Top.Mail.Ru
Политика
Волгоградская область
9

«Обращаться к такой ностальгии для властей опасно». Волгограду грозят референдумом по переименованию

Появилась очередная громкая инициатива по возвращению Волгограду имени Сталинград. Аналогичные предложения появляются едва ли не ежегодно, но до воплощения они не доходят. Скорее всего, такая судьба уготована переименованию и сейчас. Хотя в кулуарах ранее обсуждалась, что возможность такого исторического решения рассматривает действующий губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Впрочем, очередное предложение оппозиционных сил делает такой сценарий невозможным. Кто, что и почему предлагает, насколько много у идеи сторонников и кто из них готов действовать, а также почему предложение переименовать Волгоград гораздо важнее самого переименования, – в материале «ФедералПресс».

Социализм новый, идея старая

Завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин  в эфире латвийской радиостанции BaltNews заявил, что его общественное движение «За новый социализм» готовится «активно лоббировать переименование Волгограда в Сталинград». Пройти такой референдум, по словам инициатора, должен в единый день голосования, чтобы совместить его с региональными выборами: областной думы и губернатора. «Если власть не позволит нам провести этот референдум, мы будем собирать подписи, чтобы референдум все равно состоялся», – пояснил Платошкин.

Он также заявил, что «За новый социализм» будет открыто участвовать в политической жизни, в частности в выборах в Мосгордуму.

Объясняя необходимость переименования Платошкин отметил, что Сталинград известен во всем мире. «В Париже есть площадь Сталинграда, прекрасный чилийский писатель Пабло Неруда (лауреат Нобелевской премии по литературе 1971 года. – Прим. ред.) написал: «Я родился, чтобы воспеть Сталинград». Это же место, где случился исторический переломдля всего человечества», – уточнил политик.

Совершенно с такой же риторикой выступали и все те, кто ранее выступал с инициативой переименования. С той лишь разницей, что одни сторонники возвращения военного названия говорят, что хотят увековечить только город, в котором советский народ показал беспримерный подвиг, а другие открыто заявляют о необходимости увековечить имя Иосифа Сталина. В этом, например, последовательны представители КПРФ.

Ближайшая задача, пояснил лидер фракции компартии в Волгоградской областной думе, доктор исторических наук Алексей Буров, – добиться установления бюста Сталину на Мамаевом кургане. Имя генералиссимуса Победы должно быть увековечено, отмечает Буров, но признается, что к переименованию самого города «общество, быть может, не совсем готово». «Думаю, пройдут годы, может, и десятилетия, но когда-нибудь это точно случится», – считает Буров.

При этом он акцентировал внимание на том, что «исконно это наша идея, мы ее всегда исповедовали».

Действительно, КПРФ поднимала вопрос многократно. Последнее заметное действие было в начале 2015 года, когда коммунисты решили объяснить актуальность, с одной стороны, 70-летием Победы в Великой Отечественной, с другой – годовщиной воссоединения с Россией Крыма. Одним из активистов в той истории был тогдашний первый секретарь волгоградского (в неофициальных документах «сталинградского») обкома КПРФ Николай Паршин, вскоре объявленный в розыск по обвинению в мошенничестве.

Коммунистическая фракция в Госдуме обратилась к президенту, чтобы тот объявил в Волгограде референдум по переименованию. Путин ответил не им, а ветерану войны, который задал главе государства вопрос лично. В ответ глава государства пояснил, что такие решения – полномочия муниципалитета, отметив, что он «лично не против, если такое решение примут жители города».

Кстати, на городском уровне одно решение, которое многие считают компромиссным и достаточным, приняли еще в 2013 году. По постановлению гордумы, 9 дней в году город официально называется Сталинградом. Помимо 9 мая, это 2 февраля – день разгрома немецких войск под Сталинградом, день соединения фронтов – 19 ноября, День защитника Отечества – 23 февраля, а также 8 мая, когда город получил звание героя. Двойное имя город также носит 22 июня – в день начала Великой Отечественной войны, 23 августа – в день памяти бомбежек Сталинграда, 2 сентября – в день окончания Второй мировой войны, а также в День Героев России – 9 декабря.

Название Сталинград все-таки не появляется в документах, зато его официально можно использовать в выступлениях, на массовых мероприятиях и в СМИ. Чуть позже с одобрением идеи переименования выступил Всемирный русский народный собор, проведенный РПЦ.

Ничего нового

Интересно, что в 2016 году Андрей Бочаров заявил, что готов поддержать «идею ветеранов» о присвоении имени Сталинград (или Сталин) волгоградскому аэропорту Гумрак. В итоге, напомним, после нового конкурса воздушной гавани было выбрано имя Алексея Маресьева, прославившегося военными подвигами, но не имеющего никакого отношения к Сталинградской битве.

По слухам, примерно в то же время Андрей Бочаров в ближнем кругу заявлял, что он добьется переименования города. В какой момент он от этой идеи (если она была) отказался, неизвестно. А в 2017 году губернатор фактически лично инициировал всенародный референдум, по итогам которого в Волгоградской области был сменен часовой пояс.

Политические наблюдатели отмечают, что в нынешней политической конструкции Андрей Бочаров, а значит и подконтрольная ему областная дума, будут всячески противодействовать любой инициативе, исходящей от оппозиции, тем более несистемной. Это перечеркнет перспективы реального переименования.

«Думаю, что подписи не соберут и на этом все закончится. Все понимают, что этот вопрос используется в политических целях, не случайно всплывает в преддверии выборов или в каких-то сложных ситуациях, – считает кандидат политических наук Павел Смолянский. – Думаю, даже инициаторы не хотят, чтобы референдум состоялся. Нечем будет пользоваться, а так удобно  – в нужный момент всегда можно вытащить из рукава этот козырь».

При этом, отметил Смолянский, если бы референдум провели в реальности, то это «не привело бы ни к чему, кроме еще большего раскола общества». По мнению политолога, вероятность реального проведения «конечно, небольшая».

Руководитель проекта Politrus.com Виталий Арьков считает, что власти теоретически могли бы историю с референдумом поддержать, особенно если такой тренд будет поддержан на федеральном уровне. Но едва ли, отмечает эксперт, такой сценарий возможен, если инициатива пойдет от оппозиции.

«Им этого просто не позволят. Нынешний обком КПРФ, после того как его возглавила Тамара Головачева, не способен подобные вещи креативить и даже подхватывать, они смогут это использовать, только если будет спущена указивка от Александра Блошкина (вице-губернатор по внутренней политике - Прим. ред)» – рассуждает Арьков.

Кому выгодно

Город, который в этом году отметит 430-летие, кстати, был Сталинградом всего 36 лет. С 1961 года утверждено современное имя, причем звание город-герой получил уже как Волгоград. Интересно, что в 2003 году Владимир Путин лично обратился с распоряжением к правительству Москвы, указав, чтобы надпись «Волгоград» на каменном парапете у Могилы Неизвестного солдата в Александровском саду Москвы заменили на слово «Сталинград». Большую часть истории город назывался Царицын. Кстати, в Волгограде достаточно популярна идея если уж возвращать городу историческое имя, то именно это.

Глава «Политической экспертной группы», бывший вице-мэр Волгограда Константин Калачев считает, что «проблема в том, что нынешняя власть хочет быть продолжателем исполинских трендов отца народов», но не может этого сделать в реальности. Кроме того, Сталин, отмечает политолог, не является объединяющей фигурой. «Сталин – личность, которая делит общество на три части, а именно  –  тех, у кого он вызывает безразличие, неприязнь либо восхищение», – пояснил Калачев.

«Ностальгия не столько по Сталину, сколько по элементарному порядку и социальной справедливости, включая репрессии против элит, точнее даже высших элит. Обращаться к такой ностальгии для властей опасно, – пояснил Калачев. – Если бы Путин реально хотел стать как Сталин, ему бы следовало посадить, условно, жену руководителя какой-то госкорпорации или его самого. Понятно, что такого не будет. Конечно, президент или его преемник может всерьез задуматься о переименовании, но только в ситуации, когда уже хуже быть не может, когда военная мобилизация преобладает над всем остальным».

Чаще всего тема переименования вбрасываются, когда нужно отвлечь общество от чего-то более резонансного, напоминает Виталий Арьков. «Не думаю, что это история с депутатом Набиевым, но сейчас в повестке много всего. А это в любом случае беспроигрышный вариант ломать копья и рвать голосовые связки. Так уже было и, наверняка, будет еще не раз, – отмечает Арьков. – Хотя в принципе в нынешней международной ситуации возвращение городу этого имени было бы вполне уместным. Хотя бы как двойного варианта. Полностью этого исключать нельзя».

Фото:ФедералПресс / Ярослав Малых

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.