Не успели россияне обсудить предстоящую покупку «Магнитом» своего конкурента «Дикси», как стало известно, что «Лента» собралась поглощать «Биллу». Отраслевые эксперты видят в этом тенденцию к консолидации торговли, хотя и не прогнозируют его монополизации. Тем не менее, проблемы от подобных сделок неминуемы. Какие именно, разбирался «ФедералПресс».
Доступ к зрелой сети
19 мая отечественный продовольственный ритейлер «Лента» объявил о намерении приобрести сеть супермаркетов «Билла Россия» (далее – «Билла»). Сумма сделки должна составить 215 млн евро. В «Ленте» ожидают, что покупка «Биллы» позволит ускорить экспансию в Москве, благодаря получению торговых точек, имеющих выгодное расположение и хороший объем продаж.
«Приобретение супермаркетов «Билла Россия» даст нам доступ к зрелой сети магазинов с устойчивым потоком покупателей, в том числе в центральных районах Москвы, и позволит удвоить общее количество супермаркетов «Лента». Кроме того, выгодное расположение торговых точек «Билла» даст «Ленте» возможность расширить онлайн-доставку на всю территорию Москвы, что является частью нашего амбициозного плана по значительному развитию онлайн-бизнеса в ближайшие годы», – приводятся в пресс-релизе «Ленты» своя ее генерального директора Владимир Сорокин.
Процесс приобретения «Биллы» «Лентой» должен завершиться нынешним летом после того, как сделка получит одобрение Федеральной антимонопольной службы (ФАС). «Лента» хочет интегрировать в свою сеть супермаркеты «Биллы», ее распределительный центр в Московской области. Сотрудники «Биллы» также перейдут в трудовой коллектив «Ленты».
И гипер, и супер
«Лента» была основана в 1993 году в Санкт-Петербурге бизнесменом Олегом Жеребцовым и изначально делала упор на мелкооптовой торговле. В 1999 году было принято решение о переформатировании существующей сети магазинов и открытии гипермаркетов. В последующие годы их было создано в северной столице России девять штук.
В 2006 году «Лента» приступает к региональной экспансии, открывая гипермаркеты в Новосибирске, Астрахани и Тюмени, Красноярске, Челябинске, Омске и других городах страны. В Москве же она создает не гипермаркеты, а супермаркеты (они по масштабам меньше гипермаркетов). Первый из них появился в столице в 2013 году.
Не обходилось дело и без скандалов, например, в 2010 году по инициативе одного из крупнейших акционеров «Ленты» Августа Мейера (ему принадлежало 41 % акций) был уволен генеральный директор Ян Дюннинг (он сейчас возглавляет «Магнит»), на его место был назначен Сергей Ющенко. Против него выступил Luna Holding (владевший 30,8 % акций), чьим ставленником был Ян Дюннинг. В сентябре 2010 года Ян Дюннинг в сопровождении охраны о ОМОНа попробовал попасть в штаб-квартиру «Ленты», Сергей Ющенко с коллегами не дал ему войти и завязалась массовая драка. Приехавшая милиция задержала Сергея Ющенко.
В 2011 году Август Мейер и Luna Holding договорились о продаже акций «Ленты» фонду TPG Capital, Европейскому банку реконструкции и развития и «ВТБ Капиталу». Спустя восемь лет акционером «Ленты» стала «Севергрупп» металлургического олигарха Алексея Мордашова.
Из Германии с ритейлом
«Билла» имеет совершенно иную историю. Она была учреждена в 2004 году в России немецкой REWE Group, развивающей в Австрии и Восточной Европе сеть с аналогичным названием. REWE Group сделала ставку на открытие магазинов в Москве, население которыми обладает высокими доходами, в 2008 году ее сеть вышла за пределы столицы.
Одновременно покупаются активы ее конкурентов: в 2008 году «Билла» приобрела 13 супермаркетов «Ням-Ням», в 2012-м – сеть «Ситистор») К моменту сделки с «Лентой», в составе «Биллы» насчитывалось 161 гипермаркет и свыше 5,4 тыс. сотрудников. Для сравнения: «Лента» владеет 225 гипермаркетами и 139 супермаркетами, в ней трудится более 50 тыс. человек.
По мнению же отраслевых экспертов, «Билла» могла не выдержать конкурентной борьбы с иными крупными игроками, активно развивавшими собственные сети и «внедрявшимися» в различные регионы.
«Акционеры «Биллы» могли пойти на продажу российского бизнеса в связи с растущей конкуренцией в продуктовом ритейле. Компании сложно бороться за рынок с такими крупными ритейлерами как X5 Retail Group и «Магнит» без вложения существенных средств в развитие. Сделка может помочь, контролирующей «Биллу» REWE Group, сконцентрироваться на европейском рынке», – считает Дмитрий Пучкарев, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций».
Аналитик «Финам» Артемий Шамшуковне скидывает со счетов действие санкций против России и сложную ситуацию в ее экономике.
«Вероятно, немецкая REWE Group посчитала бизнес в сфере ритейла в России несколько рискованным сейчас. Продолжение санкций со стороны Запада, а также постоянно снижающиеся реальные доходы населения действительно оказывают давление на индустрию. Более того, активно развивающиеся «Магнит» и Х5 Retail Group представляются игроками, для конкуренции с которыми требуются дополнительные денежные вливания», – говорит он.
Позиции будут усиливаться
Для «Ленты», уступающей по темпам развития «Магниту» и X5 Retail Group, покупка «Биллы», действительно представляет серьезный шаг вперед.
«Сходство между «Лентой» и «Биллой» можно обозначить в присутствии на рынке Москвы, но у компаний все же больше различий на текущий момент. Основные особенности «Ленты» – упор на формат гипермаркетов, широкая география присутствия, в то время как «Билла» – сеть супермаркетов, работающая в Москве и Московской области, – обратил внимание Дмитрий Пучкарев. – Не так давно компания занялась развитием супермаркетов и формата «Лента мини», покупка «Биллы» интересна для Ленты с точки зрения усиления позиций в данной нише».
Аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид» Дмитрий Донецкийвидит схожесть сделок между «Лентой» и «Биллой» и «Магнита» с «Дикси» – в обоих случаях прослеживается стремление добиться роста в Москве и Санкт-Петербурге.
«Сделка по поглощению «Биллы» «Лентой» была оглашена на следующий день после объявления сделки о покупке «Магнитом» сети «Дикси». Цель у этих сделок схожа: и «Магнит», и «Лента» хотят ускорить экспансию в высокомаржинальных регионах, а именно в столицах. Для «Ленты» сделка также позволит расширить онлайн-доставку за счет выгодного расположения магазинов «Билла», – подчеркнул он.
Объединение – залог выживания
Зато по словам руководителя департамента инвестиционного анализа и обучения инвестиционной группы «Универ Капитал» Андрея Верникова, приобретение «Биллы» «Лентой» стало закономерным этапом консолидации российского ритейла.
«Укрупнение магазинных сетей – это тренд, и этот тренд начался уже давно. У того же «Магнита» в стратегии было записано что он в этом году откроет 2500 новых магазинов. Он мог открывать их с чистого листа, но предпочел купить «Дикси», – подчеркнул он. – По сути, сейчас на нашем рынке есть два суперигрока – «Магнит» и Х5 Retail Group. Рядовым участникам, чтобы выжить, приходится объединяться. В этом контексте можно рассматривать сделку по покупке «Лентой» сети «Билла». Укрупнение бизнеса дает большие логистические преимущества, кроме того крупные игроки диктуют свои условия поставщикам, а мелкие на это рассчитывать не могут».
Здесь вспоминается, как в 2019 году управление ФАС по Нижегородской области оштрафовало «Ленту» за дискриминацию поставщиков куриного мяса и алкогольной продукции. Подобный сценарий может повториться вновь.
Никаких же проблем для обывателей никто из опрошенных экспертов не видит, монополизации никто из них не прогнозирует, скорее наоборот, ожидается усиление конкуренции за деньги из кошельков обычных граждан.
«Ни о какой монополизации речи быть не может. Рыночная доля «новой» «Ленты» не будет превышать и 5 % рынка продуктового ритейла в России. Крупнейшими игроками по-прежнему остаются, в случае успешного слияния, теперь уже «новый» «Магнит» (около 15 % рынка) и Х5 Retail Group (около 13 %)», - отметил Артемий Шамшуков.
«Подобные сделки вряд ли приведут к монополизации ритейла и росту цен на продукты, так как конкуренция в секторе остается высокой», – соглашается с ним Дмитрий Пучкарев.
Преподаватель школы бизнеса «Синергия» Андрей Коновалов придерживается диаметрально противоположного мнения: «Процесс монополизации ритейла происходит на наших глазах. За счёт экстенсивного развития X5 Retail Group продолжает открывать свои магазины. Мы знаем, что «Магнит» покупает «Дикси». «Лента» делает то же самое».
Организовать же картельный сговор «обновленной» «Ленте» с «Магнитом» и X5 Retail Group ничего не стоит. При желании они могут так манипулировать ценами, что россияне попросту не смогут сэкономить на их разнице в магазинах всех этих сетей. Мелкие же магазины вряд ли победят в борьбе с ними, учитывая их скромные финансовые возможности. И все закончится тем, что на рынке останется пара-тройка игроков, навязывающих собственные правила и поставщикам и покупателям.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева