Энергетика в числе первых ощутила на себе кризис и в прошлом году стала одной из наиболее пострадавших отраслей мировой экономики, приняв на себя двойной удар от снижения как спроса, так и цен. Об этом заявил Игорь Сечин, главный исполнительный директор «Роснефти», в ключевом докладе на Энергетической панели, которая прошла в рамках ПМЭФ-2021.
Суммарный убыток 20 крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира по итогам прошлого года составил 33 млрд долларов по сравнению с прибылью в 242 млрд долларов в 2019 году.
В частности, снижение прибыли показала компания Saudi Aramco. Для поддержания социально-экономической и бюджетной стабильности Саудовская Аравия вынуждена расходовать золотовалютные резервы и рассматривает возможность приватизации еще 1 % акций своей национальной компании. Кроме того, сама компания Saudi Aramco предпринимает меры по привлечению инвестиций, включая продажу долей в добывающих активах.
Потери ведущих американских сланцевых компаний не менее существенны и в 2020 году они превысили 60 млрд долларов. Несмотря на начавшееся восстановление цен на нефть, отрасль не смогла выбраться из убытков. При этом необходимость компенсировать накопленные убытки объективно приводит к укрупнению и консолидации в отрасли: крупные операторы приобретают более мелкие и переходят к более взвешенной политике, направленной на сокращение издержек, вместо акцента на росте добычи.
Ряд крупнейших европейских компаний ставит цели по превращению из нефтегазовых в диверсифицированные энергетические. Достичь это планируется за счет снижения добычи углеводородов, что будет способствовать достижению их углеродной нейтральности. Сокращение добычи нефти и газа мейджорами при одновременной невозможности поставить на рынок достаточные объемы солнечной и ветровой энергии может привести к новой волне слияний.
Укрупнение мейджоров позволило бы нарастить инвестиции в энергетическую трансформацию, укрепить их конкурентные позиции и повысить инвестиционную привлекательность, считает глава «Роснефти».
Ранее «ФедералПресс» сообщал о том, что Игорь Сечин заявлял на ПМЭФ о мировом риске дефицита нефти и газа.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева