В минувшую субботу в частном пансионате для пожилых в Тюменском районе при пожаре погибли семеро постояльцев. Заведено несколько уголовных дел, арестована владелица дома престарелых. Общественность гадает, как могло такое случиться, что о работающем несколько лет заведении не знали официальные лица, но при этом выходы на него имели тюменцы. «ФедералПресс» выяснил, как в Тюменской области обстоят дела со сферой геронтологических услуг, и почему жители не брезгуют нелегальными центрами.
Очереди на месяцы вперед
Пожар в частном пансионате для пожилых людей в поселке Боровский Тюменского района случился вечером 9 января. Из здания удалось вывести нескольких человек, однако уже после тушения внутри были обнаружены тела семерых постояльцев в возрасте от 54 до 83 лет.
Позже среди прочих подробностей выяснилось, что пансионат работал нелегально – официально его не существовало. Сейчас следователи пытаются оценить действия не только хозяйки пансионата, но и должностных лиц, которые не смогли предотвратить трагедию.
«ФедералПресс», в свою очередь, решил выяснить, как вообще выглядит рынок услуг по присмотру и уходу за пожилыми людьми в Тюменской области: что предлагают частники и государство и почему вероятность наткнуться на «серый» пансионат по-прежнему велика.
Навскидку по запросу «пансионат для пожилых Тюмень» удалось найти более десятка таких учреждений. Стоимость проживания в частных центрах колеблется в районе 1200 рублей за сутки. Кстати, в сгоревшем пансионате, который назывался «Добрые люди», за проживание и уход за постояльцами брали от 800 рублей.
Отметим, что цена услуги зависит от состояния человека, особенностей питания, предпочтений в проживании, других дополнительных услуг. Сосредоточены такие заведения в Тюмени и Тюменском районе. Не у всех есть собственные сайты, чтобы можно было получить начальное представление о заведении, о том, работает ли оно официально. В каждом свои правила и ограничения по приему постояльцев.
Спрос на услуги таких учреждений, рассказывает социальный предприниматель, коммерческий директор одного из частных пансионатов Наталья Кудина, в Тюменской области очень велик. Как нам удалось узнать, в некоторых центрах очереди расписаны на несколько месяцев вперед.
«На самом деле вариантов у тюменцев не так уж и много. Где-то не берут лежачих, где-то нет мест. Поэтому востребованы и нелегальные пансионаты. Родственники не всегда даже приезжают посмотреть, как будет жить пожилой человек», - рассказала владелица одного из центров, которая пожелала остаться анонимной.
В свою очередь, Наталья Кудина призывает внимательно относиться к выбору геронтологического центра. «Есть частные пансионаты, которые, я буду откровенна, просто гребут пациентов. Госучреждения имеют медицинскую лицензию, а у частных ее нет. И поэтому для некоторых пансионатов это чистой воды бизнес. Они не разделяют категорию заболеваний пожилых людей и берут всех, не имея возможности оказывать медпомощь. Это очень плохо», - считает предпринимательница.
В благотворительном фонде «Старость в радость» констатируют: к открытию все большего количества частных пансионатов (нередко без какой-либо регистрации) приводит повышенный спрос на услуги – таков закон рынка. «Проблема в недостаточном предложении других услуг в этой области — патронажа на дому, помощи квалифицированных сиделок, дневных центров для пожилых людей, плюс сложности оформления в государственные пансионаты», - говорит директор фонда Елизавета Олескина.
Вариантов немного
Что касается государственных учреждений в Тюменской области, то основной объем мест в стационарах обеспечен госзаданием, а потому предусмотрен для определенных категорий пожилых граждан (ветеранов ВОВ, ветеранов труда, супругов погибших/умерших участников ВОВ и других). Но коммерческие места, хоть и немного, в них есть. К примеру, можно устроить пожилых родственников в пансионат для ветеранов войны и труда. На момент написания материала, судя по данным на сайте, здесь были заняты 108 мест (это общее количество), свободны – только два.
Отделение милосердия есть при Областном геронтологическом центре. Количество мест по госзаданию здесь 21 (для определенных категорий), на платной основе предоставляется 9 мест, из них свободно сейчас одно.
И, конечно, еще один вариант присмотра за пожилыми – это услуги сиделок. В Сети, социальных сетях можно найти массу предложений. Большая часть из них – частные. Цены колеблются в районе 150 рублей за час. Если искать сиделку через агентства, то ценник выше. К примеру, разовое посещение длительностью до 3 часов обойдется в 500-600 рублей. С кадрами в этой отрасли, отмечает Наталья Кудина, большая проблема. По ее мнению, региону нужен список добросовестных сиделок. Причем составить его нужно на уровне профильного департамента.
«Никто не знает, сколько пансионатов в тени»
После трагедии в Боровском проверки начались во всех учреждениях, где предоставляются услуги с проживанием для престарелых. В качестве отдельной задачи губернатор Александр Моор потребовал от подчиненных выявить все нелегальные дома престарелых.
Елизавета Олескина отмечает: государственные органы не «видят» такие дома, пока не будет какой-нибудь трагедии, потому что не имеют оснований их искать, пока никто не пострадал. Если у вас частный коттедж, кто придет туда с проверкой и на каком основании?
«На сегодня процедуры лицензирования частных пансионатов нет. Есть добровольный Реестр поставщиков социальных услуг. Но при высоком спросе места обычно заполняются и так, поэтому предприниматели не заинтересованы преодолеть все трудности по вхождению в него и пройти все проверки. А из бонусов – только возможность получать клиентов от соцзащиты. В итоге никто не знает, сколько вообще частных пансионатов «в тени», на то она и тень, что никто не может посчитать. Соответственно, клиенты не защищены, а качество услуг не контролируется, но при этом никакой закон формально не нарушен», - отмечает Елизавета Олескина.
Уточним, что для легальной работы частного дома престарелых сейчас достаточно оформления юридического лица или ИП – ни лицензии, ни разрешения на занятие данным видом деятельности не требуется.
В благотворительном фонде уверены: нужно разрабатывать процедуру лицензирования частных пансионатов. «На сегодня у нас нет готового пакета нормативных актов, чтобы завтра это лицензирование начать. И нельзя делать это поспешно и выдвигать невыполнимые требования: это только превратит серую зону рынка в черную. Такой пакет надо разрабатывать всей отраслью», - уверена Олескина.
Владелица частного пансионата Наталья Кудина признается, что если в начале работы еще сомневалась относительно необходимости лицензировать этот вид деятельности, то сейчас уверена, что это повысит качество услуг. Совершенно точно: рынок геронтологических услуг будет расти, на это указывает и текущий спрос, и тенденция к росту числа пожилых людей с деменцией. Но вот решит ли это проблему открытия нелегальных домов престарелых и нарушений – вопрос открытый.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков, Полина Зиновьева