге потребители на долгие годы остались наедине с управляющими компаниями.
Лишь недавно в жилищно-коммунальной отрасли начались перемены: появились лицензирование деятельности УК, аттестация руководителей этих компаний, стали активно работать Государственные жилищные инспекции субъектов РФ. По мнению экспертов, следует дать гражданам возможность отказываться от услуг той или иной компании,а при необходимости переходить под управление другой. Наличие альтернативы помогло бы сформировать хорошую рабочую конкуренцию.
«Первое, что нужно сделать для того, чтобы ЖКХ могло наладить отношение с россиянами – повысить ответственность управляющих компаний перед гражданами. У нас уже есть выстроенная система ответственности компаний перед административными органами, в первую очередь, перед Государственной жилищной инспекцией. Там сотрудников ЖКХ «тормозят» приличные штрафы и даже угроза потери работы. Проблема в том, что управляющие компании не чувствуют ответственности перед самими жителями домов, которые они обслуживают. А ведь жители и являются их нанимателями», – рассказал руководитель Центра урегулирования конфликтов Олег Иванов.
2. Власти не отстаивают права потребителя
Жители регионов РФ, не надеясь на местные власти, пытаются сами добиться справедливости на местах. Так, в Кировской области вятичи активно подключились к реализации мусорной реформы. Глава региона Игорь Васильев встретился с организаторами февральского «антимусорного» митинга. Активисты попросили его пересмотреть способ начисления тарифа, продумать инвестпрограмму и заняться сортировкой мусора.
Но возможность изменить тариф на вывоз ТКО у властей появится только в следующем году – после того, как оператор сообщит о своих расходах. Что касается нормативов накопления, то снижать их некуда – они и так являются одними из самых низких в стране. На уровне правительства РФ пока не придумали, как стимулировать граждан, сортирующих мусор.
«За все в стране должно отвечать государство – за газ, за нефть, за ЖКХ. А не квазигосударственные структуры, которые подчиняются не законам государства, а законам коммерции, – рассказал «ФедералПресс» вице-спикер Самарской губернской думы, член комитета по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды Александр Степанов. – Похожая ситуация ранее вышла с программой капремонта: за 25 лет власть не вложила в жилой фонд ни копейки и теперь перекладывает это на плечи собственников. При этом государство то и дело списывает долги другим странам и тратит бюджетные деньги в стратегических интересах, забывая про нужды населения».
3. Коммунальные управленцы самовольно накручивают тарифы
В разных регионах вскрылись факты самовольного установления тарифов руководителями коммунальных компаний. Понятно, что не в сторону уменьшения для потребителя. Но наказание за подобное самоуправство не заставило себя долго ждать. Так, в одном из районов Удмуртии директор ООО «Девятово» установил самовольные тарифы за услуги ЖКХ. «Забыв», что установление тарифов в сфере водоснабжения относится к полномочиям министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики региона. За кубометр воды жителям предписывалось платить 29 рублей. На руководителя завели административное дело.
Ранее в Челябинской области директора МУП «Куликовское ЖКХ» оштрафовали на 50 тысяч рублей за нарушение порядка установления тарифов на коммунальные услуги. А в Самаре, к примеру, недовольство горожан местными тарифами ЖКХ и вовсе привело к требованиям отставки мэра.
4. Беспредел коллекторов
В Госдуму внесен законопроект, запрещающий передавать коллекторам право на работу с долгами граждан по ЖКХ. Существующие пробелы в законодательстве создают условия для возможного нарушения прав граждан, заявила в марте этого года вице-спикер Госдумы Ирина Яровая журналистам. Жители многих регионов неоднократно жаловались на коллекторов, применявших грубые и внеправовые средства воздействия на должников в сфере ЖКХ.
«При этом важно отметить, что в настоящее время взыскание долгов за услуги ЖКХ исключено из-под действия 230-ФЗ. Таким образом, компании, занимающиеся работой с ними, могут не состоять в реестре ФССП, и по факту являются безнадзорными, что увеличивает риск применения ими недопустимых действий по отношению к должнику. Многие эксперты сходятся во мнении, что взыскание долгов за услуги ЖКХ должно быть также урегулировано в рамках 230-ФЗ, так как без этого отсутствует какой-либо надзор», – прокомментировал ситуацию президент СРО «НАПКА» Эльман Мехтиев.
5. Новый регламент в ЖКХ ляжет на плечи потребителей
С 1 марта введено сразу несколько новых мер в системе ЖКХ, подразумевающих поддержку населения. Законом введена регламентация работы коммунальных служб. Но тогда компаниям придется увеличить штат операторов, поменять оборудование. По мнению экспертов, поправки в закон о ЖКХ дают хороший повод для компаний дополнительно увеличить россиянам платежи.
«Чтобы уложиться в новый регламент, придется не только значительно увеличить штат, но и снабдить его необходимым оборудованием. И получается, что мы снова видим значительные финансовые затраты за наш счет, – считает редактор «ФедералПресс» по регионам ЮФО и СКФО Андрей Гусий. – Не так уж и сложно представить последствия инноваций. В общем, закон для компаний, не для людей. Жители будут жаловаться? Тоже хорошо – штрафы, которые, как и все остальное, оплачивают жители».
Фото: ФедералПресс, Евгений Поторочин