МОСКВА, 10 апреля, ФедералПресс. Россияне любят домашних животных и держат их в квартирах, но во время пандемии коронавируса отношение к братьям нашим меньшим существенно изменилось. О том, как люди стали бояться собственных кошек и зарабатывать на собаках и как выживает зообизнес в условиях карантина, – в материале «ФедералПресс».
Коронавирус и связанный с ним кризис повлияли не только на людей, но и на домашних животных. Как известно, животные тоже могут болеть коронавирусом. Ветеринары отмечают, что владельцы животных стали чаще обращаться в клиники с жалобами на сухой кашель и затрудненное дыхание у питомцев. Многие даже просят усыпить кошку или собаку, подозревая у нее болезнь, потому что бояться заразиться. Однако заразиться коронавирусом от домашних животных нельзя, а вот заразить четвероногого – запросто.
В связи с ужесточением карантинных мер внезапно стали популярны собаки. Дело в том, что гулять с ними разрешили, но только если дистанция от дома не превышает 100 метров. Это уже породило своеобразный «подъездный бизнес»: владельцы животных за определенную сумму предлагают соседям взять их на прогулку. Однако волонтеры зоозащитных организаций считают, что спрос на собак в связи с этим существенно не вырос.
«Мы не заметили, чтобы собак стали брать больше. Но если это случится, мы готовы к наплыву таких желающих. У нас строгий отбор потенциальных хозяев: мы спрашиваем возраст, состояние доходов, знания о породе, предыдущий опыт владения животным. Если мы понимаем, что человеку собака нужна из корыстных побуждений (а это быстро будет понятно), то мы просто отказываем и заносим его в черный список недобросовестных «ручек» (потенциальных хозяев – Прим. ред.)», – рассказала «ФедералПресс» волонтер московской зоозащитной организации Анна.
При этом волонтеры отмечают, что количество брошенных животных на улицах увеличилось. Есть три причины, почему это происходит. Во-первых, из-за кризиса, вызванного нерабочей неделей и коронавирусом, доходы россиян существенно снизились, содержать животных стало не по карману, и хозяева не придумывают ничего лучше, как выставить питомца за дверь. Во-вторых, владельцев охватывает банальный страх заразиться коронавирусом от животного. Ветеринары отмечают, что порой хозяева принимают обычную весеннюю аллергию любимца за вирус и стремятся от него избавиться.
В-третьих, зоозащитники отмечают, что весной всегда начинается сезон потерявшихся животных. Это связано с их физиологическими потребностями к размножению и недобросовестностью хозяев.
«Сейчас, в принципе, уже сезон для потерявшихся (спасибо за отсутствие сеток на окнах), брошенных кошек, например. Поэтому безнадзорных животных больше в текущий период», – отмечает волонтер.
Помимо животных, страдает и бизнес, основанный на заботе о них. По данным ИТ-компании «Эвотор», в первую неделю карантина с 30 марта по 5 апреля временно не работало 17 % российских зоомагазинов, 79 % ветаптек и 29 % ветклиник (по сравнению с данными со 2 по 8 марта). В Москве число зоомагазинов уменьшилось на 24 %, ветаптек на 65 %, ветклиник на 30 %. Вместе с тем выросло число онлайн-заказов товаров и кормов для животных.
«В представленном у нас специализированном зоомагазине количество заказов за время самоизоляции увеличилось втрое. Это логично: то, что ранее люди покупали у дома в зоомагазинах, ушло в онлайн, так как за этими покупками также надо выйти из дома. Если в продуктовых магазинах средний чек вырос от 50 до 150 %, в зоонаправлении у нас он вырос на 40 %. Это связано с тем, что и ранее заказы были «с запасом», сейчас этот запас чуть вырос», – рассказал «ФедералПресс» исполнительный директор сервиса экспресс-доставки товаров из магазинов SaveTime Дмитрий Дорошенко.
Также пострадали и гостиницы для животных. Это связано тем, что россиянам пришлось отменить отпуска и бронь гостиниц стала не нужна. Туристы уже в начале марта, во время первой волны паники в России, начали отменять брони как на путешествия, так и на услуги отелей.
«К 12 марта все бронирования на вторую половину месяца и на апрель были отменены, постепенно люди отменяют и майские брони. Уже почти не осталось, хотя кто-то еще надеется. Ближе к концу марта мы поняли, что выжить с прежней бизнес-моделью будет просто невозможно», – рассказал «ФедералПресс» владелец гостиницы для кошек Cat's Room Олег Демин.
Владельцы гостиничного бизнеса сейчас урезают все, что не влияет на качество услуг. Подобный бизнес будет стоять на месте до тех пор, пока заморожена сфера туризма. В отличие от тех сфер услуг, которые могут уйти в онлайн, зоогостиницы к такому не приспособлены. Также ведутся переговоры с арендодателями о снижении стоимости аренды помещений. По мнению экспертов, сейчас рынок аренды постепенно меняется в сторону снижения цен, так как арендодатели понимают, что с нынешними требованиями им просто не удастся сдавать помещения.
«От государства мы ждем в первую очередь отмены налогов на имущество и землю для владельцев недвижимости. Именно отмены на период закрытых границ и курортных городов, а не отсрочки, как они предлагают. Это будет лучшей помощью. Если даже нам полностью отменят налоги, то это, конечно же, не спасет, а только лишь немного отсрочит закрытие большинства зоогостиниц в России. 95 % наших конкурентов, как и мы, арендуют площадку. Кто-то переедет, кто-то договорится с арендодателем об отсрочке или скидке, а кто-то закроется, как это ни печально», – рассказал Демин.
Владельцы зообизнеса надеются, что ситуация стабилизируется к лету, когда заболеваемость пройдет пик и пойдет на спад во всем мире. А пока бизнесу придется задействовать все свои ресурсы и сделать все возможное, чтобы выжить.
«Это время как всеобщего сплочения, так и рождения супергероев», – отметил эксперт.
Фото: ФедералПресс/Елена Сычева