Прошли выборы в Верховную раду. Предсказуемо начались разговоры о том, что Украине надо вернуть Крым. Есть даже предложение выкупить его у России, но в рассрочку. За время переходов из рук одной власти в руки другой полуостров сумел скопить в себе достаточно много проблем сразу двух стран. Ряд украинских экспертов говорят о том, что Крым невыгодно брать обратно – требуется много инвестиций. В России также говорят о том, что Украина должна компенсировать потери, полученные полуостровом. Как мифы подменили реальность – в материале «ФедералПресс».
Миф 1. Крымский мост – туристическое спасение полуострова
Крымский мост стал по сути символом воссоединения полуострова с Россией. Гигантская конструкция знакома всему миру, а вокруг самого сооружения постоянно идут слухи о его скором разрушении. Каждый раз экспертам и представителям обслуживающей и строившей компаний постоянно приходится их опровергать.
«С момента открытия дороги ведется комплексный мониторинг всех систем и конструкций. Результаты многомесячных наблюдений подтверждают конструктивную надежность сооружения и его соответствие всем параметрам, заложенным проектом с гарантией на 100 лет», – сообщили «ФедералПресс» в инфоцентре «Крымского моста».
Но на самом деле ряд людей отметили еще один миф о Крымском мосте, который не связан с его надежностью или долговечностью.
Если исходить из проектной документации, то пропускная способность моста составит до 40 тысяч автомобилей и 47 пар поездов в сутки. Достаточно легко усреднить цифры и получить количество пассажиров, которые проедут по мосту в год, – примерно 14 миллионов человек и 13 миллионов тонн грузов в год.
Стоит отметить, что в 14 миллионов пассажиров входят не только туристы. Сюда же включаются крымчане, которые ездят на материк, военные, базы которых располагаются на полуострове, и многие такие же регулярные не туристические внутренние миграции.
Итак, по итогам 2018 года полуостров посетило около шести миллионов человек. Ряд экспертов говорят о том, что цифра может быть завышена, но рост потока безусловно есть. Для примера, в 2013 году, еще при Украине, полуостров посетило пять миллионов 580 тысяч человек – без моста и при старой власти. Для сравнения, Краснодарский край за прошлый год посетило свыше 17 миллионов туристов, это только официальные данные. Эксперты говорят, что неофициальные значительно выше.
Но стоит отметить, что правительство всячески повышает туристическую привлекательность региона. Например, чиновникам рекомендовано отдыхать не за рубежом, а в России, в том числе и в Крыму. Такая информация появляется перед каждыми длительными выходными.
Миф 2. Цены будут ниже, товары доступнее
С символом воссоединения полуострова с Россией есть еще заявления, которые стали мифом. До появления Крымского моста говорилось о том, что стоимость продуктов питания, да и еще ряда товаров, в том числе и топлива, станет значительно ниже, – проблема в логистике. Работа Керченской переправы сильно зависела от погоды, а сама транспортировка стоила денег.
Появился мост, стоимость продукции не изменилась. Это связано с тем, что практически одновременно с объявлением строительства моста начались санкции, которые привели к отказу крупных игроков заходить в Крым. В итоге на рынке есть небольшие компании, которые не могут обеспечить низкий уровень цен.
«Как может малый бизнес конкурировать с крупными игроками ретейла? Логистический центр только стоит несколько миллионов долларов», – прокомментировал поддержку малого бизнеса экс-директор «Магнита» Сергей Галицкий.
К слову сказать, о разработке документации для будущего строительства логистического центра заявлялось на полуострове неоднократно. Как и об овощехранилищах. Но, как отмечают эксперты, проект, скорее всего, будет обречен на провал – крупные игроки имеют свои центры, а малым просто не нужен такой объем площадей, которые еще и стоят значительных средств, и их придется закладывать в цену для конечного потребителя.
Отдельно стоит остановиться на стоимости топлива. Например, власти Крыма продают нефтебазу из-за ее «неэффективности».
«Топливо в Крыму дороже, чем в других регионах. Все ждут, когда будет запущено железнодорожное сообщение, чтобы цистернами доставлять на полуостров бензин и дизельное топливо и как-то уравнять цены. Мне интересно, куда они намерены экспортировать нефтепродукты? В Европу – нет, Турция – тоже вряд ли. Азербайджан сам экспортирует. Если мы говорим о топливе, то об экспорте нет и речи, если о перевалке полуфабрикатов – это еще возможно. Но не думаю, что здесь будут большие объемы», – считает эксперт Алексей Калачев.
Отдельно стоит отметить, что власти полуострова хотят продать частнику базу, на которой можно складировать топливо. Понятно, что инвестиции в этот объект будут в итоге заложены в конечную стоимость для потребителя. У экспертов есть сомнения, что цена в результате снизится до уровня соседних регионов.
Миф 3. Новое жилье, доступная земля и пляжи для всех
Отдельное внимание в 2014 году было акцентировано на состоянии жилищной сферы, принадлежности земли и пляжных линий. Было достаточно много разговоров о том, что берега принадлежат олигархам, а состояние ЖКХ просто критическое. Все это наследие Украины, которое придется исправлять России, и будет исправлено, так заявляли чиновники.
Стало известно, что за пять лет Крым полностью провалил программу переселения из аварийного жилья. Полуостров имеет все шансы не попасть в программу финансирования в следующем году, до этого на расселение уже было выделено два миллиарда рублей.
«Нас очень смущает, мы молчали об этом пять лет, Республика Крым: там не было сдано ни одного квадратного метра по программе аварийного жилья за пять лет», – заявил председатель общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин. Он отметил, что деньги на реализацию программы были выделены в полном объеме.
Власти предпринимают попытки для покупки жилья на вторичном рынке, но выделяемых средств не хватает для покупки, а ниже рыночной цены никто жилье продавать не хочет.
«Были объявлены конкурсы, но ни одной заявки нет. Никто не хочет продавать свою квартиру ниже рыночной цены в 2–3 раза», – прокомментировал директор АНО «ЖКХ Контроль РК» Анатолий Петров.
Сюжеты о том, как вывозятся на металлолом заборы, закрывавшие пляжи от свободного доступа, также хорошо запомнились жителям. Это тоже было наследием Украины.
Сейчас из разных частей полуострова поступает информация о том, что заборы появляются снова. Проблема в том, что предприниматели научились использовать тонкости законодательства, чтобы делать из общественных мест для купания практически частные.
Например, говорится о том, что пляж стал лечебным, при таких документах забор ставить можно. При этом отдыхающие и жители говорят о том, что лечиться можно и алкоголем, который спокойно продается на огороженной территории.
Захват земли был массово распространен при украинской власти, об этом говорили в правительстве полуострова. При воссоединении Крыма с Россией в некоторых регионах появились предприимчивые граждане, которые выкупали участки у украинских собственников по достаточно низкой цене; последние просто опасались, что могут со временем совсем ничего не получить за свою землю.
Эта перемена собственников с одновременной переменой власти привела к одному – участки так и остались в руках бизнесменов, которые, конечно же, ищут прибыль, а значит, продавать будут землю по завышенной цене. Для простых крымчан ничего в жизни не изменилось.
Миф 4. Дороги как в Европе
Внимание уделялось и дорожной сфере. Эксперты тогда усомнились в наведении порядка в этой сфере. Опыт России показал, что в большинстве регионов так порядок и не наведен, несмотря на то что они не выходили из состава страны, «не возвращались в родную гавань».
Спустя время стало известно, что в Крыму соответствуют нормам только 20 % дорог. Стоит отметить, что представленная правительством цифра практически соответствует концу украинского периода. На момент вхождения полуострова в состав России автодороги, по разным данным, были изношены на 80–90 %, это официальные данные.
Примечательно, но в этом, по заверению властей, отчасти виноват климат.
«Если в Крыму неблагоприятный климат для асфальтового дорожного покрытия, то где благоприятный, я не знаю. В Ханты-Мансийске? Если бы у нас был такой климат, как в Архангельске или Магадане, то мы, как понимаю, вообще дороги могли бы не делать? У нас субтропики, осадки умеренные, резких перепадов температур нет. На полуострове можно строить дороги с марта до ноября – рекомендуемая температура для укладки асфальтобетонной смеси плюс 2–5 градусов. В Сочи, где тропический климат, качество дорог, кстати, после ремонта прекрасное», – выразил мнение экс-министр транспорта республики Анатолий Цуркин.
Глава Крыма Сергей Аксенов тоже прославил изменения в дорожной сфере, заявив, что у полуострова просто не хватает денег и он собирался просить у Дмитрия Медведева.
«Мы обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Нужна отдельная программа для Республики Крым. Мы до 2024 года попросили у правительства России 140 млрд рублей», – рассказал Аксенов.
Миф 5. Инфраструктура и все для граждан
Развитие полуострова после украинского периода идет, по мнению экспертов, порой под неоднозначными углами. Например, власти хотят снести единственный в России и Европе сафари-парк «Парк львов Тайган». Стоит отметить, что в украинский период у объекта таких проблем не было.
С водой тоже пока не очень все стабильно – ее просто не хватает. После украинской блокады на полуострове построили три водозабора. На это ушло более 1,2 млрд рублей, но ситуацию это не исправило. Сегодня объем пресной воды в Крыму, по подсчетам ученых, колеблется от 250 до 336 млн кубометров в год в зависимости от количества выпавших осадков. А нужно как минимум в два раза больше. По прямому назначению в республике используют только 3–4,5 % от общего количества орошаемых земель. Часть городов находится на «режимном» водоснабжении – например, в Керчи, Судаке и Евпатории воду дают по часам, а 400 сел получают питьевую воду и вовсе только 2 раза в неделю.
Решений предлагается много. Например, строительство атомного комплекса для опреснения морской воды обойдется казне в 38 млрд рублей. Сопутствующие мероприятия будут стоить еще около 22 миллиардов. Эксперты говорят и о переброске воды из Краснодарского края. Цена проекта – 425 миллиардов рублей.
Укомплектованность медицинскими кадрами в республике находится на уровне 68–76 %, с учетом совместительств – 82 %. Полуострову с населением в 2,3 млн человек нужно еще как минимум 600 врачей. В штате скорой помощи не хватает примерно 50 % докторов и около 30 % среднего медперсонала.
Да и в самих городах полуострова есть проблемы. Часть градостроительных кодексов– украинских времен, что порой мешает строить или развивать города.
Но есть мифы, которые стали реальностью
Например, строители, которые были задействованы на работах по возведению Крымского моста, заявили о задержке зарплаты в полгода. Теперь компанию-должника могут объявить банкротом, и миллионные долги повиснут в воздухе. Речь идет о сумме в 500 миллионов рублей.
Компания, имеющая отношение к Ротенбергу, получила контракт на обслуживание Крымского моста на ближайшие два года. Из бюджета будет перечислено 900 миллионов рублей.
Еще власти Крыма обнародовали данные о доходной части бюджета за 2018 год. Объем собранных в республике налогов внушительный – более 54 млрд рублей, что превышает прошлогодние показатели на 17 %. Однако при этом Крым вышел на первую строчку рейтинга дотационных регионов, обогнав по размеру федеральных финансовых вливаний даже Чечню и Ингушетию.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин