САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 июня, ФедералПресс. Капитализация «зеленых» компаний в 2020 году превысила как капитализацию нефтегазовых мейджоров, так и рынка в целом.
. Мир стоит на распутье перед стратегической проблемой межтопливной конкуренции, отметил Игорь Сечин главный исполнительный директор «Роснефти» в своем докладе в рамках Энергетической панели на ПМЭФ-2021. Локомотивом развития «зеленой энергетики» становится Азиатско-тихоокеанский регион, в котором прирост мощностей возобновляемой энергетики за последние 10 лет в разы превышает рост в Европе и США. Прогнозы аналитиков указывают на то, что эта тенденция сохранится и в следующие 10 лет. При этом рост происходит сбалансированно и параллельно с развитием традиционной энергетики для удовлетворения растущего спроса, отметил глава «Роснефти».
«Важно, чтобы продолжающееся стимулирование «зеленой» энергетики не подменяло ее реальную экономическую эффективность», - считает Игорь Сечин.
Субсидии ветровой и солнечной генерации в Евросоюзе за 10 лет выросли в 5 раз практически до 50 млрд евро в год, при этом сами объемы генерации за этот же период увеличились только в 3,6 раза.
При этом несмотря на существенные инвестиции, возобновляемая энергетика так и не превратилась в значимый резерв мирового экономического развития, подчеркивает глава «Роснефти».
Серьезной проблемой стало отсутствие технологий, необходимых для реализации планов по энергетической трансформации и переходу к низкоуглеродной экономике. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2050 году около половины из разрабатываемых сейчас технологий низкоуглеродной энергетики будут находиться на стадии прототипов и пилотных проектов. Даже к 2070 году 30% технологий все еще будут требовать доработки ввода в коммерческую эксплуатацию, и, следовательно, все новых и новых инвестиций.
На разработку экономически окупаемых технологий потребуются десятилетия. Одновременно это означает чрезвычайно высокую потребность в инвестициях: по оценкам МЭА, в 2030-2040-х годах это порядка 4 трлн долларов ежегодно, или 4% мирового ВВП.
Более того, новые технологии потребуют многократного наращивания производства отдельных металлов. В мае текущего года МЭА оценило рост мирового спроса на металлы, необходимые для растущего производства электромобилей и хранения электроэнергии: потребность в литии вырастет более чем в 40 раз, а спрос на кобальт и никель – приблизительно в 20 раз к 2040 году.
Значительный рост вызывает сомнения в достаточности текущих запасов, а также инвестиций в разведку и добычу этих металлов.
При этом добыча почти 80% руд, используемых для производства лития, кобальта и никеля, монополизирована или расположена в нестабильных регионах, а обрабатывающие мощности сконцентрированы в очень ограниченном числе стран, отметил Игорь Сечин.
Повышение спроса неминуемо приведет к взрывному росту цен на эти металлы. При этом МЭА отмечает, что удвоение цен на литий и никель полностью сведёт на нет ожидающееся снижение удельных затрат на производство батарей, связанное с двукратным ростом масштаба производства.
Слишком быстрый энергетический переход, к которому призывают некоторые экологи и политики, во-первых, требует внедрения возобновляемых источников энергии нереалистично высокими темпами, а во-вторых сталкивается с проблемой обеспечения надежности и стабильности генерации, считает Игорь Сечин.
Так, неустойчивость альтернативной энергетики стала очевидной на примере Техаса в феврале: вышедшие из строя лопасти ветряков, занесенные снегом солнечные панели и резкий рост цен на газ.
«Этот пример вновь подтвердил тезис, который мы неоднократно стремились донести, о необходимости сбалансированного развития энергетики, недопустимости опоры только на альтернативную генерацию и о чрезвычайно высоких затратах на обеспечение стабильности поставок ветровой и солнечной энергии»,- сказал глава «Роснефти».
Фото: Дарья Сеймовская / ФедералПресс