МОСКВА, 9 апреля, ФедералПресс. В России массово уничтожают розы и другие цветы. Это связано со снижением спроса из-за коронавирусного кризиса: товар портится, поскольку он никому не нужен и его просто не успевают разбирать. О том, как выживает в условиях карантина самый «нежный» бизнес в России, – в материале «ФедералПресс».
Мировая цветочная катастрофа
По данным ассоциации «Теплицы России», примерно 167 гектаров в стране отведено под теплицы, и с каждого гектара производители собирают примерно 7 тысяч роз, которые не сейчас продаются. Это связано с тем, что цветочные магазины не торгуют товарами первой необходимости, а значит должны быть закрыты в рамках профилактики коронавируса. Цветы же очень быстро портятся и вянут, что приводит к убыткам. Как рассказал «ФедералПресс» основатель федеральной сети «Цветочный ряд» Иван Утенков, рынок цветов сейчас находится в критическом упадке, можно сказать в заморозке. От общего объема рынка работают примерно 15 % игроков.
«В основном идет торговля цветочными остатками, предоставленными российскими производителями и дальними регионами, которые еще не так сильно затронуты системой самоизоляции. Но в целом поставки цветочной продукции, которая сейчас поступает в нашу страну, сократились на 90 %», – рассказал Утенков.
Цветочный бизнес погибает во всем мире так же быстро, как и цветы, которые он продает. На пике пандемии в Европе цветы даже раздавали просто так, чтобы они не погибли. Основным поставщиком роз по всему миру является Эквадор, который сейчас пребывает в упадке. Не спасают страну и американские заказчики, снизившие спрос. Однако постепенно все налаживается: лучше всего ситуация развивается в Голландии – главном поставщике знаменитых тюльпанов.
«Потихоньку начинает оживать Голландия. Хорошие новости поступают из Австрии, Швейцарии, в Бельгии цветочные магазины остаются отрытыми. Начали откупаться Молдавия и Румыния. То есть знаменитый голландский цветочный аукцион, который сократил объем продаж на 95 % в пик пандемии, начинает немного оживать», – отмечает эксперт.
Людям не до цветов
В России же ситуация пока остается критической. Без средств к существованию остались флористы, которые работали на розничных точках: без возможности выйти на смену они не получают дохода. В нынешней ситуации они не могут найти и другого источника заработка. Продолжают работать только флористы, работающие на интернет-заказах, но таковых очень маленький объем.
Сейчас многие компании переходят на онлайн-доставку, даже если раньше они этим никогда не занимались. Однако эксперты считают, что это не спасет ситуацию: если сперва компании, раньше работавшие исключительно на доставку, оказались в выигрыше и увеличили продажи, уже через неделю их доход пошел на спад.
«Учитывая, что был короткий пик, буквально неделю, сейчас все равно торговля идет на спад, потому что людям не до цветов. И связано это не только с пандемией, но и с уменьшением доходов населения. Цветы не являются товаром первой необходимости, на этой группе товаров люди будут экономить», – отмечает Иван Утенков.
Нужна стабильность
Эксперты не строят оптимистичных прогнозов относительно цветочного бизнеса, так как существует угроза не только коронавируса, который задержится в стране надолго, но и его последствий. Сейчас регионы вводят ограничения для профилактики болезни: то открывают некоторые заведения, то закрывают их.
«В цветочном бизнесе нужна стабильность, потому что мы работаем со скоропортом, заявки на заказы делаются заранее. Доставка цветов сейчас оттягивается, и получают ее с опозданием в три-пять дней, поэтому нам нужно четкое понимание, когда завозить цветы», – считает эксперт.
По мнению Утенкова, ситуация с карантином закончится не раньше июня, но цветочному бизнесу это не поможет, так как летом на рынке и в обычное время происходит спад. Единственная надежда у флористов – россияне, которые останутся дома, но экономическая ситуация и рецессия ударят по цветочному бизнесу.
«Когда закончится коронавирус, мы с вами выйдем в новый мир, где нефть будет стоить гораздо ниже, чем сейчас, плюс курсовая разница. Сейчас страдают производители цветов даже на территории России. Если раньше они производили не больше 15 % от общего объема продаваемых в нашей стране цветов, то на сегодняшний день (когда из-за границы идет минимальное количество поставок) российские производители вынуждены списывать свои цветы, потому что нет спроса. Становится понятным, насколько обрушилась покупательская способность и спрос на нашу продукцию. Но мы не унываем и ждем нормализации, она в любом случае будет», – отметил эксперт.
Несмотря на неутешительные прогнозы, предприниматели надеются, что традиции россиян дарить цветы спасут их бизнес. При этом оживет не только онлайн-доставка цветов, но и розничная торговля.
«Нужно понимать, что менталитет наших людей в первую очередь заставляет их приходить в магазин, чтобы выбирать руками, глазами и получать удовольствие от совершенной покупки, а этого интернет-магазин не даст никогда», – заключил Утенков.
Фото: ФедералПресс/Виктор Вытольский