Ровно год назад, 5 февраля, в Тюменской области приземлился самолет из китайского Уханя. В столицу Западной Сибири прибыли почти полторы сотни эвакуированных граждан России и ряда соседних стран. В Китае в то время уже бушевала малоизвестная инфекция. И никто не мог даже вообразить, как изменит коронавирус жизнь всего мира. «ФедералПресс» вспомнил, как в Тюмени встречали первые спецборта.
Спецоперация в аэропорту
За операцией по вывозу эвакуированных россиян и жителей соседних государств из китайской провинции Ухань в феврале прошлого года следила вся страна. Первый военно-транспортный самолет Ил-76МД приземлился в аэропорту «Рощино» около полудня, чуть позже – второй. На бортах в Тюмень прибыли 144 человека, включая детей. Самому младшему на тот момент было семь месяцев.
Никто тогда толком не понимал, как нужно действовать, и на всякий случай меры предосторожности были беспрецедентными. Встреча напоминала спецоперацию: медики и другие сотрудники – в защитных костюмах, масках и бахилах, никакого открытого контакта, постоянное измерение температуры людям. Журналистам тогда разрешили наблюдать за происходящим только издалека.
Минуя здание аэровокзала, прибывших из Китая направляли в подготовленные для них специальные автобусы. К слову, после транспортировки они были продезинфицированы. На автобусах людей перевозили в санаторий в 30 км от Тюмени. Здесь им предстояло провести несколько недель карантина.
Логистика на коленке
Обсерватор на базе санатория «Градостроитель» был развернут в экстренном порядке. О том, что там готовится что-то необычное, «ФедералПресс» стало из собственных источников. Наш корреспондент отправился на место, чтобы посмотреть, какая подготовка ведется на территории санатория.
Многого не выяснили, и внутрь нашего сотрудника не пустили, однако несколько снимков сделать тогда удалось. Оказалось, что вокруг одного из корпусов возводится два периметра ограждения. А по данным инсайдера «ФедералПресс», внутри здания установили несколько десятков камер видеонаблюдения.
Позже представители департамента здравоохранения и оперативного штаба рассказали, какие именно меры были предприняты. Для эвакуированных подготовили изолированные комнаты с удобствами, выходить из них было запрещено. За самочувствием постояльцев наблюдали медики, которые также поселились в медцентре на время карантина. Контактировать с постояльцами без спецсредств было нельзя.
Отмечалось, что «Градостроитель» был выбран не случайно. Он использовался для лечения больных туберкулезом и располагает необходимой базой: дезинфекционной камерой, автономными очистными сооружениями, благодаря чего неочищенные стоки не попадают во внешнюю среду. А также специальными устройствами для уничтожения медицинских отходов.
Губернатор Александр Моор в одном из недавних интервью «Регион-Тюмень» поделился впечатлениями об этой подготовке: «У нас было двое суток – два дня и две ночи – чтобы по большому счету подготовиться к приему потенциально инфицированных людей неизвестным вирусом с неизвестной патогенностью, не знали, как его лечить».
Глава региона рассказал и о том, как с чистого листа разрабатывали схему работы: «Я помню ту ночь, когда Попова Анна Юрьевна (глава Роспотребнадзора – Прим. Ред.), приехавшая к нам, на листе бумаги показывала, как нужно организовать регламент работы: как разносить пищу по комнатам, как выстроить медицинскую логистику, организовать охрану. Все делали впервые, и я помню, какая сначала была растерянность».
Только начало
Все две недели за жизнью постояльцев пристально следили. Не только медики, но и сограждане. Тюменцы в своем отношении к эвакуации разделились на два лагеря: одни не понимали, зачем потребовалось везти людей через всю страну, были даже опасения, что всех сейчас перезаражают, но мнение большинства все же сводилось к тому, что своих бросать нельзя.
Сами постояльцы регулярно делились впечатлениями о своем карантине в социальных сетях. А поддерживающие их жители слали в обсерватор гостинцы.
Спустя две недели эвакуированные были выписаны – признаков инфекционного заболевания не было обнаружено ни у кого. Обсерватор после дезинфекции был перепрофилирован обратно. Правда, ненадолго.
Вскоре эпидситуация усугубилась. 15 марта был выявлен второй случай коронавируса в Тюменской области. Первый, напомним, случился в конце января: китайская студентка вернулась после каникул и почувствовала недомогание. Ее госпитализировали, а после успешного лечения выписали.
Далее число инфицированных в регионе, как и по всей стране, росло уже в геометрической прогрессии. В середине апреля заболевших было больше 60 человек. 11-го числа в регионе зарегистрировали первый летальный случай – скончалась 66-летняя женщина с коронавирусом.
На момент написания материала общее число зараженных в Тюменской области составило почти 28,7 тысяч человек, выздоровели с начала пандемии больше 27 тысяч. К сожалению, тюменские медики не смогли помочь 251 пациенту с коронавирусом. Борьба продолжается.
Фото: департамент здравоохранения Тюменской области, страница губернатора А. Моора в ВКонтактеvk.com/aleksandr__moor
Пандемия коронавируса