В мае исполняется ровно пять лет, как Александр Моор сел в кресло губернатора Тюменской области, пусть и поначалу в статусе исполняющего обязанности. Накануне стало известно о том, что глава региона собрался на второй срок и официальное одобрение ему дал президент Владимир Путин. «ФедералПресс» вспоминает, как прошла первая губернаторская пятилетка.
Кадры
Отличительной чертой Александра Моора, по наблюдениям редакции, которые подтверждали и политологи, стали очень долгие назначения руководителей на ключевые посты в правительство региона. Эксперты поясняли, что губернатор долго присматривается и оценивает людей. К чему тут спешка?
Так, к примеру, нового директора для департамента соцразвития присматривали семь месяцев. В марте 2020-го, в самом начале пандемии, Ольга Кузнечевских стала освобожденным замгубернатора, и только в октябре пустующее место занял Дмитрий Грамотин, который перешел из департамента по спорту.
А вот нового руководителя для департамента финансов искали почти два года. Татьяна Крупина ушла с поста в январе 2019 года, а Михаил Таранов занял пост в конце сентября 2020-го. Хотя по факту это была формальность, поскольку все это время именно он был в статусе и. о. директора.
Около полутора лет ушло на поиск директора в департамент экономики. Максим Скворцов был назначен на должность в конце января 2021 года, а вакантной она стала в августе 2019-го.
Главные политические потери
Продолжим кадровый вопрос, но подсветим с другого ракурса. В минувшие пять лет из правительства ушли два крупных политических игрока – долгожители, на которых была завязана важная часть внутренней политики.
Так, под занавес 2019 года стало известно об увольнении заместителя губернатора Натальи Шевчик. Она курировала социальный блок в правительстве и была в статусе зама аж с 2001 года. В политику, впрочем, Шевчик совсем недавно вернулась (как и предрекали некоторые эксперты) – в сентябре 2021-го она вошла в новый состав Тюменской областной думы.
И второй большой потерей стал уход Сергея Сарычева, занимавшего пост вице-губернатора на протяжении 17 лет. О решении стало известно в середине мая прошлого года. Сарычева называли «серым кардиналом» тюменской политики, он был главным переговорщиком и умел находить выходы из кризисных ситуаций еще до их разрастания.
Дефицит бюджета
На время губернаторства Александру Моору выпало и еще одно испытание – это большой дефицит бюджета. К примеру, в середине прошлого года, когда корректировались финансовые показатели, стало известно, что дефицит вырос до 90 млрд рублей. И это рекорд за последние годы.
При принятии бюджета на 2023 год был учтен его дефицит в сумме более 30 млрд рублей. Понятно, что сумма будет корректироваться в течение года в ту или иную сторону.
Добавим, что власти не стали отказываться от крупных инфраструктурных проектов, основных объемов по строительству и ремонту дорог, школ и больниц. При этом к традиционным расходам добавились, к примеру, траты на оснащение больниц, развертывание госпиталей, лекарственное обеспечение и другое в пандемию коронавируса, запросы по оснащению военных подразделений, отправившихся в зону СВО. Только за прошлый год, сообщил недавно губернатор, на эти цели было потрачено около миллиарда рублей.
А на фоне экономического спада большие средства тратились к тому же на поддержку местных предприятий.
Все это привело к тому, что госдолг Тюменской области неумолимо растет. К началу мая он практически достиг 8-миллиардной отметки, увеличившись за два года в 9 раз.
Природные пожары
Уже несколько лет подряд в Тюменской области случаются крупные природные пожары. Масштабы чрезвычайной ситуации они приобрели в 2021 году, когда огонь прошел порядка 200 тысяч гектаров лесов и полей, сложной выдалась и весна-2023.
После пожаров 2021 года в Тюменской области была с нуля создана противопожарная служба. Весь 2022 год она активно снабжалась техникой, пополнялась кадрами. Всего в развитие службы власти намеревались вложить за три года более 600 млн рублей.
Многострадальный кампус
Амбициозный проект тюменских властей – межвузовский студенческий кампус – подвис в воздухе в прошлом году. В июле губернатор Александр Моор громко заявил: проект будет мирового уровня, и позвал тюменцев помочь с идеями. И все бы ничего, но местом для строительства выбрали район Старой Зареки, давно обжитый тюменцами.
Площадку площадью почти 38 гектаров планировалось отдать под КРТ, то есть расселить более трех сотен частных домов. Жителям такое решение не понравилось, и они активно высказались против, намереваясь даже идти в суд.
Точку в противостоянии поставил сам губернатор. В октябре он объявил: кампуса в Старой Зареке не будет, найдут другое место. Где оно – до сих пор неизвестно. Хотя намеки власти подают. На встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным, к примеру, глава региона оговорился, мол, строить собрались на берегу водоема, а потому стиль для объекта выбран морской. На недавней встрече с президентом Владимиром Путиным Александр Моор добавил еще интриги: построить собираются в течение пяти лет.
На запрос «ФедералПресс» в правительстве сообщили, что место определено, проводится согласование с федеральными министерствами.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева, Ольга Юшкова, Дмитрий Шевалдин