В Новокузнецке стартовала транспортная реформа. Ее цель – легализовать коммерческих перевозчиков через всеобщее использование безналичной формы оплаты. Предполагается, что это сделает общественный транспорт более удобным для пассажиров и упразднит избыточные маршруты. Впрочем, пока горожане сетуют, что транспортные карты не функционируют должным образом, а с оплатой проезда неразбериха, мэр города Сергей Кузнецов обвинил руководство компании «ПитерАвто» в срыве транспортной реформы, грозя солидными штрафами. Удастся ли ликвидировать издержки в новой системе и не перерастет ли транспортный коллапс в одном городе в массовые волнения по всей Сибири – в материале «ФедералПресс».
Без суеты
Несколько лет назад Новокузнецк получил бюджетный транш в рамках федерального проекта «Чистый воздух» в размере 2 млрд рублей, а городские власти добавили еще 21 млрд рублей. Деньги предполагалось потратить на приобретение современного транспорта, который бы не ухудшал экологическую обстановку в городе, и без того несовершенную.
Летом городские власти заключили контракт с несколькими перевозчиками. Основным стала транспортная компания «ПитерАвто» из Санкт-Петербурга. Также мэрия сократила почти вдвое число имеющихся маршрутов и обязала перевозчиков обслуживать пассажиров на новых экологичных автобусах. «ПитерАвто» для работы в Новокузнецке закупил около 300 единиц нового транспорта. В данный момент мэрия объявила еще несколько конкурсов на поиск перевозчиков по двум маршрутам.
Транспортная реформа в Новокузнецке на прошлой неделе стартовала, но с ходу столкнулась с проблемами. Местные предприниматели негативно восприняли данное решение, и в итоге «ПитерАвто» пришлось набирать кадры из других регионов. Известно, что в основном это вахтовики, приехавшие из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска. По данным администрации Новокузнецка, на 27 ноября в компании работает 118 местных водителей.
В середине ноября на линию вышли новые автобусы перевозчика «ПитерАвто», правда в гораздо меньшем количестве, чем ожидалось. Как результат – гневные посты в соцсетях. Люди жаловались, что уехать невозможно, автобусы переполнены, а цены на такси резко поползли вверх. Новые автобусы «Волгабас» от волжского производителя, по словам очевидцев, регулярно ломаются – и это до начала привычных для сибиряков тридцатиградусных морозов.
«Я вчера ехал на «Волгабасе» утром, и у него двери не закрывались, водитель их снаружи толкал. Вы считаете, это нормально у нового автобуса?» – подчеркнул один из пользователей сообщества «Новокузнецк онлайн» в соцсети «ВКонтакте».
Возмущенные жители Новокузнецка попытались найти ответы в кабинетах городских властей. 18 ноября мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов встретился с группой горожан, пояснив, что выпуск автобусов задержался на час, из-за этого сдвинулся весь график движения транспорта в первый день реформы.
«Основной недовыпуск – по «ПитерАвто». Мы уже выставили претензию, штраф. Штрафы там действительно большие, нам в бюджете деньги нужны. В ПАТП № 4 мы сейчас там были, мягких разговоров не было, они действительно нарушили. Будем привлекать их к ответственности», – сообщил градоначальник.
![]()
Он также заверил, что уволенным работникам местных перевозчиков окажут поддержку и помощь в трудоустройстве.
«Мы готовы трудоустроить несколько сотен человек. Пожалуй, самое главное звено автотранспортного предприятия – водители. Подчеркиваю, ставку мы делаем на местных водителей! И компании готовы взять на работу еще около 600 человек», – отметил Кузнецов на своей странице в соцсетях.
В последующие дни немного удалось сгладить и смягчить народные волнения, но ненадолго. В выходные люди в соцсетях продолжали жаловаться на то, что в некоторых автобусах не работают валидаторы, а водители требуют оплачивать поездку наличными.
«Ждали на холоде минут 30 автобус. Да еще и водитель отказался открывать двери на Березке сзади, а чтобы пройти во вторую или первую, надо было идти по головам», – написал один из подписчиков в соцсетях.
Под присмотром властей
После очередной пробуксовки транспортной реформы в Новокузнецке – сорванных рейсов по Абагуру – 20 ноября управляющего компании «ПитерАвто» отстранили от координации пассажирских перевозок. На этой неделе в решение вопроса вмешался губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. В правительственных кулуарах и телеграм-канале «КузбассИнфо» поползли слухи, что мэр Новокузнецка в ближайшее время покинет свой пост, но в администрации правительства региона это опровергли.
![]()
Кроме того, протесты продолжились на этой неделе, и горожане решили штурмом брать мэрию с требованием отменить транспортную реформу. В паблике «Инцидент Новокузнецк» появились видеокадры, когда Сергей Кузнецов вышел к людям, оккупировавшим администрацию.
«На днях мы запускаем двойной трамвай. Вы понимаете, все, что касается недостатка и невыхода транспорта, мы все это убрали и навели полный порядок. У меня много вопросов и без транспорта, который сегодня работает в системе совершенствования», – подчеркнул мэр города на утренней встрече с людьми 25 ноября.
Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев признал, что ситуация с запуском транспортной системы в Новокузнецке дала сбой и в этом напрямую виноват перевозчик, который не вписался в новую схему. Для того чтобы точечные волнения не переросли в массовые забастовки, руководитель региона пообещал жителям Новокузнецка бесплатный проезд на маршрутах, обслуживаемых «ПитерАвто». Воспользоваться льготой можно до 30 ноября включительно.
«Компания «ПитерАвто» не смогла обеспечить должную подготовку к переходу на новую транспортную схему и по факту не выполнила часть своих обязательств перед городом. Отмечу, что руководство компании полностью признает свои ошибки и не снимает с себя ответственности за происходящее», – подчеркнул губернатор.
![]()
Несмотря на все проволочки, власти Кузбасса уверены, что транспортная реформа позволит полностью обеспечить жителей Новокузнецка комфортным и современным общественным транспортом.
«Небольшая задержка с автобусами возникла по причине того, что все-таки COVID-19 отразился на наших заводах, которые поставляют автобусы», – отметил Сергей Цивилев.
Глава региона добавил, что утром 26 ноября питерский перевозчик вывел на маршруты в Новокузнецке 95 % от необходимого числа автобусов.
В то же время в «ПитерАвто» корреспонденту «ФедералПресс» сообщили, что план выпуска компания выполняет.
«До сих пор противники реформы по Сети распространяют фотографии недельной давности. На большинстве из них – люди, стоящие на остановках, но снимки не дают представления о том, сколько не было автобуса и сколько еще предстоит его ждать», – отметили в компании.
Пресс-секретарь «ПитерАвто» Ольга Кульпина в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» добавила, что компания нигде не сталкивалась с таким черным пиаром, как в Новокузнецке.
«Корень проблем прошлой недели – в нехватке водителей. Транспортников, работавших на маршрутках, их «хозяева» цинично обманывали. Но сейчас люди разобрались и со вторника активно трудоустраиваются в местное подразделение холдинга», – подчеркнула она.
Что за фрукт?
Компания «ПитерАвто» из города на Неве была создана в 1993 году и является одним из крупнейших в России операторов наземного городского, а также пригородного и междугороднего пассажирского транспорта.
Судя по официальным данным, размещенным на сайте предприятия, «ПитерАвто» – крупнейший холдинг, который объединяет несколько транспортных предприятий, расположенных на Северо-Западе, в Москве и Московской области, Республике Карелия и Волгограде. Управляющая компания базируется непосредственно в Северной столице и осуществляет стратегическое и операционное управление организациями, входящими в состав «ПитерАвто». На сегодняшний день компания обслуживает более 500 городских, пригородных и междугородних маршрутов регулярного сообщения, а с 2017 года осуществляются межрегиональные пассажирские перевозки.
![]()
В состав копании входит одиннадцать филиалов, двенадцать автобусных парков и компании, обеспечивающие работу наземного пассажирского транспорта, разработку и внедрение автоматизированных систем управления над всеми процессами на общественном транспорте.
Руководитель Федерации автовладельцев России по Новосибирской области Вячеслав Ашуров отметил, что рынок Санкт-Петербурга и Москвы уже настолько перенасыщен, что бизнес с большими капиталами уходит в регионы.
«Местные предприниматели не обладают такими деньгами, чтобы одержать победу в конкурсе», – считает глава федерации.
Политик Михаил Большов, у которого есть свой небольшой бизнес, связанный с пассажирскими перевозками, также считает, что рынок центральной части России уже поглощен, а в основе всего лежит экономика.
«ФЗ № 220 позволяет заключать контракты, где непосредственно средства из бюджета будет перечисляться перевозчику не за количество перевезенных пассажиров, а за количество пройденных рейсов, и это совершенно меняет подход. Мы видим концессионную кормушку, которая обеспечит деньгами перевозчика в регионе», – уверен эксперт.
Директор «Лиги перевозчиков» в Новокузнецке Ольга Конакова в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» сказала, что транспортная реформа необходима, но стоило учесть ошибки других регионов и детально все проработать.
«Мы предлагали привлечь работников транспорта, которые много лет трудились в Новокузнецке, но нас не послушали. В итоге сейчас люди на остановках плачут, дожидаясь транспорта. Сейчас все грубо разрубили топором. Сейчас людям приходится тратить по два часа в одну сторону, чтобы добраться до работы, хотя раньше тратили 40–50 минут. Сейчас 96 % всех перевозок отдали «ПитерАвто». Большие автобусы ломаются, но это не учитывается. Здесь вопросов очень много. Доходило до того, что водитель проезжал по одному кольцу», – возмущается Конакова.
По другую сторону баррикад
Транспортная реформа со скрипом шла не только в Новокузнецке, но и в других сибирских городах. К примеру, с 1 января прошлого года она стартовала в Омске. Нововведения также вызвали тогда шквал негодования, но до отставок дело не дошло. Перевозчики указывали на то, что цена за проезд в размере 30 рублей вполне адекватна, но при этом даже она не покрывает все расходы. Спустя два с лишним месяца с момента запуска транспортной реформы чиновники вынуждены были констатировать, что система натыкается на трудности. Горожане, заходя в общественный транспорт, не везде могут рассчитаться электронной транспортной картой. Пополнить ее иной раз является проблемой, в итоге омичи вынуждены платить за проезд 30 рублей вместо 25.
Тогда жалобами горожан заинтересовались сотрудники прокуратуры. В результате мэру Омска Оксане Фадиной было вынесено представление за то, что горожане, у которых нет карты «Омка», оказались существенно ограничены в правах. И пока департамент транспорта обкатывает новую систему и договаривается с частными перевозчиками о переходе на муниципальные контракты, горожане продолжают расхлебывать недоработки запущенной программы.
![]()
Эксперты «ФедералПресс» отмечают неподготовленность реформ. Организатор общественного движения «Протестный Омск» Динис Исхаков уверен, что транспортная система должна стать дополнительным стимулом для развития электрического транспорта.
«Если мы говорим о реформе в целом, то, разумеется, закупка моделей ПАЗ-3204 будет обходиться дешевле городскому бюджету, чем, скажем, НефАЗ-5299-30-56. Но в скором будущем необходимо будет заменять автобусы, закупленные еще в середине нулевых годов. А в других городах наращивают потенциал электрического транспорта, признавая бензиновые как неэкологичные и затратные. Мало того, что не развиваем трамваи, троллейбусы и электробусы, так еще и увеличиваем их количество. Новая транспортная система будет вести в никуда до той поры, пока она не будет оптимизирована со всех сторон», – считает Исхаков.
К чему придем
Транспортный коллапс, возникший в Новокузнецке, в очередной раз оголил проблемы, лежавшие на поверхности. Не хватает автобусов, местный персонал отказывается работать, и приходится нанимать вахтовиков. Вероятно, городским властям следовало бы сначала обкатать новую схему на отдельных маршрутах, учесть проблемы и лишь потом проводить реформу.
Политик Михаил Большов считает, что для частного бизнеса в светлом будущем нет места.
«Сегодня могут выжить только крупные игроки, у которых есть различные проекты. Все идет к укрупнению и отжиму мелкого бизнеса. Будут, безусловно, различные волнения, и власти будут купировать эти ситуации», – отметил политик.
Большов считает, что в ситуации с Новокузнецком можно найти варианты. В частности, он предлагает властям города перенаправить местных перевозчиков, к примеру, на областные маршруты.
«Мы же понимаем, что у нас города не построены по принципу Лос-Анджелеса или Манхэттена с асфальтированными дорогами. Есть районы, где большой автобус не развернется, там местные некрупные перевозчики как раз и могут включиться в работу», – предлагает политик.
![]()
Вячеслав Ашуров считает, что на данный момент приходится пожинать плоды закона о муниципальных закупках, когда компания демпингует на аукционе, но качество услуг остается большой загадкой.
«На примере Новокузнецка мы видим, что система уязвима. Ведь в техническом задании, которое прописано от муниципалитета, невозможно учесть все моменты. Властям Новокузнецка следовало бы не отдавать все в одни руки, а сделать так, чтобы несколько перевозчиков участвовало в оказании услуг, и можно было бы закрывать пробелы. Думаю, стоит прописывать в законе, что нельзя отдавать все в одни руки», – резюмировал эксперт.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева, пресс-служба администрации Новокузнецка


