Top.Mail.Ru
Общество
Волгоградская область
0

Незаконная свалка за 800 бюджетных миллионов. Под Волгоградом повторно разгорается экологический скандал

Крупный экологический проект по ликвидации сразу двух опасных свалок в Волгоградской области оказался провальным. Суд требует вернуть печально-известный пруд-накопитель в Светлоярском районе «в первоначальное состояние», что принципиально невозможно. Что может стоять за этим решением, как вышло, что бюджетные средства на защиту экологии, пошли во вред, кто за это уже ответил и кто еще может, а также, как ситуация будет развиваться дальше – в материале «ФедералПресс».

Истекает срок, отведенный Арбитражным судом Волгоградской области для ООО «ЭкоТехСервис» по которому эта компания обязана вернуть «полигон отходов производства и потребления» (пруд-накопитель жирных кислот) в Светлоярском районе области его собственнику в первоначальном состоянии. Казус в том, что исполнить такое решение невозможно даже в теории – компания арендовала объект на время выполнения крупнейшего экологического проекта по утилизации опасных отходов. За это время в пруд засыпали почти два млн тонн отходов.

Минус на минус дает плюс?

Речь о том самом решении утилизировать один экологически опасный объект, совместив его с другим, вызвавшем протесты жителей поселка Светлый Яр в конце 2017-начале 2018 года. Опасный пруд, официально закрытый в 2003 году, расположен всего в 5,5 км от поселка.

В него высыпали печально знаменитую свалку Кировского района Волгограда. Такова технология, которую разработал волгоградский ученый доктор технических наук Владимир Желтобрюхов, таким образом можно одновременно обезвредить оба объекта. Согласно его разработке, для обезвреживания необходимо засыпать отходы в пруд в виде своеобразного «слоеного пирога» из отходов, земли и специальных минеральных сорбентов.

В феврале 2017 года бюджет Волгоградской области получил субсидию от Минприроды в рамках госпрограммы. В апреле того же года региональное управление Росприроднадзора выдало ООО «ЭкоТехСервис» (с трехлетним опытом работы по основному виду деятельности «сбор сточных вод») лицензию на право выполнения работ по сбору и транспортировке отходов 1-5 классов опасности а также утилизации отходов 3-4 класса.

В мае в Светлом Яре очень незаметно прошли публичные слушания про проекту ликвидации пруда-накопителя, при этом, как утверждают местные жители, суть технологии изложена не была. Немногочисленным посетителям рассказали, что их пруд обезвредят, засыпав его, но не рассказали, что будут засыпать отходами с городской свалки.

Интересно, что по официальным данным пруд в 2005-2006 подвергся рекультивации, и был принят в 2006 году администрацией Светлоярского района на баланс как гидротехнический объект, а не полигон опасных отходов.

Однако в 2011 году по обращению одной из коммерческих компаний, работающих в районе, «Волгоградская региональная общественная научная организация «Экологическая академия» провела экспертизу и признала пруд подвергнутым загрязнению. По данным лабораторных исследований, из трех проб почвы одна оказалась чистой и две «умеренно опасной». Возглавлял «Экологическую академию» тот самый Владимир Желтобрюхов.

«Один из наших вопросов, а был ли там вообще вред или появился при его дальнейшей эксплуатации или вообще только при засыпке туда свалки», – рассуждает гражданский активист Анастасия Сергеева.

В 2012 году пруд (земля под ним остается в собственности государства – прим. ред) купила компания ООО «Экотехсервис», директором которой был бывший депутат Волгоградской областной думы Павел Степанов, а среди учредителей, по данным источников «ФедералПресс» в правоохранительных структурах, люди, близкие к еще двоим бывшим депутатам и их родственникам. В частной беседе двое руководителей компаний, занимавшихся захоронением отходов, высказали мнение, что эксплуатацию пруда, ставшего полигоном, курировал «человек, близкий к тогдашнему руководителю СУ СКР Михаилу Музраеву».

В июне 2017 года «Экотехсервис» сдаст пруд, который в договоре именует полигоном размещения отходов, в аренду «ЭкоТехСервису». Почти тезка с уставным капиталом в 10 тыс. рублей в мае выиграл тендер и стал исполнителем работ по одновременной утилизации и свалки и пруда за 813 млн рублей.

Работы по перевозке кировской свалки стартовали в ноябре 2017 года и вызвали возмущение жителей.

Клеветы не было, подлог был

Каждые несколько минут самосвалы, наполненные отходами проезжали по «грунтовке» в нескольких сотнях метров от Светлого Яра. Узнав, что именно везут грузовики, жители стали возмущаться и писать в инстанции с требованием остановить проект. Соцсети заполонили фото маленьких светлоярцев с плакатами «Мы хотим жить – Светлый Яр не химическая помойка».

Попытка властей поговорить со народом успехом не увенчалась – доводы сторонников проекта не убедили жителей, по мнению которых если бы технология действительно была безопасной, то власти не стали бы скрывать важную информацию на общественных слушаниях.

Кроме того, вызывал вопросы состав отходов, которые везли подрядчики. По уверению чиновников и автора технологии, речь только о неопасных отходах 4-5 классов. Однако на Кировской свалке и это было документально подтверждено, были и захоронения более опасных отходов, скорее всего, размещенные там незаконно. Как выяснилось позже, опасения оказались верными.

«В ответе Генпрокуратура подтвердила нам, что сортировки на этой свалке не было и нет, то есть везли буквально все, а это прямо ставит под вопрос саму технологию, даже если принять ее без сомнений», – отмечает Анастасия Сергеева.

Возмущение жителей, впрочем, постепенно удалось погасить. С одной стороны часть активистов включили в состав общественных комиссий, которые следили за выполнением проекта, параллельно власти отбили претензии активистов к выдаче лицензии и к патенту на технологию Владимира Желтобрюхова.

Но именно в суде, хотя и уже по другому поводу, выяснились самые возмутительные подробности реализации проекта.

Вряд ли член областного избиркома Сергей Васильев рассчитывал, что судебная тяжба против Анастасии Сергеевой приведет его к отставке с поста руководителя регионального управления Росприроднадзора.

Напомним, чиновник обиделся на формулировки в обращении Сергеевой в адрес его федерального руководства. В письме активистка требовала от Светланы Радионовой провести независимый аудит выполнения проекта, который называла «геноцидом» и предположила, что Сергей Васильев «некомпетентен».

Васильев обиделся и как частое лиц подал против эко-активистки иск, заявив, что в ее письме содержатся не соответствующие и действительности и подрывающие его деловую репутацию сведения». Рассмотрение началось со скандальным флером в феврале нынешнего года, а в конце апреля Васильев, так и не появившийся в суде, подал в отставку с поста руководителя управления.

Наблюдатели отмечают, сильным ходом активистки оказалось то, что она не пошла на примирение сторон, предлагаемое адвокатами экс-чиновника. В таком случае она фактически признала бы свою неправоту. Твердость Сергеевой усилили обстоятельства, выяснившиеся в суде.

Так сам Владимир Желтобрюхов сообщил, что во время выполнения проекта, его технология была грубо нарушена. Подтверждает нарушение технологии и заборы грунта, которые брали на пруду в присутствии общественников.

При этом активисты самостоятельно установили, что заявленные сорбенты подрядчиком если и использовались вообще, то в грубом расхождении с проектом по объему минералов. Было указано использование опоки, глауконита и доломита из месторождений Волгоградской области, однако в процессе были приведены данные о сорбентах из Каменноярского района Астраханской области.

Согласно ответу МВД Астраханской области (копия есть у «ФедералПресс») по номеру и дате договора были закуплены не сорбенты, а так называемое «вскрышное сырье» – то есть практически пустую породу с грунтом. Нейтрализовать им, конечно, ничего нельзя. Более того, по ценам астраханского поставщика природного сырья только закупка опоки нужного объема (свыше 31 тыс кубометров) обошлась бы более, чем в 700 млн рублей.

Нужно больше денег

Результатом выполнения крупного государственного проекта стало создание новой несанкционированной свалки, коих, кстати, в Светлоярском районе и так немало. Именно так назван объект в апрельском акте Росимущества по итогам выездной проверки.

Юрист инициативной группы светлоярских эко-активистов Ольга Завгороднева поясняет: «в официальном реестре полигонов объект до сих пор не числится, формально он остается прудом, хотя в договоре между двумя «экотехсервисами» называется «полигоном размещения отходов». Кто-то просто решил его так называть».

Кроме того, по искам надзорных структур «ЭкоТехСервису» присудили сразу несколько крупных штрафов за нарушения как на Кировской свалке, так и в Светлоярском районе.

Судебное решение по возврату «в прежнее состояние» по иску «Экотехсервиса» против «ЭкоТехСервиса» только на первый взгляд выглядит неожиданным. Прокрутить фарш обратно в мясо, конечно, не удастся, но настоящие владельцы полигона хотят сложить с себя ответственность за уже нанесенный природе и бюджету урон хотят. При этом исполнение судебного решения станет обязательным и, отмечают эксперты, потребует дополнительных мер по рекультивации – огромных затрат.

Руководитель волгоградского отделения «Зеленого патруля» Ярослав Князев отмечает: «история, скорее всего, ведет к тому, чтобы получить еще одну субсидию на ликвидацию негативных последствий. Оставить как есть нельзя, а решение вернуть и может трактоваться как повод для того, чтобы попросить больше средств».

Ольга Завгороднева также считает, что мотивом для подачи иска было желание начать еще один дорогостоящий проект эко-реабилитации. Член областного штаба ОНФ и координатор проекта «Генеральная уборка» Константин Глушенок говорит, что считает проект одновременной утилизации двух объектов «в целом удачным».

«Другое дело, что он должен был делать аккуратно, в полном соответствии с документацией. И в этом смысле я полностью поддерживаю светлоярцев. Почему Желтобрюхов проснулся только сейчас? Где авторский надзор? – продолжает Глушенок. – С другой стороны, возможно, именно эта ситуация побудила губернатора дать поручение разработать очень серьезную экологическую программу с большими средствами, которая призвана выправить ситуацию с комплексным воздействием на экологию».

Интересно, что экс-депутат Павел Степанов недавно был арестован по подозрению в совершении мошенничества в особо крупном размере. Но эта история прямо не связана с «Экотехсервисом». По версии следствия Степанов причастен к исчезновению почти 12 млн рублей со счета управляющей компании «Уютный город».

Сейчас жители Светлоярского района ждут ответов из нескольких инстанций, в частности из Генпрокуратуры и СК. Они требуют проверить действия множества должностных лиц – в областной администрации и в надзорных структурах. Последние, по уверению активистов, часто игнорируют многочисленные возможности проверить правоту их утверждений об опасности проекта и коррупции, стоящей за ним. Срок ответа большинства из обращений – на следующей неделе.

Одновременно активисты готовятся к возможным протестным акциям. Оставлять «пруд-полигон» в нынешнем виде, уверены светлоярцы, чрезвычайно опасно. В поселке вновь заговорили о возможности «идти перекрывать трассу».

«В этой ситуации я надеюсь, что власть выйдет на диалог с жителями, чтобы найти общее и приемлемое решение. Пока остается высокая острота темы и экологическая и социальная», – подытожил Ярослав Князев.

Фото: ФедералПресс / Ярослав Малых.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.