Top.Mail.Ru
Политика
Приморский край
0

Кто управляет городами Дальнего Востока: мэры-лоялисты и магаданский раскольник

За последние несколько лет в ДФО пост мэра крупного города потерял политическое значение
За последние несколько лет в ДФО пост мэра крупного города потерял политическое значение

За последние несколько лет в ДФО пост мэра крупного города потерял политическое значение. После реформы 2014 года и отмены прямых выборов почти во всех регионах градоначальник стал несамостоятельной фигурой. Теперь большая часть городских глав – или непосредственные ставленники губернаторов, или подконтрольные им фигуры. Кто сейчас управляет городами ДФО и как это сказывается на благополучии местных жителей – разбирался «ФедералПресс».

Возврат прямых выборов мэра, несколько лет назад бывший одним из главных в политической повестке ДФО, к 2021 году утратил свою остроту. На Дальнем Востоке выборы сохранились в четырех регионах – это Якутия, Бурятия, Чукотка и Хабаровский край. Однако даже в ходе всеобщего голосования победу, чаще всего, одерживает ставленник краевых властей. Или, как минимум, максимально лояльный главе региона чиновник. В прошлом материале мы писали о мэрах крупных городов, являющихся непосредственными протеже губернаторов. Сегодня мы рассмотрим всех остальных – системных лоялистов и одного независимого градоначальника.

Южно-Сахалинск: Сергей Надсадин

Глава Южно-Сахалинска занял свой пост еще в 2014 году, еще при губернаторе Хорошавине. Единоросс, настоящий системный чиновник, он сумел сработаться и с Олегом Кожемяко, и с Валерием Лимаренко. Сергей Надсадин, несмотря на не самую большую популярность, занимает весьма прочные позиции. Имеет большое влияние в местном отделении «Единой России», подконтрольную гордуму и, само собой, одобрение от Кремля. К слову говоря, после переезда Кожемяко в Приморье главу Южно-Сахалинска прочили на губернаторский пост. Однако в Кремле решили иначе, а мэр не особенно спорил с мнением федералов. Именно поэтому Лимаренко, ставленник администрации президента, оставил Надсадина на своем посту. В 2019 году мэру продлили срок полномочий еще на одну пятилетку.

Несмотря на регулярно возникающие слухи о неминуемой отставке чиновника, реальных оснований для этого пока нет. Единственная реальная угроза для Надсадина возникла в 2017 году, когда полпред Юрий Трутнев пригрозил ему отставкой за проблемы с ветхим жильем. Градоначальнику дали год на исправление ситуации. Судя по тому, что Сергей Надсадин никуда не ушел, со своей задачей он справился. Хотя бы в глазах полпреда.

Хабаровск: Сергей Кравчук

Нынешний глава Хабаровска строил свою карьеру исключительно в мэрии – там он работает с 1997 года. Он «пережил» вообще всех губернаторов региона, и в начале сентября 2018 получил пост мэра. Это можно назвать везением: буквально через две недели на выборах губернатора одержал победу «жириновец» Сергей Фургал. После этого ЛДПР стала сильнейшей партией в регионе. Вряд ли единоросс Кравчук смог бы получить пост после губернаторских выборов. Он является ставленником прежнего мэра – единоросса Александра Соколова, правившим 18 лет.

Неудивительно, что отношения Кравчука и Фургала были, мягко говоря, натянутыми. Глава региона регулярно отчитывал мэра, порой переходя на повышенные тона. Главная причина конфронтации, конечно, заключалась в несистемности губернатора и лояльности Кравчука прежним элитам. За двухлетнее правление Фургала градоначальник не растерял прежних связей.

После назначения врио губернатора Михаила Дегтярева он поддержал провластного ЛДПРовца. Во время продолжительных митингов Сергей Кравчук открыто критиковал протестующих сторонников Фургала, чем окончательно подтвердил свою лояльность. Несмотря на ряд разногласий в вопросах развития Хабаровска, градоначальник не перечит главе края в более глобальных вопросах. Благодаря этому он вполне устраивает региональную власть.

Благовещенск: Олег Имамеев

Большинство системных мэров-лоялистов занимают свои посты давно и пережили нескольких губернаторов. Исключением является глава Благовещенска Олег Имамеев – свой пост он получил в прошлом году. Голосование проходило в штатном режиме: предшественница Имамеева, Валентина Калита, досидела свой пятилетний срок и ушла на покой. Шансов переизбраться у нее было немного: краевые власти критиковали качество ее работы, особенно в пандемийный год.

Единоросс Имамеев с 2005 по 2016 годы работал в гордуме Благовещенска, затем перешел в областное Заксобрание. Летом 2019 года он получил пост в мэрии, став заместителем главы города. Так что к моменту избрания у него были действительно сильные позиции. Как мэр он абсолютно устраивал и городские, и краевые власти: системный, довольно эффективный чиновник без политических амбиций.

Петропавловск-Камчатский: Константин Брызгин

Свой пост глава камчатской столицы получил досрочно. В 2019 году его предшественник Виталий Иваненко ушел в отставку из-за уголовного дела. В статусе врио мэра Константин Брызгин встретил нового главу региона – Владимира Солодова.

Окончательное утверждение Брызгина на своем посту было вполне ожидаемым. Во-первых, он уже включился в городское управление, а «варягу» Солодову нужен был надежный человек в Петропавловске. Во-вторых, мэр сумел найти общий язык со всеми элитами региона. Достаточно сказать, что его кандидатуру поддержала «Единая Россия», наиболее влиятельная сила на Камчатке. От остальных градоначальников-лоялистов ДФО Брызгина отличает любовь к медийной активности. Он не побоялся пообщаться с Юрием Дудем в фильме про Камчатку, а этой весной спел и сыграл на электрогитаре на фестивале «Снежный путь». В обоих случаях все прошло более чем удачно, а для этого все-таки нужен определенный навык.

Магадан: Юрий Гришан

Глава Магадана – единственный мэр дальневосточного регцентра, который находится в жесткой конфронтации с губернатором. В нынешней политической системе это редкость, но и ситуация на Колыме особенная. Глава региона Сергей Носов до сих пор не сумел подружиться с местными элитами. При этом скамейки запасных у него нет. Дело не только в характере Носова, но и в банальной географии. Магаданская область отдаленный и слабозаселенный регион. Людей там в принципе мало, а ехать «варягом» в такие дали мало кто согласится.
Юрий Гришан – один из наиболее влиятельных и амбициозных политических игроков на Колыме. В городской мэрии он работает с 2004 года: сначала заместителем мэра, потом –градоначальником. Сейчас он возглавляет политические силы, связанные со «старыми элитами», а эта группировка на дух не переносит Носова. Глава региона платит им той же монетой.

В прошлом году истек очередной срок правления Гришана. Губернатор мечтал поставить на пост мэра другого человека, но в результате на выборы не заявился вообще никто. В декабре, на втором конкурсе, пост градоначальника снова занял Юрий Гришан. По сути, у Носова просто не было других вариантов. В итоге двум невзлюбившим друг друга чиновникам приходится уживаться – хотя чем закончится это соперничество, сказать трудно.

«Перевыборы состоялись в очень удачное время для Гришана. Зима для городского хозяйства – это всегда проблемный сезон. Если на пост мэра поставить новичка, он может не справиться. Это, в свою очередь, ударит по репутации губернатора. Это рычаг давления. У Носова такого рычага нет. По сути, Гришан поставил ультиматум и добился своего», - рассказал «ФедералПресс» политолог Илдус Ярулин.

Фото: khabkrai.ru,blagduma.ru, yuzhno-sakh.ru, pkgo.ru,magadan.49gov.ru

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.