Курирующая тему экологии вице-премьер РФ Виктория Абрамченко обнародовала рейтинг городов с наиболее неблагоприятным атмосферным воздухом. Роспотребнадзор ранжировал их по совокупности показателей риска влияния именно на здоровье человека. И хотя города в топе данного перечня считаются экологически проблемными, сам рейтинг оказался весьма неожиданным. Подробности о том, как внезапно в рейтинге сменились лидеры, сколько всего рейтингов существует и на что они влияют, – в материале «ФедералПресс».
«Рейтинг Абрамченко» распределяет города «по степени выраженности аэрогенных рисков». Выглядит он так: Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Норильск и Новокузнецк, Омск, Красноярск, Череповец, Липецк, Братск, Чита и Медногорск.
Пресс-служба Виктории Абрамченко уточнила, что рейтинг составлен Роспотребнадзором «по совокупности оценки нескольких показателей». Среди них — численность населения в зонах воздействия загрязняющих веществ, а также тяжесть последствий для здоровья человека. Основой для рейтинга стали расчеты другого ведомства – Росприроднадзора. Важных подробностей, в том числе о методике и критериях исследования, не последовало. Что и породило ряд вопросов.
Оценивая качество атмосферного воздуха в крупных промышленных городах (а именно они в основном вошли в число 12 участников федерального проекта «Чистый воздух»), чаще всего говорят о валовом объеме выбросов. И если ранжировать указанные города по количеству выбросов от стационарных источников загрязнения (заводы, ТЭЦ и т. п.), то рейтинг должен возглавлять Норильск, Челябинск же занимает почетное седьмое место.
Отметим, что в этом рейтинге не учитываются выбросы от автотранспорта (их доля может достигать 50% и более), а также печное отопление частных домов и пыление. Не берутся в расчет географические особенности и число дней с неблагоприятными метеоусловиями (НМУ).
Есть и еще одна любопытная таблица, представленная Росгидрометом осенью прошлого года. Специалисты ведомства представили динамику уровня загрязнения воздуха с 2017 по 2019 год на основе комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА). Он учитывает среднегодовую концентрацию загрязняющих веществ, их среднесуточную предельно допустимую концентрацию и коэффициент, который зависит от степени вредности конкретного загрязняющего вещества. ИЗА характеризует и еще один важный нюанс – длительность загрязнения.
Если ранжировать города по этому критерию, то можно составить третий рейтинг, и он будет отличаться как от первого, так и от второго.
48 самых грязных городов
Несколько удивлен первым местом Челябинска в «рейтинге Абрамченко» экоактивист Дмитрий Закарлюкин, живущий в этом городе и ранее весьма критически оценивавший ситуацию здесь.
Вместе с соратниками в 2018 году он установил сеть «домашних» датчиков по всему городу. В режиме реального времени его жители могут узнать о выбросах на сайте AirCMS.online. Датчики фиксируют содержание в воздухе твердых ультрадисперсных частиц PM10 и PM2.5 (где 10 и 2,5 – диаметр частиц в микрометрах).
«Наши данные показывают, что в последнее время состояние воздуха в Челябинске несколько улучшилось», – заключает Дмитрий Закарлюкин.
Его слова подтвердило недавнее исследование ОНФ «Индекс форточки», результаты которого были обнародованы 15 января. Хотя 43 % опрошенных челябинцев до сих пор считают воздух в городе грязным, почти треть респондентов отметили положительную динамику в последние два года.
В Красноярске, где систематически объявляется так называемый режим «черного неба» в связи с НМУ, действует, пожалуй, самая разветвленная сеть общественного мониторинга состояния атмосферного воздуха. Одним из инициаторов ее создания стал исполнительный директор федеральной экоплатформы «Зеленые» Сергей Шахматов, сам житель Красноярска.
«Я много езжу по городам России. Честно скажу: Красноярск должен быть в первой тройке городов с самым загрязненным воздухом. Реальные проблемы существуют в населенных пунктах, которые не вошли в рейтинг Виктрии Абрамченко: Абакан, Краснодар, Улан-удэ. И уж молчу про Минусинск, Искитим – там положение еще хуже. Из перчисленных в рейтинге городов в первой тройке однозначно должен быть Омск».
Абсолютный лидер по валовому объему выбросов Норильск, где работает компания «Норникель». Уровень загрязнения здесь характеризуется как «очень высокий».
«Никто не говорит, что у нас все благополучно. Но, вы удивитесь, в целом ситуация в Норильске лучше в сравнении с Красноярском или, например, Ачинском, – свидетельствует директор эколого-просветительского центра «Ноосфера» при Норильском государственном индустриальном институте Наталья Кармановская. – У нас в городе НМУ достаточно редки, в Красноярске же «черное небо» случается очень часто».
Председатель правления общественной организации «Зеленый патруль», эксперт Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Андрей Нагибин говорит, что во всех городах, перечисленных Викторией Абрамченко, положение с атмосферным воздухом действительно непростое.
«Однако я бы не назвал этот перечень рейтингом самых грязных городов, – заметил Андрей Нагибин. – В нем лишь 12 населенных пунктов, вошедших в федеральный проект «Чистый воздух», а нужно говорить о 48, в которых ситуация с воздухом очень тяжелая, в части из них – гораздо тяжелее, чем в указанных 12».
На том же совещании в Челябинске Виктория Абрамченко анонсировала включение в следующий этап федерального проекта «Чистый воздух» как раз 48 городов. В принципе, понятно, о чем идет речь.
Анализируя данные за 2019 год, Росгидромет составил список из 18 городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха и перечислил еще 23 населенных пункта, где уровень загрязнения воздуха признан высоким. Примечательно, что в этих списках нет половины тех, что участвуют в федеральном проекте «Чистый воздух».
Наказание или спасение?
Рейтинг Виктории Абрамченко вызвал состояние, близкое к шоку, у руководства Челябинской области. СМИ, подконтрольные региональному правительству, просто проигнорировали эту информацию. Чиновники испугались, что первое место Челябинска в антирейтинге – это оценка работы руководства региона и она может имиджево сыграть против губернатора Алексея Текслера.
Хотя, как ни странно, челябинские чиновники должны бы благодарить вице-премьера. Осенью прошлого года ряд экспертов рекомендовали исключить несколько городов из федерального проекта «Чистый воздух» - вследствие формального достижения ими целевых показателей проекта. Среди прочих назывался и Челябинск. Между тем участие в федеральном проекте выгодно регионам, так как можно, например, получить деньги из Москвы для перевода общественного транспорта на экологичное топливо.
Кроме того, «рейтинг Абрамченко» – это еще и заявка на пристальное внимание кураторов федерального проекта к деятельности главных загрязнителей в конкретных территориях. Без помощи федералов Алексею Текслеру просто не справиться с крупными промышленниками, которых вице-премьер и глава Росприроднадзора персонально принуждают к экологической модернизации предприятий.
Риски и их теория
Есть конспирологическая версия, согласно которой власти знают реальную картину и по степени загрязнения, и по негативному воздействию на здоровье населения, включая причины преждевременной смертности, но по каким-то причинам не решаются ее обнародовать. Опрошенные нами эксперты скептически отнеслись к такой интерпретации. «Сегодня невозможно скрыть даже истинные потери от ковида», - сказал один из наших собеседников.
Остается вариант, что рейтинг вице-премьера, возможно, действительно не вполне корректный, даже если речь о 12 городах-участниках федерального проекта. Источник в одном из федеральных ведомств в Москве так описывает происхождение «рейтинга Абрамченко». По его словам, в 2017 году (еще до начала действия проекта «Чистый воздух») власти регионов, города которых должны были войти в федеральный проект, предоставили исходные данные – сводные тома предельно допустимых выбросов (ПВД). Поскольку в Челябинской области вопросами экологии занялись раньше других, еще при губернаторе Борисе Дубровском, то и необходимые материалы были здесь полнее, чем в других субъектах РФ.
Затем специализированные НИИ сделали на основе этих материалов оценку экологических рисков. Это научная прогностическая работа, и она не столько говорит о непосредственной опасности загрязнения для населения, сколько выявляет и оценивает вероятности наступления событий, имеющих неблагоприятные последствия для окружающей среды, здоровья людей, деятельности самих предприятий. В том числе в ситуации форс-мажора. Как любую научную работу, оценку рисков нужно еще и корректно интерпретировать. Выданная же вице-премьером через инстаграм (априори в предельно лаконичной форме) информация моментально была утрирована СМИ.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова