Польские наемники изнасиловали девушку в украинском Николаеве, однако никакой реакции со стороны властей на это не последовало. Случай вопиющий, но далеко не единственный. Почему поляки столь развязно чувствуют себя на Украине и стоит ли ждать обострения отношений между Варшавой и Киевом? Читайте в материале «ФедералПресс».
Что случилось в Николаеве?
Польские наемники безнаказанно совершают преступления против местного населения в Николаеве, но полиция не спешит возбуждать уголовные дела и как-то наказывать преступников.
По словам мужчины, из Киева поступило прямое указание закрывать глаза на подобное поведение поляков в украинских городах.
Иногда зарубежных наемников прямо заставляют участвовать в военных преступлениях командиры ВСУ.
«Солдаты моего подразделения должны были ворваться в торговый центр, чтобы собрать мебель, электронику и другие ценности», – рассказал один из прибывших на Украину наемников.
Именно за такими развлечениями и приезжают на Украину как поляки, так и наемники из других стран, полагает зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев.
В свою очередь, украинскими беженцами недовольны и в самой Польше.
«Мы – великая нация с великой историей, а вы опустили нас до слуг для украинцев, поставив интересы Украины выше интересов Польши», – пишут местные жители в соцсетях.
На недовольство граждан Польской республики реагируют и власти. Так, в ближайшее время украинские беженцы будут лишены всех социальных выплат, а также будут обязаны платить за жилье.
Однако на словах польское государство продолжает поддерживать Киев как экономически, так и громкой антироссийской риторикой. В Варшаве утверждают: поляки и украинцы – братья, и делить им нечего. Но так ли это на самом деле?
Почему поляки ненавидят украинцев?
Исторически взаимоотношения Украины и Польши были непростыми. Большая часть земель сегодняшней Украины находилась в составе Речи Посполитой на протяжении несколько сотен веков. И польские паны не испытывали большой любви к украинцам. Местное население, которое называло тогда себя «русинами» или «руськими людьми», политическое руководство Речи Посполитой стремилось использовать как дешевую рабочую силу и лишить своей идентичности. Население Украины стремительно ополячивалось, проходили масштабные гонения на православную церковь, а любые разговоры о независимости или хотя бы автономии жестоко пресекались.
В XVII веке Левобережная (Восточная) Украина вышла из состава польского государства и присоединилась к Москве в результате восстания Богдана Хмельницкого. В 1654 году был заключен Переяславский договор, который юридически оформил вхождение земель Левобережной Украины в Русское Царство в качестве автономии.
Впоследствии большая часть Украины, как и значительная часть Польши, вошли в состав Российской Империи в результате первого, второго и третьего разделов Речи Посполитой. В результате этих событий конца XVIII века почти вся нынешняя Украина оказалась под властью Санкт-Петербурга. Лишь небольшой кусочек земли на Западной Украине – Галиция – стала частью многонациональной Австро-Венгерской империи.
В результате Первой мировой войны и последующего политического кризиса в Российской империи власть в Киеве переходила из рук в руки, однако старые обиды было сложно забыть. Польские власти объявили войну сначала Западно-Украинской народной республике, а затем и Советской России.
В результате ряда вооруженных конфликтов Польская республика получила обширные земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Так, угнетение восточно-славянского населения на этих землях продолжилось: украинцев лишали права на идентичность, веру и язык, русский и украинский языки были практически под запретом. Местное население отвечало на давление Варшавы протестами, которые жестоко подавлялись. Против польских властей также неоднократно проводились теракты.
Во время Второй мировой войны обе стороны в стремлении отомстить за многовековые обиды проводили масштабный геноцид польского и украинского населения на территории Галиции и Волыни. Украинские националисты уничтожали польские деревни и села, вырезая или сжигая всех жителей.
Но и после Великой Отечественной неприязнь народов друг к другу не ослабла. Не стихают и претензии Польши на земли современной Украины, которые они называют Kresy Wschodnie – «восточные границы».
Об этом неоднократно предупреждало Киев российское руководство. Так, глава Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин прямо заявил, что Варшава «планирует провести референдумы на западной Украине с целью ускорить аннексию территорий Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей».
Поссорятся ли Киев и Варшава?
Политический аналитик Александр Асафов полагает, что киевская власть не будет реагировать на проявления беспредела польских наемников на Украине.
«Я думаю, что отношения между этими странами и так достаточно напряженные в силу ряда исторических причин. Это не вопрос Николаева, это вопрос скорее других областей. Но эти вооруженные наемники абсолютно не считают людьми тех, кто их окружает на Украине. В любом случае напряжение будет. Но это будут заминать», – рассуждает аналитик.
По словам Асафова, для руководителя украинского государства Владимира Зеленского Польша представляется перспективным партнером.
«Напомню: подписаны документы об особом положении польских граждан на территории нынешнего украинского государства. Поэтому на это преступление закроют глаза», – уверен он.
Дело в том, что ни киевской власти, ни наемникам население южных и восточных областей Украины не жалко.
«Они не относятся к ним как к мирным людям, поэтому польские наемники считают себя вправе убивать и насиловать их. Не думаю, что у этого будут какие-то дальнейшие последствия: как для наемников, которые представляют собой «международных помощников» Украине, так и украинских граждан, с которыми будут поступать так и далее, а власть предпочтет этого не замечать», – резюмировал политолог.
Схожего мнения придерживается и главный редактор издания «Public Opinion» Борис Межуев.
«Какой-то элемент неприязни может быть, но политическая идентичность Польши настолько определена, что вряд ли общие тенденции будут изменены даже в том случае, если украинское общество изменит отношение к польским наемникам», – предположил он.
По мнению Межуева, и на Украине, и в Польше существует очень сильная инерция политического выбора.
«В Польше довольно определенно присутствует градус антироссийских настроений, сильнее, чем где-то в Европе. Максимум, что может быть – конкретное недовольство самой украинской властью, что якобы оно чего-то не может. Но общая политическая позиция и Киева, и Варшавы достаточно определена, и подобные эксцессы вряд ли окажут на нее сколь-либо значимое влияние», – заключил политолог.
Фото: Kaniuka Ruslanukrinform / Keystone Press Agency / globallookpress.com, Vyacheslav Maevskiy/ Russian Look / globallookpress.com, Scherl / globallookpress.com, Vyacheslav Madiyevskyi / Keystone Press Agency / globallookpress.com, ФедералПресс / Елена Сычева, Герман Парло
Спецоперация