Принятие карантинных мер в Москве и Московской области привело массовой остановке региональных строительных проектов. Это вызвало падение заказов на металлургических заводах, занимающихся поставками стального проката для нужд столичного стройкомплекса. Подобное положение дел создает серьезную опасность для открытого с большой помпой в прошлом году комбината «Тула-Сталь» и связанных с ним предприятий. В чем она заключается – разбирался «ФедералПресс».
На стройку вход воспрещен
18 апреля губернатор Московской области Андрей Воробьев подписал постановление, согласно которому на период до 1 мая приостанавливается строительство зданий и инженерных сооружений. Тем самым он продлил ранее установленный им мораторий на строительные работы.
Одновременно с ним мэр Москвы Сергей Собянин своим указом тоже продлил до 1 мая мораторий для строительных проектов в столице, за исключением возведения объектов связи и медицины, работ по прокладке метрополитена.
Данные решения руководителей двух важнейших регионов России отрицательно влияют как на положение дел девелоперов, так и объемы их заказов для металлургических компаний. Недаром сразу несколько лоббистских объединений – Ассоциация инвесторов Москвы, Ассоциация застройщиков Московской области, Клуб инвесторов Москвы и ассоциация «Русская сталь» – направили письмо председателю правительства России Михаилу Мишустину, попросив в нем разрешения возобновить строительство. В противном же случае они будут нести убытки.
Инвестиции – большие, долги – еще больше
Среди металлургических компаний, явно имеющих финансовые потери от простоя московских и подмосковных строек, следует выделить Промышленно-металлургический холдинг (ПМХ), управляющий комбинатом «Тула-Сталь» (официальное название – «Тулачермет-Сталь») и еще несколькими металлургическими и добывающими активами, расположенными в разных регионах России.
На сегодняшний день «Тула-Сталь» является самым современным предприятием в отечественной черной металлургии: он был открыт летом прошлого года. «Тула-Сталь» выплавляет сталь из чугуна, поставляемого ей расположенным по соседству заводом «Тулачермет» (тоже подконтрольного ПМХ) и выпускает из нее различные виды сортового проката (арматуру, уголки, швеллеры, двутавровые балки), используемые для нужд строительного комплекса. Его мощность составляет 1,8 млн тонн стальной продукции в год.
Однако «Тула-Сталь» фактически является головной болью для ПМХ. Его возведение продолжалось много лет и потребовала огромных инвестиций – порядка 55 млрд рублей. Из-за него финансовое состояние ПМХ оставляет желать лучшего – по итогам 2019 года его общий долг составил 69,47 млрд рублей (снизившись к уровню 2018 года на ничтожные 5 %) при выручке 86,764 млрд рублей. То есть быстро расплатится по долгам для ПМХ будет крайне затруднительно, поскольку тогда он будет убыточным.
На запросы «ФедералПресс», направленные по электронной почте вице-президенту ПМХ по стратегии и коммуникациям Сергею Фролову и начальнику управления интегрированных коммуникаций Виталию Малому, комментариев получено не было.
Отдых не нужен
По мнению отраслевых экспертов, «Тулу-Сталь» подвела ее территориальная близость к столичному региону и ориентация на его рынок.
«Тула-Сталь» в силу близости к Москве имеет основной рынок сбыта в столице и страдает от введения моратория, как и большинство других подрядчиков девелопмента в центральной части страны. На долю арматуры приходится свыше половины ее выпуска проката», – указывает Валерий Емельянов, аналитик «Фридом Финанс».
Он добавил, что вследствие заморозки строек «Тула-Сталь» может потерять двухнедельную выручку или порядка 40 млн рублей. Для предприятия, которое окупится нескоро, подобная сумма более чем солидная.
Старший директор АКРА Максим Худалов еще более пессимистичен. «На долю Москвы и Подмосковья приходится 15 % от общего объема потребления строительного проката в России. Бездействие в них строителей в течение месяца обернется потерей до 500 тыс. тонн проката, который надо куда-то продать. Все это усиливается проблемой доступа девелоперов к деньгам – раньше они могли распоряжаться средствами дольщиков, теперь же им приходится брать кредиты у банков под обеспечение в виде эскроу-счетов, куда дольщики кладут деньги», - говорит он.
По его мнению, в сложившейся ситуации простой строек просто губителен. Сегодня металлурги вынуждены даже отгружать сталь без оплаты и «Тула-Стали» по всей видимости очень нелегко.
Спад же заказов на прокат, производимый «Тула-Сталью», по цепочке влечет за собой трудности для остальных предприятий ПМХ. Из-за него может снизиться выплавка чугуна на «Тулачермете» (для него «Тула-Сталь» – основной потребитель) и добыча железорудного сырья на «КМАруде».
Карантин может затянуться
В настоящее время ходят слухи о продлении карантина в Москве и Московской области до конца майских праздников. Если он и вправду 30 апреля не закончится, то нельзя сбрасывать со счетов (хотя бы теоретически) возможность остановки «Тула-Стали». Правда, пока отраслевые эксперты считают, что она может быть недолгой.
«На неделю или две – более чем реально. На срок от месяца и более маловероятно», – допускает Валерий Емельянов.
Тем не менее возможность затягивания карантина сбрасывать со счетов нельзя, ведь количество больных коронавирусом растет и перелома в развитии эпидемии не наблюдается. При таком сценарии карантин может продлится и до конца мая, и до середины июня. Тогда будет труднее всем без исключения металлургическим предприятиям, поставляющим стальной прокат для столичных строек.
«Продолжительная остановка строительных работ в Москве и Московской области может привести к тому, что металлурги начнут переориентироваться на поставки продукции в другие регионы страны, где столь жёстких мер не введено. Кроме того, они могут стремиться увеличить экспортные поставки. Вместе с тем, не исключено, что им потребуется сократить часть производств», – размышляет Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент».
Cходную точку зрения высказал Максим Худалов: «Для крупных металлургов есть возможность переключиться на экспорт, однако, продукция «Тула-Стали» пока не очень хорошо представлена на международных рынках».
Тут правильнее сказать, что она совсем не представлена – отгрузки со дня запуска «Тула-Стали» шли исключительно на внутренний рынок.
Облегчения ждать не приходится
Положение «Тула-Стали» осложняется подаваемыми к ней исками. Согласно картотеке арбитражных дел, за неполные четыре месяца 2020 года в суды поступило 28 исков против нее. Суммы исков немаленькие: фирма «СПМ Лидер» хочет взыскать с 10,196 млн рублей, Сталепромышленная компания – 3,482 млн рублей, Магнитогорский институт по проектированию металлургических заводов – 34,047 млн рублей, «Индустрия-Сервис» – 5,602 млн рублей. И никого из истцов не волнуют проблемы предприятия.
Возобновление строительных работ в Москве и Московской области особого облегчения «Тула-Стали» в долгосрочном плане не принесет (стройки буксуют по всей стране). Спрос на жилье, уменьшившийся сейчас на 30 %, к концу карантина может обрушиться еще сильнее – на 50-70 %. Для примера – у крупнейшего московского девелопера группы «ПИК» за первую половину апреля продажи квартир снизились на 65 %.
Не допустить стагнации жилищного строительства призвана анонсированная 16 апреля президентом Владимиром Путиным программа льготной ипотеки под 6,5 % годовых. К сожалению, против нее «играет» общее уменьшение покупательной способности населения из-за эпидемии коронавируса и роста безработицы, колебаний рубля. Ожидать быстрого выхода экономики нашей страны из кризиса преждевременно. На рынке же стального проката для нужд строительства явный переизбыток предложения (существующие мощности превышают потребление в два раза) и «Тула-Сталь» на нем – лишний игрок, ее конкуренты – «Евраз», «Северсталь», группа НЛМК, завод «Балаково» – способны предложить покупателям гораздо более выгодные условия.
Поэтому выйти в 2020 году на проектную мощность «Тула-Сталь» точно не сможет, зато шансы на банкротство у нее и владеющего ею ПМХ довольно приличные: слишком уж низкая у «Тула-Стали» будет загрузка и чересчур много долгов у нее и ПМХ.
Фото: pxhere.com
Компания/персона недели