В России стремительно растет число владельцев электрокаров. К переходу на экологичные и экономные в эксплуатации автомобили жителей страны стимулирует государство. Приволжские регионы не отстают от федеральных трендов. Однако ситуация в них разнится: есть явные лидеры и аутсайдеры по числу транспорта на электродвигателях. Здесь многое зависит от уровня развития зарядной инфраструктуры и энтузиазма местных сообществ, продвигающих электроавтомобили. Подробности – в обзоре «ФедералПресс».
Лидеры и аутсайдеры
Пермский край продолжает удерживать лидерство в ПФО по количеству электрокаров и их доле от общего числа транспорта в регионе. По данным исследования технопарка Morion Digital, в 2023 году в Прикамье официально насчитывалось 1660 легковых электромобилей, а всего единиц электротранспорта – 1673 (седьмое место в России). По доле автомобилей на электротяге (1,28 на тысячу транспортных средств) Пермский край занимает шестую позицию в стране среди регионов.
При этом за прошлый год количество электротранспорта выросло всего на 30 автомобилей. По мнению директора Morion Digital Оскара Ягафарова, здесь сыграли два фактора.
«Первый – быстрое развитие электротранспорта в регионе за предыдущие периоды привело этот сегмент в некоторое временное насыщение. Второй – большой рост показали гибриды, которые не учтены в статистике: Lixiang, Voyah и подобные. Тем не менее Пермь остается в десятке регионов по количеству электротранспорта и имеет одно из наиболее сильных в стране сообществ энтузиастов по развитию электротранспорта и зарядной инфраструктуры – EVPerm», – пояснил Ягафаров.
В этой сфере пермякам на пятки наступает Татарстан, где прирост электрокаров в 2023 году составил 65 % (восьмое место в России по этому показателю). На конец прошлого года в республике было зарегистрировано 914 легковых электромобилей плюс один грузовик (всего же 1142 единицы электротранспорта).
Также в топ-5 регионов по общему числу машин с электродвигателями в Приволжье вошли Башкирия, Нижегородская и Самарская область. Относительно неплохо обстоят дела с развитием этого вида транспорта в Удмуртии и Кировской области.
Аутсайдеры в сфере развития электротранспорта – Пензенская область, Марий Эл и Мордовия. В этих регионах количество электрокаров не превышает ста. В Мордовии зарегистрировано всего два таких автомобиля.
Отдельная тема – грузовой электротранспорт. В регионах ПФО его пока внедряют весьма осторожно. Правильнее сказать, почти не используют. Здесь особняком стоит Нижегородская область, где зарегистрировано 15 электрогрузовиков. По их количеству регион занимает четвертое место в стране.
Инфраструктура имеет значение
Очевидно, что рост числа владельцев электрокаров напрямую зависит от развития зарядной инфраструктуры. В свою очередь, это подстегивает налаживать производство зарядных станций для электромобилей (ЭЗС) на местах – в регионах.
В 2022 году федеральное правительство запустило пилотный проект по созданию зарядной инфраструктуры. На первом этапе из ПФО в него вошли Татарстан и Нижегородская область. В 2023 году к проекту присоединились Башкирия, Чувашия и Пермский край, с этого года – Удмуртия, Кировская, Оренбургская и Пензенская области.
На недавнем форуме ТЭФ-2024, который в апреле прошел в Казани, директор татарстанской компании ПП «Технопрактика» (выпускает ЭЗС) Аяз Галеев рассказал, что сегодня зарядную инфраструктуру развивают преимущественно крупные компании.
«Окупаемость сложно посчитать, поэтому зарядная инфраструктура опирается на крупных игроков. Например, в Татарстане зарядные станции устанавливают ПАО «Татнефть» и «Сетевая компания», у которой сейчас 132 ЭЗС в республике: эту сеть они начали строить с 2021 года. Можно уверенно сказать, что возведение зарядной инфраструктуры стало движущей силой для приобретения электромобилей обычными пользователями. Потому что если в 2021 году в республике насчитывалось всего 80 электрокаров, то к 2024 году – почти тысяча», – отметил Галеев.
Он добавил, что все чаще электромобили приобретают в корпоративных целях – на долю этих пользователей в республике приходится порядка 30 %. Он привел аналитику «Сетевой компании», по данным которой, экономия при эксплуатации электрокаров составляет до 60–70 %, если сравнивать с машинами с бензиновыми двигателями. Но это при наличии развитой сети ЭЗС. В регионе, которым руководит Рустам Минниханов, действует уже больше 220 зарядных станций.
«В Татарстане мы спокойно ездим на «электричках», за пределами республики пересаживаемся на бензиновые автомобили, потому что инфраструктура в других регионах не так хорошо развита. Но мы видим, что вся электромобильная индустрия быстро развивается в стране. Это будущее, к которому нужно готовиться сетевым и генерирующим компаниям», – выразил уверенность Аяз Галеев.
Вези, нижегородское электротакси
Интересными наработками по развитию электромобильного комплекса могут похвастать в Нижегородской области. В 2022–2023 годах здесь обустроили 120 зарядных станций быстрого типа (150 кВт). Как пояснял вице-премьер регионального правительства Вячеслав Горев, одной из главных задач было обеспечить возможность беспрепятственно перемещаться на электрокарах по территории области.
«ЭЗС установили как в крупных городах, включая Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск, так и в районных центрах, где есть промышленные предприятия и туристический потенциал», – заявил Горев.
Кстати, по итогам прошлого года Нижегородская область заняла третье место в стране по количеству установленных быстрых ЭЗС. По словам губернатора Глеба Никитина, на 2024 год запланировано обустройство новых станций, в частности, в таких местах, как ЖК «Новая Кузнечиха», ЖК «Цветы», на ул. Родионова (Нижний Новгород) и на въезде в область со стороны Владимира – на трассе М-7 в Мячково.
В начале 2023 года в столице Поволжья компания Hyper (ООО «Оператор электродвижения», входит в «Роснано») запустила первое в России электротакси. В его автопарк входят более 200 электроседанов марки Evolute (выпускает липецкий «Моторинвест» на базе китайского Dongfeng). Электрокары можно заказать на маршрутах «Яндекс.Такси» по тарифам «комфорт» и «комфорт плюс». По данным Hyper, в прошлом году такси, оборудованные электродвигателями, выполнили свыше 360 тысяч заказов, а потребление электроэнергии достигло 1,5 млн кВт/ч.
Субсидии инвесторам
По планам федерального правительства, к 2030 году доля выпускаемых отечественных электромобилей в общем объеме производства транспортных средств должна достигнуть как минимум 10 %. К этому времени в России планируется запустить не менее 72 тысяч ЭЗС, включая 28 тысяч быстрых зарядных станций.
И многие регионы ПФО, как уже писали выше, подключились к пилотному проекту, который предусматривает субсидии компаниям на установку ЭЗС и техприсоединение.
Так, в Пермском крае при большом количестве владельцев электрокаров на начало 2023 году было зарегистрировано чуть более 50 зарядных станций публичного доступа, из них 28 находились в Перми. После подключения к федеральному проекту в прошлом году инвесторы установили 31 быструю зарядную станцию на территории Перми (15 штук) и еще 16 муниципалитетов, чтобы обеспечить возможность беспрепятственного передвижения по территории региона.
В прошлом году инвесторы вложили 121,6 млн рублей на обустройство ЭСЗ в Прикамье. Из этой суммы им из бюджета просубсидировали почти 63 млн рублей затрат. В этом году установка быстрозарядных станций для электрокаров продолжится.
«В планах – установить еще 35 станций. Возмещение расходов инвесторам составит 96,6 млн рублей из федерального и регионального бюджетов», – рассказала глава минэка Прикамья Татьяна Чуксина.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал, где в Приволжье лучший и худший общественный транспорт. Советуем прочитать материал «Пермь и Нижний Новгород лидируют, Оренбург – на дне».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова; инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова