В Новокузнецке стартовала транспортная реформа. Ее цель – легализовать коммерческих перевозчиков через всеобщее использование безналичной формы оплаты. Предполагается, что это сделает общественный транспорт более удобным для пассажиров и упразднит избыточные маршруты. Впрочем, пока горожане сетуют, что транспортные карты не функционируют должным образом, а с оплатой проезда неразбериха, мэр города Сергей Кузнецов обвинил руководство компании «ПитерАвто» в срыве транспортной реформы, грозя солидными штрафами. Удастся ли ликвидировать издержки в новой системе и не перерастет ли транспортный коллапс в одном городе в массовые волнения по всей Сибири – в материале «ФедералПресс».
Без суеты
Несколько лет назад Новокузнецк получил бюджетный транш в рамках федерального проекта «Чистый воздух» в размере 2 млрд рублей, а городские власти добавили еще 21 млрд рублей. Деньги предполагалось потратить на приобретение современного транспорта, который бы не ухудшал экологическую обстановку в городе, и без того несовершенную.
Летом городские власти заключили контракт с несколькими перевозчиками. Основным стала транспортная компания «ПитерАвто» из Санкт-Петербурга. Также мэрия сократила почти вдвое число имеющихся маршрутов и обязала перевозчиков обслуживать пассажиров на новых экологичных автобусах. «ПитерАвто» для работы в Новокузнецке закупил около 300 единиц нового транспорта. В данный момент мэрия объявила еще несколько конкурсов на поиск перевозчиков по двум маршрутам.
Транспортная реформа в Новокузнецке на прошлой неделе стартовала, но с ходу столкнулась с проблемами. Местные предприниматели негативно восприняли данное решение, и в итоге «ПитерАвто» пришлось набирать кадры из других регионов. Известно, что в основном это вахтовики, приехавшие из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска. По данным администрации Новокузнецка, на 27 ноября в компании работает 118 местных водителей.
В середине ноября на линию вышли новые автобусы перевозчика «ПитерАвто», правда в гораздо меньшем количестве, чем ожидалось. Как результат – гневные посты в соцсетях. Люди жаловались, что уехать невозможно, автобусы переполнены, а цены на такси резко поползли вверх. Новые автобусы «Волгабас» от волжского производителя, по словам очевидцев, регулярно ломаются – и это до начала привычных для сибиряков тридцатиградусных морозов.
«Я вчера ехал на «Волгабасе» утром, и у него двери не закрывались, водитель их снаружи толкал. Вы считаете, это нормально у нового автобуса?» – подчеркнул один из пользователей сообщества «Новокузнецк онлайн» в соцсети «ВКонтакте».
Возмущенные жители Новокузнецка попытались найти ответы в кабинетах городских властей. 18 ноября мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов встретился с группой горожан, пояснив, что выпуск автобусов задержался на час, из-за этого сдвинулся весь график движения транспорта в первый день реформы.
«Основной недовыпуск – по «ПитерАвто». Мы уже выставили претензию, штраф. Штрафы там действительно большие, нам в бюджете деньги нужны. В ПАТП № 4 мы сейчас там были, мягких разговоров не было, они действительно нарушили. Будем привлекать их к ответственности», – сообщил градоначальник.
Он также заверил, что уволенным работникам местных перевозчиков окажут поддержку и помощь в трудоустройстве.
«Мы готовы трудоустроить несколько сотен человек. Пожалуй, самое главное звено автотранспортного предприятия – водители. Подчеркиваю, ставку мы делаем на местных водителей! И компании готовы взять на работу еще около 600 человек», – отметил Кузнецов на своей странице в соцсетях.
В последующие дни немного удалось сгладить и смягчить народные волнения, но ненадолго. В выходные люди в соцсетях продолжали жаловаться на то, что в некоторых автобусах не работают валидаторы, а водители требуют оплачивать поездку наличными.
«Ждали на холоде минут 30 автобус. Да еще и водитель отказался открывать двери на Березке сзади, а чтобы пройти во вторую или первую, надо было идти по головам», – написал один из подписчиков в соцсетях.
Под присмотром властей
После очередной пробуксовки транспортной реформы в Новокузнецке – сорванных рейсов по Абагуру – 20 ноября управляющего компании «ПитерАвто» отстранили от координации пассажирских перевозок. На этой неделе в решение вопроса вмешался губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. В правительственных кулуарах и телеграм-канале «КузбассИнфо» поползли слухи, что мэр Новокузнецка в ближайшее время покинет свой пост, но в администрации правительства региона это опровергли.
Кроме того, протесты продолжились на этой неделе, и горожане решили штурмом брать мэрию с требованием отменить транспортную реформу. В паблике «Инцидент Новокузнецк» появились видеокадры, когда Сергей Кузнецов вышел к людям, оккупировавшим администрацию.
«На днях мы запускаем двойной трамвай. Вы понимаете, все, что касается недостатка и невыхода транспорта, мы все это убрали и навели полный порядок. У меня много вопросов и без транспорта, который сегодня работает в системе совершенствования», – подчеркнул мэр города на утренней встрече с людьми 25 ноября.
Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев признал, что ситуация с запуском транспортной системы в Новокузнецке дала сбой и в этом напрямую виноват перевозчик, который не вписался в новую схему. Для того чтобы точечные волнения не переросли в массовые забастовки, руководитель региона пообещал жителям Новокузнецка бесплатный проезд на маршрутах, обслуживаемых «ПитерАвто». Воспользоваться льготой можно до 30 ноября включительно.
«Компания «ПитерАвто» не смогла обеспечить должную подготовку к переходу на новую транспортную схему и по факту не выполнила часть своих обязательств перед городом. Отмечу, что руководство компании полностью признает свои ошибки и не снимает с себя ответственности за происходящее», – подчеркнул губернатор.
Несмотря на все проволочки, власти Кузбасса уверены, что транспортная реформа позволит полностью обеспечить жителей Новокузнецка комфортным и современным общественным транспортом.
«Небольшая задержка с автобусами возникла по причине того, что все-таки COVID-19 отразился на наших заводах, которые поставляют автобусы», – отметил Сергей Цивилев.
Глава региона добавил, что утром 26 ноября питерский перевозчик вывел на маршруты в Новокузнецке 95 % от необходимого числа автобусов.
В то же время в «ПитерАвто» корреспонденту «ФедералПресс» сообщили, что план выпуска компания выполняет.
«До сих пор противники реформы по Сети распространяют фотографии недельной давности. На большинстве из них – люди, стоящие на остановках, но снимки не дают представления о том, сколько не было автобуса и сколько еще предстоит его ждать», – отметили в компании.
Пресс-секретарь «ПитерАвто» Ольга Кульпина в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» добавила, что компания нигде не сталкивалась с таким черным пиаром, как в Новокузнецке.
«Корень проблем прошлой недели – в нехватке водителей. Транспортников, работавших на маршрутках, их «хозяева» цинично обманывали. Но сейчас люди разобрались и со вторника активно трудоустраиваются в местное подразделение холдинга», – подчеркнула она.
Что за фрукт?
Компания «ПитерАвто» из города на Неве была создана в 1993 году и является одним из крупнейших в России операторов наземного городского, а также пригородного и междугороднего пассажирского транспорта.
Судя по официальным данным, размещенным на сайте предприятия, «ПитерАвто» – крупнейший холдинг, который объединяет несколько транспортных предприятий, расположенных на Северо-Западе, в Москве и Московской области, Республике Карелия и Волгограде. Управляющая компания базируется непосредственно в Северной столице и осуществляет стратегическое и операционное управление организациями, входящими в состав «ПитерАвто». На сегодняшний день компания обслуживает более 500 городских, пригородных и междугородних маршрутов регулярного сообщения, а с 2017 года осуществляются межрегиональные пассажирские перевозки.
В состав копании входит одиннадцать филиалов, двенадцать автобусных парков и компании, обеспечивающие работу наземного пассажирского транспорта, разработку и внедрение автоматизированных систем управления над всеми процессами на общественном транспорте.
Руководитель Федерации автовладельцев России по Новосибирской области Вячеслав Ашуров отметил, что рынок Санкт-Петербурга и Москвы уже настолько перенасыщен, что бизнес с большими капиталами уходит в регионы.
«Местные предприниматели не обладают такими деньгами, чтобы одержать победу в конкурсе», – считает глава федерации.
Политик Михаил Большов, у которого есть свой небольшой бизнес, связанный с пассажирскими перевозками, также считает, что рынок центральной части России уже поглощен, а в основе всего лежит экономика.
«ФЗ № 220 позволяет заключать контракты, где непосредственно средства из бюджета будет перечисляться перевозчику не за количество перевезенных пассажиров, а за количество пройденных рейсов, и это совершенно меняет подход. Мы видим концессионную кормушку, которая обеспечит деньгами перевозчика в регионе», – уверен эксперт.
Директор «Лиги перевозчиков» в Новокузнецке Ольга Конакова в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» сказала, что транспортная реформа необходима, но стоило учесть ошибки других регионов и детально все проработать.
«Мы предлагали привлечь работников транспорта, которые много лет трудились в Новокузнецке, но нас не послушали. В итоге сейчас люди на остановках плачут, дожидаясь транспорта. Сейчас все грубо разрубили топором. Сейчас людям приходится тратить по два часа в одну сторону, чтобы добраться до работы, хотя раньше тратили 40–50 минут. Сейчас 96 % всех перевозок отдали «ПитерАвто». Большие автобусы ломаются, но это не учитывается. Здесь вопросов очень много. Доходило до того, что водитель проезжал по одному кольцу», – возмущается Конакова.
По другую сторону баррикад
Транспортная реформа со скрипом шла не только в Новокузнецке, но и в других сибирских городах. К примеру, с 1 января прошлого года она стартовала в Омске. Нововведения также вызвали тогда шквал негодования, но до отставок дело не дошло. Перевозчики указывали на то, что цена за проезд в размере 30 рублей вполне адекватна, но при этом даже она не покрывает все расходы. Спустя два с лишним месяца с момента запуска транспортной реформы чиновники вынуждены были констатировать, что система натыкается на трудности. Горожане, заходя в общественный транспорт, не везде могут рассчитаться электронной транспортной картой. Пополнить ее иной раз является проблемой, в итоге омичи вынуждены платить за проезд 30 рублей вместо 25.
Тогда жалобами горожан заинтересовались сотрудники прокуратуры. В результате мэру Омска Оксане Фадиной было вынесено представление за то, что горожане, у которых нет карты «Омка», оказались существенно ограничены в правах. И пока департамент транспорта обкатывает новую систему и договаривается с частными перевозчиками о переходе на муниципальные контракты, горожане продолжают расхлебывать недоработки запущенной программы.
Эксперты «ФедералПресс» отмечают неподготовленность реформ. Организатор общественного движения «Протестный Омск» Динис Исхаков уверен, что транспортная система должна стать дополнительным стимулом для развития электрического транспорта.
«Если мы говорим о реформе в целом, то, разумеется, закупка моделей ПАЗ-3204 будет обходиться дешевле городскому бюджету, чем, скажем, НефАЗ-5299-30-56. Но в скором будущем необходимо будет заменять автобусы, закупленные еще в середине нулевых годов. А в других городах наращивают потенциал электрического транспорта, признавая бензиновые как неэкологичные и затратные. Мало того, что не развиваем трамваи, троллейбусы и электробусы, так еще и увеличиваем их количество. Новая транспортная система будет вести в никуда до той поры, пока она не будет оптимизирована со всех сторон», – считает Исхаков.
К чему придем
Транспортный коллапс, возникший в Новокузнецке, в очередной раз оголил проблемы, лежавшие на поверхности. Не хватает автобусов, местный персонал отказывается работать, и приходится нанимать вахтовиков. Вероятно, городским властям следовало бы сначала обкатать новую схему на отдельных маршрутах, учесть проблемы и лишь потом проводить реформу.
Политик Михаил Большов считает, что для частного бизнеса в светлом будущем нет места.
«Сегодня могут выжить только крупные игроки, у которых есть различные проекты. Все идет к укрупнению и отжиму мелкого бизнеса. Будут, безусловно, различные волнения, и власти будут купировать эти ситуации», – отметил политик.
Большов считает, что в ситуации с Новокузнецком можно найти варианты. В частности, он предлагает властям города перенаправить местных перевозчиков, к примеру, на областные маршруты.
«Мы же понимаем, что у нас города не построены по принципу Лос-Анджелеса или Манхэттена с асфальтированными дорогами. Есть районы, где большой автобус не развернется, там местные некрупные перевозчики как раз и могут включиться в работу», – предлагает политик.
Вячеслав Ашуров считает, что на данный момент приходится пожинать плоды закона о муниципальных закупках, когда компания демпингует на аукционе, но качество услуг остается большой загадкой.
«На примере Новокузнецка мы видим, что система уязвима. Ведь в техническом задании, которое прописано от муниципалитета, невозможно учесть все моменты. Властям Новокузнецка следовало бы не отдавать все в одни руки, а сделать так, чтобы несколько перевозчиков участвовало в оказании услуг, и можно было бы закрывать пробелы. Думаю, стоит прописывать в законе, что нельзя отдавать все в одни руки», – резюмировал эксперт.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева, пресс-служба администрации Новокузнецка