Загорский трубный завод (ЗТЗ) оказался неожиданным лидером повестки июля 2020 года. Известно стало сразу о двух крупных событиях. Во-первых, «Газпром» отдал заводу Дениса Сафина 10 % от тендера на 1,3 млн тонн труб общей суммой 95,5 млрд рублей. Во-вторых, «Металлоинвест» не стал продавать ЗТЗ один из основных активов – «Уральскую сталь». Что же это за предприятие – Загорский трубный завод, разбирался «ФедералПресс».
Загорский трубный завод нельзя отнести к разряду крупных металлургических предприятий: он может выпускать всего лишь 500 тыс. тонн стальных труб в год. Тем не менее у него есть амбиции по расширению и увеличению производства, хотя пока ему их не удалось реализовать.
Два в одном
ЗТЗ – крайне интересное предприятие. Начнем с того, что существуют ООО «Загорский трубный завод» и АО «Загорский трубный завод», зарегистрированные, согласно системе Seldon. Basis по одному и тому же адресу и имеющие одного и того же генерального директора – Дениса Сафина.
Есть между ними и различия. 100 % акций АО «Загорский трубный завод» принадлежит лондонской фирме Pipe Trade, владельцем же ООО «Загорский трубный завод» является опять-таки Денис Сафин.
У обоих предприятий совершенно разные виды основной деятельности. АО «Загорский трубный завод» занимается производством стальных труб, полых профилей и фитингов, ООО «Загорский трубный завод» – управлением финансово-промышленными группами.
Как бы там ни было, они оба принадлежат семье Сафиных – Галялхаку Сафину и его сыну Денису. Последний, судя по Seldon. Basis, еще является владельцем ООО «УК Менеджмент СП» (производство горячекатаного сортового проката и катанки), ООО «Задонский трубный завод» (управление финансово-промышленными группами), ООО «Индстрой» (аренда и управление недвижимостью).
Его отец Галялхак Сафин занимает посты президента АО «Загорский трубный завод» и генерального директора ООО «Индстрой».
Новичок среди старожилов
На российском рынке ЗТЗ появился, можно сказать, внезапно: никто не ожидал его прихода, так как к моменту запуска уже сложился пул производителей труб большого диаметра (применяются для строительства магистральных нефте- и газопроводов) и казалось, что для новичков места нет. Оказалось, есть, и семье Сафиных удалось его занять, учитывая большой опыт Галялхака Сафина в металлургии: он работал на Карагандинском металлургическом комбинате и Щелковском металлургическом заводе, потом занялся самостоятельным бизнесом.
Во всяком случае, создание ЗТЗ было проведено в рекордно короткие сроки – менее чем за пару лет, и в ноябре 2015 года он выпустил первую стальную трубу. Затем все пошло по накатанной, и в апреле 2017 года ЗТЗ был включен в реестр поставщиков для «Газпрома».
В марте того же года состоялась, как указывается на сайте ЗТЗ, «перезагрузка трубного рынка России в присутствии Алексея Миллера и Андрея Воробьева, старт производства первой трубы для Газпрома» (орфография и пунктуация сохранены в оригинальном виде) – ему удалось договориться с газовым монополистом на поставку ему для ремонтных нужд свыше 121 тыс. тонн труб, в июне он заключил соглашение с южнокорейской компанией Posco о закупках у нее стального проката для изготовления труб (наверное, российские металлурги продавать лист ЗТЗ отказывались или готовы были отгружать крайне мало).
Наконец, в январе 2018 года ЗТЗ стал отгружать трубы для инвестиционных проектов «Газпрома» и в ноябре того же года получил от него контракт стоимостью более 42 млрд рублей на поставку 500 тыс. тонн труб для участка Ковыкта – Чаянда газопровода «Сила Сибири».
Не обошлось без экцессов – в сентябре 2017 года Денис Сафин был арестован по подозрению в нецелевом использовании государственных субсидий на сумму 133 млн рублей. Впрочем, все закончилось для него благополучно.
Несостоявшаяся сделка
В январе нынешнего года ЗТЗ опять привлек к себе пристальное внимание: стало известно, что он ведет с «Металлоинвестом» переговоры о приобретении пакета акций комбината «Уральская сталь».
Для ЗТЗ покупка 100 % акций «Уральской стали» или их крупного пакета была выгодна с точки зрения получения с нее как листового проката, так и круглой заготовки. Дело в том, что в октябре 2019 года ЗТЗ подписал с ВТБ соглашение о финансировании проекта создания производства бесшовных труб стоимостью 35 млрд рублей. Хотя ЗТЗ его мощность не назвал, она вряд ли может превысить 500 тыс. тонн. Именно для него и могла бы подойти круглая заготовка, выпускаемая «Уральской сталью».
Однако недавно стало известно, что переговоры закончились ничем. Причины неизвестны, равно как и возможная сумма сделки. На запрос «ФедералПресс» в пресс-службу «Металлоинвеста» комментариев получено не было. На запрос генеральному директору ЗТЗ Денису Сафину ответил его заместитель по корпоративным коммуникациям Игорь Гусенков: «ЗТЗ не комментирует никаким образом ситуацию вокруг Уральской стали, кроме того, что было сказано в совместном заявлении. Проект по бесшовным трубам мы также не комментируем» (орфография и пунктуация сохранены в оригинальном виде).
Подводные течения
Вероятно, «Металлоинвест» и ЗТЗ банально не сошлись в цене: «Металлоинвест» мог захотеть получить побольше, ЗТЗ – заплатить поменьше.
«Стоимость «Уральской стали» можно оценить примерно в диапазоне 25–35 млрд рублей с учетом ее активов, продаж и очень небольшого размера долгов. Возможно, если бы не подвернулось что-то получше, ЗТЗ пришлось бы заплатить раза в полтора больше», – считает Алексей Калачев, аналитик «Финам».
Кстати, в 2019 году ЗТЗ рассматривал возможность покупки Литейно-прокатного завода в смоленском городе Ярцево и тоже потерпел неудачу (цитируется «Коммерсант»).
Слова же Игоря Гусенкова о том, что положение дел с проектом по бесшовным трубам не комментируется, можно рассматривать как свидетельство каких-то проблем, тормозящих его реализацию. Между тем у ЗТЗ есть сильный конкурент – ВМЗ, строящий цех по выпуску бесшовных труб мощностью 500 тыс. тонн в год. Его ввод в эксплуатацию предполагается в следующем году.
ЗТЗ же в декабре 2019 года объявил, что приступает к выбору проектировщика для своего производства, а заключать договоры на приобретение оборудования и выполнение необходимых строительно-монтажных работ он намеревался в первом квартале 2020 года. Судя по отсутствию пресс-релизов по данной тематике, прогресса в проекте не наблюдается.
В складывающихся условиях ЗТЗ, вероятно, ничего иного не остается, как участвовать в тендерах на изготовление труб для «Газпрома» и других компаний нефтегазового комплекса. Это, в свою очередь, не гарантирует стабильности заказов в силу непростой ситуации на углеводородном рынке, и ее ухудшение может сказаться на финансовом состоянии ЗТЗ: хотя по итогам минувшего года АО «Загорский трубный завод» заработало чистую прибыль в размере 2,8 млрд рублей, его кредиторская задолженность достигла 18,7 млрд рублей. ООО «Загорский трубный завод» получил убыток в 43,8 млн рублей, кредиторская задолженность у него мизерная – 1,8 млн рублей.
Фото: пресс-служба Загорского трубного завода
Компания/персона недели