В топ-10 опубликованного сегодня рейтинга АНО «Агентство стратегических инициатив» вошли четыре региона ПФО. Еще несколько областей и республик поднялись в списке на несколько позиций. «ФедералПресс» узнал у приволжских политологов, что означают свежие данные для инвестиционного климата регионов и о чем говорят передвижения в таблице рейтинга.
По итогам исследований в 2022 году Татарстан и Башкирия остались на своих местах – втором и пятом соответственно. Также на пятое место поднялась с шестого Нижегородская область, отпраздновавшая в прошлом году 800-летие своей столицы. А вот Самарская область опустилась с восьмого места на девятое.
«Никитинский» прорыв
По мнению политолога и руководителя нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгения Семенова, показатели рейтинга этого года можно назвать ожидаемыми и прогнозируемыми.
«Татарстан занимает лидерские позиции по социальной привлекательности на протяжении длительного времени. Это обусловлено разными процессами, начиная с политической составляющей и заканчивая опытом, который приобрел регион за эти годы. С ним сложно конкурировать, так как международная инвестпрограмма, которую Татарстан развивает давно, может служить образцом региональной инвестиционной стратегии.
Башкортостан – это ближайший конкурент Татарстана. Республику от других регионов ПФО отличает то, что это ресурсодобывающий регион. Там, где есть ресурсная составляющая, инвестиционный климат всегда более благоприятный», – отмечает эксперт.
Евгений Семенов подчеркнул, что одним из самых серьезных преимуществ Нижегородской области является ее индустриальность. Это и стало одним из факторов, способствующих положительной динамике в списке АСИ.
«Также в области есть серьезный губернатор, уже показавший свои великолепные лоббистские возможности. Особенно это было видно в год 800-летия Нижнего Новгорода, когда в течение года около 40 млрд рублей частных и федеральных инвестиций пришло в регион. Благодаря этому «никитинскому» прорыву Нижегородская область поднялась в самых разных рейтингах, в том числе и в рейтинге АСИ. Тем не менее инвестиционная ситуация в Нижегородской области зависит от ее ресурсной базы – научно-практической и индустриальной. В эти отрасли идут самые серьезные инвестиции, в том числе из федерального бюджета. И область, и губернатор могут демонстрировать результативность, что гарантирует сохранение таких вливаний в регион.
Так исторически сложилось, что научно-практический потенциал области, сложившийся еще в XX столетии, послужил хорошей базой для формирования здесь мощного IT-кластера. Сейчас в этом секторе – тысячи результативных компаний, причем не только иностранных. Там работают в том числе разработчики отечественного ПО. Это и является залогом инвестиционной привлекательности. К тому же правительство Нижегородской области поддерживает IT-компании серьезными преференциями: выгодными условиями ипотеки, различными льготами и социальными привилегиями», – уточняет Евгений Семенов.
Что касается «отката» Самарской области на одно место в рейтинге, политолог уверен, что это никак не скажется на инвестиционной привлекательности региона.
«Самара сделала маленький шажок назад – он практически незаметен. Как говорят социологи, в пределах погрешности. Регион, по сути, сохранил свои позиции. Небольшое снижение может указывать на уменьшение объема зарубежных инвестиций и снижение интереса иностранных компаний к российским активам. Самарская область – это и ресурсодобывающий, и индустриальный регион. Но, в отличие от Нижегородской, в этом году у нее не было юбилея. Тем не менее я считаю, что они достаточно ровно держатся и устойчиво себя чувствуют. На фоне роста других регионов Самара сохраняет стабильность. Если бы они опустились позиций на пять, это можно было бы расценивать как предупреждение», – подчеркнул эксперт.
Пермские перспективы
Как полагает пермский политолог Олег Борисенко, у Пермского края еще с советских лет есть серьезный инвестиционный потенциал. В этом году регион оказался на 15-й позиции в рейтинге АСИ, но ему есть куда расти.
«Изначально край входил в число крупнейших промышленных регионов страны. «Уралкалий» – лидер РФ по производству минеральных удобрений, есть и другие серьезные химические производства. В 90-е годы отрасль просела, раньше мы могли конкурировать даже с Екатеринбургом. Но потенциал сохранился, в том числе и кадровый. Нам есть куда расширяться – скоро в стране газа будет с избытком, а именно он является основным сырьем для изготовления азотных удобрений. В Пермском крае много заводов, работающих на оборонную промышленность – это тоже сейчас актуально.
15-е место среди 85 российских субъектов – это неплохой результат, но нужно стремиться войти в первую десятку. В первую очередь, мне кажется, нужно сделать ставку на импортозамещение в цифровом кластере и машиностроение», – объясняет эксперт.
Падение в рейтинге – не приговор
По мнению руководителя лаборатории социсследований Института региональных проблем Петра Кирьяна, методология рейтинга АСИ такова, что фиксируются в первую очередь изменения инвестклимата регионов на определенных временных отрезках. Но поскольку субъекты изначально находились на разных стартовых позициях, распределение мест нельзя однозначно рассматривать как маркер привлекательности или непривлекательности региона для инвесторов.
«Движение на одну позицию – это полностью в рамках нормы. Самара даже с учетом непростой экономической обстановки сохраняет инвестиционный потенциал. Регион вполне может продвинуться выше в ближайшие годы. Важнее смотреть на то, как регионы передвигаются по таблице в исторической парадигме. Нижний Новгород, например, вращается вокруг пятого места, как Луна вокруг Земли. А большой скачок может свидетельствовать о реорганизации и системных изменениях в субъекте. Это можно видеть на примере Мордовии, которая в этом году поднялась с 41-го на 15-е место.
Нужно учитывать, что разные регионы могут вырываться вперед по совершенно разным показателям. Это исходит из методологии самого рейтинга. Места распределяются исходя не только из чистой статистики – используются также различные опросы. Субъекты находятся в разных весовых категориях, но хороши каждый в своей сфере, и за счет этого происходит движение. У каждого регионы – своя уникальная специфика», – рассуждает политолог.
Фото: Федерал Пресс / Дмитрий Шевалдин, Федерал Пресс / Наталья Оксак
ПМЭФ-2022