Эпидемия коронавируса продолжает развиваться: число заболевших им в различных странах мира перевалило за 530 тысяч. Власти самых разных стран стараются не допустить масштабного распространения инфекции и вводят новые карантинные меры. Одновременно они столкнулись с необходимостью поддержки отраслей экономики, сильно пострадавших от него, – туризма, общественного питания, гостиничного бизнеса, сферы развлечений. Между тем в тени сообщений об экономических проблемах, связанных с коронавирусом, скрывается ухудшающаяся на глазах ситуация в металлургии, которая является локомотивом промышленности в Китае и других экономически развитых государствах, пострадавших от эпидемии. Подробности – в материале «ФедералПресс».
По имеющимся данным, за первые два месяца 2020 года поставки стальной продукции из КНР на глобальный рынок рухнули примерно на 27 %, до 7,8 млн тонн. Такой уровень был в последний раз зафиксирован в марте 2018 года.
Правительство Китая пытается оживить экспорт, используя механизмы льготного налогообложения. Но из-за увеличения числа заболевших все больше стран ограничивают пересечение границ, приводя к сокращению грузовых потоков.
Вдобавок китайские металлургические компании стали получать отказы от своих зарубежных покупателей на ранее сделанные ими заказы. Для компенсации потерь от продаж за границу они стараются наращивать реализацию продукции на внутреннем рынке КНР, но пока не добились особого успеха.
Правда, данные о том, насколько сильно пострадала китайская металлургия от коронавируса, пока отсутствуют. Согласно официальной статистике, в январе-феврале 2020 года выплавка стали увеличилась на 3,1 %, до 154,7 млн тонн. Однако останавливались металлургические предприятия как раз в марте, поэтому по его итогам выпуск стали точно не вырастет, если вообще не упадет на 3–5 %.
Сумерки Европы
Зато в Европе спад металлургического производства только-только начинается. Здесь ласточкой по сокращению выплавки стали оказалась Италия: ее правительство приняло декрет, предписывающий прекратить функционирование промышленных и коммерческих объектов, не относящихся к критически важным.
Из него следует, что должны перестать работать и все металлургические заводы. Хотя для них в декрете есть оговорка – продолжить свою деятельность могут предприятия, у которых производственные процессы имеют непрерывный характер (к ним относится выплавка стали в доменных печах). Окончательное же решение, останавливать их или нет, остается за властями провинций Италии.
Но и до декрета ряд компаний приступили к переводу заводов на холостой ход. Две недели назад остановились предприятия Alfa Acciai и Ferriera Valsabbia суммарной мощностью 2,1 млн тонн стали в год. Чуть позднее международный гигант ArcelorMittal (в прошлом году он выплавил 89,8 млн тонн стали, то есть больше, чем вся Россия) объявил о намерении снизить загрузку мощностей в Европе.
Справедливости ради отметим, что помимо вспышки коронавируса, заставившей власти Италии предпринимать жесткие карантинные меры, местные металлурги столкнулись с падением заказов от автомобильной и других отраслей промышленности (в Италии сейчас стоят все автомобильные заводы).
За океаном наблюдается сходная ситуация. Бразильская Gerdau уже остановила три предприятия в США и готовится сделать то же самое еще с двумя – у них нет заказов со стороны простаивающих автомобильных заводов. Американская U. S. Steel закроет два трубных предприятия.
Дистанционное управление
На российскую металлургию распространение коронавируса пока влияния не оказало. Судя по информации Федеральной службы государственной статистики, в январе-феврале производство только росло: выплавка чугуна увеличилась на 2,3 %, до 8,8 млн тонн, стали – на 1,7 %, до 12,3 млн тонн, выпуск стального проката – на 2 %, до 10,2 млн тонн.
Отечественные металлургические компании пока никаких анонсов о возможном снижении производства не делали, зато ряд из них сообщили о мерах профилактики коронавируса.
«В рамках ключевого для группы ЧТПЗ направления по охране здоровья сотрудников разработан план антикризисных мер по профилактике вирусных заболеваний на производственных и офисных площадках компании. Среди реализуемых мероприятий – отказ от рабочих и частных поездок по России и за рубеж для сотрудников группы ЧТПЗ и замена необходимых личных рабочих встреч переговорами с использованием современных средств связи. Графики смен на производстве и передача дел между ними выстраиваются так, чтобы личные контакты были минимизированы», – прокомментировали в пресс-службе группы ЧТПЗ.
В ней добавили, что сотрудники частично переведены на дистанционную работу. На предприятиях установлены дезинфицирующие устройства, проводится санитарная обработка помещений, у работников ежедневно измеряется температура.
Сходные действия были предприняты и в Объединенной металлургической компании (ОМК). «С 20 марта на дистанционную работу (домой) ОМК перевела практически всех сотрудников, работающих в московском офисе, и сотрудников предприятий в регионах, вернувшихся из командировок. Обеспечена возможность онлайн-консультирования с врачами, проводятся онлайн-тренинги о том, как удобнее организовать удаленную работу, сотрудники на своих примерах делятся друг с другом опытом работы из дома и т. п.», – рассказали в ее пресс-службе.
Рыночная неопределенность
Несмотря на меры предосторожности и отсутствие подтвержденных случаев заражения сотрудников коронавирусом, для металлургических компаний по-прежнему волнующим остается вопрос о будущем рынка внутри России и за ее пределами. Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что текущие проблемы, связанные с инфекцией, могут стать лишь началом серьезной стагнации на рынке.
«Насколько пандемия повлияет на отрасль – неясно, так как непонятно, каким образом будут развиваться события. Однозначно, некоторое ухудшение результатов будет, но насколько оно будет драматическим – покажет время», – прогнозирует Олег Терехов, директор по развитию бизнеса в металлургии компании «КРОК».
«Корнавирус остается большим фактором неопределенности для экономики в целом и для ситуации в металлургии в частности. Адекватно оценить масштабы эпидемии и нанесенный ущерб можно будет, когда пик распространения болезни будет пройден, а до этого пока далеко. В частности, мы пока не знаем, ограничится ли влияние эпидемии только снижением спроса на металлы в рамках общей рецессии или металлургам придется переводить работников на карантин и останавливать производство», – сказал Алексей Калачев, аналитик компании «Финам».
Сходного мнения придерживается аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека. «Металлургия находится под колоссальным давлением, вызванным дисбалансом спроса и предложения, негативной ценовой конъюнктурой и существенной неопределенностью, связанной в том числе с постепенным закрытием границ разных стран на карантин», – говорит он.
По мнению же исполнительного директора завода «Россильбер» Ильшата Хафизова, эпидемия в любой момент может оказать отрицательное воздействие на отечественную металлургию, использующую зарубежные материалы. «Импортная продукция сейчас поставляется со складов в России, но вследствие закрытия границ с Европой мы можем прогнозировать сбои в поставках в течение ближайших шести месяцев», – допускает он.
Спад совсем близко
Если же пандемия коронавируса продолжит победоносно шествовать по миру, металлургам, в том числе и отечественным, действительно, придется несладко.
«Распространение коронавируса уже привело к закрытию либо частичному закрытию европейских заводов и, соответственно, падению объемов производств. Поэтому есть все основания считать, что к концу первого полугодия российские заводы снизят объемы производства примерно на 10 %», – поделился ожиданиями Ильшат Хафизов.
«Фактор снижения спроса на металлы в условиях замедления мировой экономики остается определяющим. Российские металлурги вправе были рассчитывать на рост внутреннего спроса в ходе реализации инфраструктурных национальных проектов. Однако распространение вируса в стране создает вероятность пересмотра национальных проектов и перераспределения части ресурсов на борьбу с эпидемией», – размышляет Алексей Калачев.
По его словам, отечественные металлургические компании могут все-таки приступить к пересмотру инвестиционных программ и сокращению капитальных затрат. Общее снижение объемов производства может составить 5–7 % от уровня прошлого года.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что в случае резкого спада спроса на плаву останутся компании, заранее подготовившиеся к подобному сценарию. «Преимущество будет у игроков, имеющих широкую продуктовую линейку и по возможности связанных с потребляющими отраслями более тесными узами, чем обычные поставки. Например, группа ЧТПЗ точно будет в выигрыше, поскольку помимо труб выпускает запорно-регулирующую арматуру, соединительные детали трубопроводов, баллоны, востребованные при любом раскладе. Зато предприятия, производящие исключительно арматуру, могут встать надолго – подобной продукцией рынок завален», – указывает он.
Фото: pxhere.com