Сиеста, призыв очнуться и благополучие каждого. Партии представили лозунги и слоганы для избирательной кампании по выборам в Госдуму VIII созыва. «ФедералПресс» вместе с экспертами проанализировал призывы, с которыми партии и кандидат выходят к народу, и выяснил, куда исчезает культура предвыборных лозунгов и что приходит ей на смену.
Заглушки вместо настоящих лозунгов
На грядущих выборах у партии единороссов будет 13 основных типов билбордов, где они разместят свои слоганы. Планируется, что всего их будет 3 тысячи по стране. Лозунг «За сильную страну и благополучие каждого» станет главным в агитационной кампании. Помимо него партия использует и такие слоганы:
«Единая Россия» – это материнский капитал за первого ребенка 483 000 руб.»;
«Единая Россия» – это 16000 школьных автобусов до 2024 г.»;
«Единая Россия» – это 5000 машин скорой помощи на селе до 2023 г.»;
«Единая Россия» – это 450 000 руб. многодетным семьям на погашение ипотеки».
Примечательно, что в лозунгах появляются конкретные цифры, что, с одной стороны, говорит о вполне конкретных намерениях, а с другой – затрудняет зрительное восприятие таких билбордов.
Эксперт-лингвист Анатолий Баранов, наоборот, считает, что подобный формат слоганов будет хорошо смотреться на билбордах и привлечет избирателя.
«Кампания кажется наиболее убедительной, это будет выглядеть хорошо. С точки зрения продуманности – есть четкое указание на какие-то дела. Когда читаешь подобное, сразу понимаешь, о какой партии идет речь. Такие лозунги выглядят убедительно, помогают в этом еще и конкретные цифры», – отмечает Баранов.
Агитационная кампания правящей партии значительно меняется в течении десятилетия. Если в 2011 году единороссы обходились короткими фразами «Голосую за Россию. Голосую за себя», «Вместе мы сильнее», «Вместе победим», «Будущее за нами», то сегодня используют более объемные предложения, отказались от обобщений и призывов быть вместе. В новых лозунгах отсутствуют и глаголы движения, нет традиционного – сделаем, построим, откроем. Такое построение слогана может говорить о том, что ставка делается на стабильность, продолжение выбранной стратегии.
Политолог и социальный психолог Алексей Рощин такую смену формата лозунгов партии называет «наглой манерой ведения кампании».
«Суть их лозунгов – не надо говорить словами, надо говорить делами. Упор был на то, что все говорят, а мы делаем. Это был первый их подход, в соответствии со стратегией своего лидера. А второй подход – берутся достижения конкретной области в чем бы то ни было по всей России и приписываются себе. Например, построено столько-то больниц, столько-то мостов через Лену, и говорится, что это все сделали единороссы», – говорит Рощин.
Эксперт считает, что общий принцип лозунговой политики «Единой России» – не использовать лозунги, а поставить заглушки.
«Заглушки – это нечто такое, что ставится на место того, где мог бы быть ваш лозунг. Лозунга нет, но чтобы не было пустоты, используется заглушка: мы не будем вам ничего говорить», – поясняет эксперт.
Все для всех
Эксперты сходятся во мнении, что сегодня как таковая культура лозунгов и слоганов на выборах отходит на второй план. Все реже в центральных регионах можно встретить билборд с запоминающейся цитатой, призывом, за которым хочется идти. Алексей Рощин связывает это со страхом партий кого-нибудь обидеть. Они стараются быть хорошими для всех.
«Один из признаков реального лозунга– это то, что ты не только указываешь, что ты сделаешь и ради кого (а у некоторых даже этого нет), но еще в нем должно быть указано, кого ты при этом обидишь. Сейчас же стараются сделать «все для всех». У нас люди боятся и прибегают к заглушкам», – говорит Рощин.
Примеру единороссов с построением лозунга последовала партия «Справедливая Россия – За правду».
Они также отошли от идеи что-то сделать, как, например, пытались на думской кампании 2011 года («Отменить пенсии для чиновников», «Малый бизнес – под защиту справедливости»), и рассказывают о том, что такое сиеста и справедливый базовый доход:
«Южная сиеста – это большой полдень»;
«20% надбавка к зарплате за работу летом»;
«Справедливый базовый доход»;
«Вернуть пенсионный возраст – 55 лет женщинам, 65 лет мужчинам».
Лингвист Баранов отмечает, что данные слоганы могут оказаться просто непонятыми избирателем.
«Не очень понимаю логику этих слоганов и лозунгов. Для меня как для адресата это довольно неудачно. Слово сиеста незнакомо многим людям в нашей стране. Большая часть просто проигнорирует это. Цифры здесь также не помогают воспринимать информацию», – говорит Баранов.
Политолог Рощин уверен, что цифры в слоганах выглядят бессмысленно, они не отражают полной картины происходящего.
«Непонятно, от чего посчитаны эти проценты, много это или мало? На самом деле, здесь мы также видим заглушечные лозунги, слова, на месте которых должны были быть реальные лозунги СРЗП», – считает политолог.
Недалеко ушли и «Коммунисты России». Партия не стала заморачиваться над созданием собственных лозунгов и воспользовалась теми, которые работают десятилетиями. Например, «Пролетарии всех стран – соединяйтесь».
Не стали делать упор на слоганы и лозунги и другие непарламентские партии.
Так, Партия роста использует классический призыв очнуться: «ОЧНИСЬ, ПОДУМАЙ И ВСТАВАЙ В НАШИ РЯДЫ, ИНАЧЕ ЭТО НАВСЕГДА»
Такой лозунг титовцев Рощин определяет как заглушку, несмотря на то, что внешне он выглядит вполне демократично.
«У Титова все по классике. У него была кампания «Титов скажет», но в итоге он так ничего нам и не сказал. Ну, допустим, то, о чем он говорит, кончится, но а что будет вместо этого? Этого нам никто не сообщает», – рассуждает эксперт.
Партия «Родина» придерживается лозунга «Родина – партия российских регионов». Но будет ли «Родина» пытаться превратить федеральную повестку в региональную, исходя из этой информации, неясно.
Экологическая партия «Зеленые» предлагает «Сделать Россию зеленой вместе». Кандидаты используют традиционный призыв сделать что-то вместе, но не объясняют, как именно.
«Зеленые» выезжают на актуальной тематике. Проблемы чистого воздуха всегда в тренде. В этом смысле «Зеленые» без указания по какому поводу они зеленые, все-таки используют повестку. Хотя, учитывая, сколько у нас реально проблем в экологии, можно было бы спокойно говорить прямо, но именно об этом они стараются и не говорить»,– замечает политолог.
Новички избирательной кампании «Новые люди» выбрали своим лозунгом– «Люди важнее». Опять же, напрашивается вопрос, важнее кого или чего?
«Это лозунг– это такой постмодернизм в политике. Я думаю, конечно это не зайдет людям. Это видно и по рейтингам партии, и это именно за счет полной невнятицы чего они хотят, и что нового предложат. С одной стороны им мешают из АП, с другой стороны, беда в том, что они хотят понравиться всем, и никого не обидеть. «Новые люди», они как и другие партии в поисках группы поддержки, а группа поддержки пока одна и сидит она в Администрации Президента»,– уверен Рощин.
«Они пилили, мы сажаем»
Но есть партии, кто все-таки сумел найти поддержку и среди обычных избирателей. Это старожилы Госдумы – КПРФ и ЛДПР. Коммунисты в своих лозунгах довольно традиционны, но электорат их узнает и поддерживает:
«Народу– собственность, России – суверенную экономику»
«Вся власть – народу»
«К СССР– Сильной, Справедливой, Социалистической Родине!»
«Они пилят– мы сажаем»
«Функция лозунга, как и слогана в том, чтобы адресат опознал субъект и это действительно выполнено у партии. Ничего продвигающего, конструктивного в лозунгах, не вижу. У них наиболее традиционная направленность и нового ничего нет. Функция поддержания своего электората в том состоянии, в котором он есть – выполнена», – анализирует лингвист Баранов.
Политолог Рощин отмечает, что коммунисты единственные, кто реально использует возможности лозунгов и слоганов. Партия говорит о живых, важных для избирателей вещах.
Коммунисты как и другие партии в лозунгах отошли от желания что-то менять и защищать, так, например, на кампании 2011 года, КПРФ активно использовала слова менять и Родина:
«Пора менять власть! Хватит терпеть! Действуй!»
«Время менять власть!»
«Вернём украденную Родину!»
Либерал-демократы же, отличающиеся своими острыми высказываниями, на этот раз, обошлись без громких лозунгов. Они делают ставку на свое политическое долголетие в Госдуме, что отражается и на слоганах:
«Только ЛДПР»
«Время работает на ЛДПР»
Ранее их выборные лозунги отличались неоднозначностью и яркой подачей, для сравнения, в 2011 году, партия использовала такие ходы:
«ЛДПР за бедных! ЛДПР за русских!»
«За Россию! За русских! За ЛДПР!»
«Вместе с русским народом!»
Сегодня же ЛДПР обходится кратким упоминанием своей партии.
«Единственное за счет чего ЛДПР всегда выезжала, это за счет эксплуатации национальной тематики. Это единственная партия, которой это позволяется, любую другую партию за это тут же снимут. Это не вполне заглушка, это не намек , походит на настоящие лозунги. Про русских– это живой лозунг, за счет него ЛДПР проскакивает третьи выборы подряд»,– убежден Рощин.
Что касается самостоятельных кандидатов в Госдуму, то они также используют лозунги и слоганы в своей избирательной кампании. Анатолий Вассерман призывает избирателей такими высказываниями:
«Всегда держать слово! Все делать с умом! Жить с добрым сердцем».
Алексей Рощин считает такой подход устаревшим, хотя отмечает, что у индивидуальных деятелей всегда возникают сложности с подачей избирателям.
«Сложно, потому, что все, что ты не скажешь, уже было. И про сердце, и про слово. Проблема большинства людей, которые куда-то баллотируются у нас, им либо не на что особо ссылаться, начнешь ссылаться, еще хуже сделаешь, или то, что отсылать не к чему. Почему у Вассермана доброе сердце, например? Что нам об этом говорит? Возможно, они идут противоходом, что он умный вы знаете, а что у него доброе сердце, нет. И его решили как-то реально очеловечить», – рассуждает эксперт.
Другой кандидат, который также использует самостоятельные лозунги – Анастасия Удальцова. В своей кампании она отходит от слоганов коммунистов и опирается на свои:
«Очистим Россию от олигархов, воров и единороссов»
«Иду на бой с «Единой Россией!»
Как говорит политолог Рощин, подобные лозунги противоречат российским законам, однако, с точки зрения функций лозунгов в избирательной кампании, все верно. Эксперт-лингвист Баранов считает, что Удальцова ничего нового не сказала.
«Никакой новизны и здесь нет, «партия жуликов и воров» звучала намного убедительнее, чем то, что они придумали. В целом, довольно скучно у всех, партии перестали придумывать новое и интересное», – говорит лингвист.
Рощин добавляет, что с вырождением института политтехнологии, происходит непонятица и сумятица в головах у самих кандидатов. Они не знают за кого они, каких идей придерживаются, и кто их электорат.
«Вскоре после того как был принят один единый день голосования, политтехнология умерла как профессия. Политтехнологи хотят придумывать и работать, но понимают, что если они напишут, как нужно, им просто не дадут участвовать в выборах. Все они могут создать хорошие лозунги, показать за кого и против кого идет партия. Но именно это у нас преследуется как экстремизм и всем очень боязно»,– заключает Рощин.
Фото:Anvar Galeev / Russian Look / globallookpress.com