Компания «Мостострой-11» под руководством Николая Руссу давно имеет славу любимицы тюменских властей. И хоть зарегистрировано строительное предприятие в Югре, оно играет ощутимую роль в экономике всех трех регионов «тюменской матрешки». О текущем положении дел и о том, что сможет удержать предприятие на плаву в кризис, – в материале «ФедералПресс».
Риски для строителей
Свое начало компания «Мостострой-11» берет еще в 70-х годах. Сегодня она, если верить титульной информации на сайте предприятия, одна из крупнейших диверсифицированных компаний строительной отрасли в стране. В структуру входят пять филиалов и четыре дочерних общества. Уже 12 лет компанию возглавляет Николай Руссу.
Юридически акционерное общество «прописано» в Югре, но по факту имеет большое значение для экономик всех трех регионов «тюменской матрешки», поскольку везде выполняет крупные строительные проекты. А в двух регионах – Тюменской области и Югре – правительства включили предприятие в список системообразующих. Более того, «Мостострой-11» вошел в обновленный список системообразующих предприятий Минэкономразвития в числе 10 других компаний отрасли строительства инженерных сооружений. И это, безусловно, говорит о весомой роли предприятия и в целом для национальной экономики.
Чтобы оценить финансовое благополучие компании за последние годы, мы воспользовались открытыми данными. В целом состояние компании можно назвать стабильным, хотя и наблюдались периоды роста и спада прибыли. К примеру, на фоне финансового кризиса 2014–2015 годов прибыль показывала снижение: если в 2014-м компания заработала почти 825 миллионов рублей, то в следующем уже 554 миллиона, в 2016-м падение продолжилось – до 421 миллиона. Следующие два года чистый доход рос: 550 миллионов в 2017 году, почти 656 миллионов в 2018-м. В прошлом году чистая прибыль снова просела – почти на треть (453 миллиона).
Очевидно, что не пройдет бесследно и текущий экономический кризис. Правда, прогнозировать объемы спада не представляется возможным из-за мирового размаха нынешнего застоя. Речь, в частности, о зависимости некоторых строительных компаний от импорта оборудования и техники.
«Еще один риск – это сжатие бюджетов на развитие. Эксперты говорят, что будет сокращение бюджетов в регионах, в том числе и в «тюменской матрешке». По моим ощущениям, будут в первую очередь сокращать расходы на развитие. В частности, на развитие инфраструктуры. Это и дороги, и школы, и мосты, прочее. Сейчас общий курс государства на социальную поддержку населения», – объясняет доцент кафедры экономики и финансов ФЭИ ТюмГУ Иван Вилков.
Госконтракты и связи
Компания Николая Руссу нынешний кризисный период переживает в работе. Строительная отрасль ненадолго замирала с введением ограничений из-за коронавируса, но на данный момент работы ведутся в штатном режиме. Портфель заказов «Мостостроя-11» продолжает пополняться.
«Эта компания живет за счет госконтрактов. И почему именно они забирают такое количество важных объектов? Они достаточно устойчивы и располагают ресурсами. А потому крайне важны для экономик всех трех субъектов «матрешки». У компании есть ряд уникальных компетенций. Они способны в короткие сроки и с хорошим уровнем качества возводить новые транспортные развязки, и причем часто они это делают с опережением сроков. С точки зрения заказчика это очень большой плюс», – говорит экономист.
Кроме того, напоминает политолог Андрей Шуклин, лоббистских возможностей владельцу компании Николаю Руссу добавило избрание его в прошлом году на пост депутата Тюменской областной думы.
«Конечно, для бизнеса это поддержка. В то же время позволяет сообща с властями планировать и реализовывать облик города, области. Это вход в региональный истеблишмент и возможность договариваться с тем же ГУСом, с разного рода структурными подразделениями, проектировщиками», – объясняет политолог.
Говоря о том, чем прирос портфель «Мостостроя-11» в последнее время, отметим несколько крупных объектов. Компания выиграла тендер на продолжение реконструкции улицы Мельникайте в Тюмени на 943 млн рублей, также на реконструкцию спорткомплекса «Жемчужина Сибири» под Тюменью, цена работ почти 250 млн рублей. В копилке – контракт на 300 миллионов на проведение ремонта моста через реку Иску на трассе Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск. Участок автодороги между Тюменью и поселком Боровский предстоит отремонтировать за 1,8 миллиарда рублей. В Ишимском районе будет отремонтирован мост через реку Убиенную за 323 миллиона.
В Югре компания занимается капитальным ремонтом мостовых переходов через реки Ручей и Ай-Натымкоръягун на подъезде к Когалыму. Общая сумма контрактов – четверть миллиарда рублей.
На Ямале ведется строительство развязки в Новом Уренгое на 4,7 млрд рублей, которое должно завершиться в ноябре следующего года. Этой осенью закончат со строительством моста через реку Морельва-Яха на трассе Коротчаево – Новый Уренгой. Кроме того, завершаются работы на таком крупном стратегическом для ЯНАО объекте, как мост через реку Пур. Общая стоимость работ – более 9,5 млрд рублей. Сейчас сооружение готово на 90 %.
Диверсификация по полной
Регионы «тюменской матрешки» традиционно занимают основную часть в портфеле проектов компании. Причем в последние несколько лет оформился явный приоритет в сторону Тюменской области. Основываясь на данных 2018 года, почти две трети от всех проектов «Мострострой-11» проводит в Тюменской области, в Югре и на Ямале – в пределах 5–7 % от всего объема. Любопытно, что еще десять лет назад расклад был диаметрально противоположный: проекты в Югре занимали порядка 70 % общего портфеля заказов, а на Тюменскую область приходилось немногим более 20 %.
Стоит сказать, что «Мостострой-11» не ограничивается заказами только внутри «матрешки». География включает Нижегородскую, Московскую, Воронежскую, Липецкую, Ленинградскую и другие области и даже Республику Казахстан, где они возвели самый длинный в Центральной Азии мостовой переход.
«Компания ведет достаточно консервативную политику в плане портфеля заказов. То есть руководство делает так, чтобы не зависеть от одного крупного заказчика, одного крупного объекта. Диверсифицирует свой портфель. И если в одном регионе что-то идет не так, то выручают контракты в другом. С точки зрения диверсификации и рисков данного бизнеса это очень большой плюс», – отмечает экономист Иван Вилков.
В рабочую зону компании несколько лет назад стал входить и Краснодарский край. Там было реализовано несколько крупных проектов. К примеру, к Олимпиаде 2014 года в Сочи фирма Николая Руссу построила несколько объектов. По разным данным, от двух до шести, за которые получила несколько миллиардов рублей. Еще один крупный заказ в этом регионе – это реконструкция федеральной автомагистрали М4 «Дон». Специалисты компании были привлечены и для возведения Крымского моста.
Любопытно отметить, что в общем объеме работ доля проектов в Краснодарском крае в среднем по прошлым годам составляла порядка 10–15 %. Но самым урожайным стал 2017 год, когда показатель приблизился к 40 %. К слову, возросшую активность «Мостростроя-11» на юге некоторые эксперты связывают с влиянием семьи Ротенбергов и принадлежащей им компанией «Мостотрест», которая контролирует «Мостострой-11».
Конкурентоспособность компании сам Николай Руссу в интервью журналу TMN объяснял так: «Наша идеология исключает любую оптимизацию по материалам и инженерным решениям, если подобное может повлиять на ухудшение качества и уменьшение сроков эксплуатации объектов. Это дает свои плоды. Сегодня, когда мы работаем по всей России, а не только в Западной Сибири, то ощущаем положительное влияние достигнутого нами уровня конкурентоспособности».
Портфель текущих заказов компании на 2020 год составляет 24 млрд рублей. И этот факт Иван Вилков считает большим плюсом для компании. Это своеобразная страховка в нынешнее кризисное время. Тем более что госзаказы у «Мостостроя-11», как правило, длинные. Но и тут есть риски.
«Если будет сильное сокращение бюджетов, то от некоторых контрактов могут отказаться. Когда был кризис 2008 года, я с таким сталкивался: уже по действующим контрактам, по которым даже начинались работы, были отмены работ со стороны заказчика в Тюменской области», – рассказывает Иван Вилков. Но в таком случае, напоминает он, подоспеет помощь. Предприятие-то стратегическое.
Фото: most.life, Тюменская областная дума, ФедералПресс / Евгений Поторочин; инфографика – ФедералПресс / Елена Майорова
Системообразующие предприятия России