В уходящем году смена губернатора и сопутствующие этому события заняли ключевое место в политической жизни Прикамья. Кроме того, эксперты отметили визит в Пермь Владимира Путина, включение Максима Решетников в генсовет «Единой России», кризис реготделений партий и оппозиции, назревшую смену поколений в региональных элитах и рост уличной активности. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Отставка Басаргина
Год назад Пермский край угодил в серьезный кризис. Непопулярный глава региона Виктор Басаргин накануне Нового года поменял пятого за пять лет главу администрации губернатора, отвечающего за внутреннюю политику, и устроил «административную реформу» краевого правительства. Под этой вывеской скрывались декоративные, по сути, перестановки: наделение губернатора функциями премьера и январская ротация в кабмине, новый состав которого вызвал обоснованные сомнения в его эффективности. Однако явная попытка усилиться накануне выборного года провалилась. 6 февраля Басаргин объявил об отставке, и в тот же день президент назначил врио губернатора Пермского края главу департамента экономической политики Москвы Максима Решетникова.
«Безусловно, смена губернатора для любого региона становится важнейшим событием года, – говорит политолог, профессор ПГНИУ Станислав Шкель, – В Прикамье оно было ожидаемым, так как прежний губернатор был непопулярен ни среди элит, ни среди населения. Регион возглавил молодой перспективный лидер, который сразу обозначил курс на прорывные проекты. Например, создание регионального IT-кластера – это очень интересно и в любом случае позитивно скажется на таких сферах, как бизнес, инфраструктура, образование, госуправление».
Консолидация элит
Вся вторая половина губернаторского срока Басаргина отмечена конфликтами и скандалами. Сначала местные группы влияния на стадии утверждения в Заксобрании торпедировали инфраструктурные проекты Басаргина, затем они бросили перчатку главе региона на политической сцене – на праймериз «Единой России» и выборах 2016 года. С появлением нового губернатора не только обнулились старые конфликты, Решетников смог заручиться поддержкой местных групп влияния. В феврале он принял Пермский край, который в рейтинге Фонда петербургской политики располагался в списке регионов со слабой социально-экономической устойчивостью, а к концу года Прикамье закрепилось в группе регионов со средней устойчивостью.
«Решетникову удалось в короткий срок консолидировать элиты, чем он выгодно отличается от своего предшественника. Губернатор смог предложить интересные проекты, которые были поддержаны как в регионе, так и на федеральном уровне», – отмечал руководитель нижегородского филиала ФоРГО Евгений Семенов.
Визит Путина
Накануне губернаторских выборов в Перми побывал президент Владимир Путин. Ему презентовали два амбициозных проекта – создание IT-кластера и перенос железнодорожных путей из центра краевой столицы на правый берег Камы.
Уже в октябре состоялась стратегическая сессия, на которой были проработаны перспективные направления развития IT-кластера. На сегодня сфера IT в Пермском крае – это свыше 14 тысяч специалистов и 1700 компаний телекоминдустрии, производства программного обеспечения, аппаратных комплексов. Эксперты предложили варианты развития отрасли в четырех направлениях: IT-кадры, господдержка, производство и «умный город». Пилотные проекты предложено реализовать на базе прикамских предприятий, городов, муниципалитетов с прицелом на их тиражирование в масштабах, как минимум, страны.
Перенос идущей вдоль набережной железнодорожной ветки даст городу свободное общественное пространство для развития – строительства галереи, театра, реновации промзоны, которая отгораживает центр города от набережной. Уже в ноябре власти Пермского края и «Ремпутьмаш» подписали соглашение о покупке территории пермского мотовозоремонтного завода.
«Губернатор не просто декларирует проекты, а предпринимает все, чтобы слова не расходились с делом. При этом его шаги не сопровождаются скандалами, как это регулярно случалось у прежнего главы региона. Мы видим, что Максим Решетников нацелен на выполнение обещаний, данных в ходе избирательной кампании. Даже в таком грандиозном проекте, как перенос железнодорожных путей с набережной Перми, процесс не затягивается», – отметил депутат краевого ЗС Олег Постников.
Выборы
На выборах губернатора Пермского края победу за явным преимуществом одержал глава региона Максим Решетников. Его поддержали свыше 82 % избирателей при явке в 42,5 %. Эксперты отметили, что успех нового главы региона сложился из следющих факторов: заметное улучшение в таких социально значимых направлениях, как здравоохранение, дорожное строительство и благоустройство, обнуление конфликтов, консолидация элит, поддержка президента Путина, посетившего Пермь за два дня до выборов, и запрос избирателей на перемены.
«Люди давно ждали появления новых лиц в пермской политике. Такой запрос есть, и он нашел свое отражение в рейтинге Решетникова. Парадигма противостояния сначала Чиркунова, а затем Басаргина с оппозицией ушла в прошлое вместе с этой оппозицией, растерявшей свое влияние. Молодой губернатор-технократ – это новое поколение пермской политики. Прежние герои, что в оппозиции, что во власти, себя исчерпали», – считает политический консультант Николай Иванов.
Крах оппозиции
Политтехнолог Алексей Чусовитин, говоря о политических итогах года в Прикамье, отметил электоральное усиление «Единой России» (76 % мандатов на выборах в МСУ) и системный кризис партий системной оппозиции.
«Задан мощный импульс перезагрузке пермских элит. Следующие выборы в Госдуму и Заксобрание выиграет уже новое поколение политиков. На мой взгляд, в текущем составе Заксобрания едва ли четверть из шестидесяти депутатов может встроиться в текущую повестку и дать адекватный ответ на современные вызовы. Кроме того, политическая элита региона формировалась при Чиркунове и Басаргине, поэтому Решетникову все равно предстоит переформатировать ее под себя, расставить на ключевые позиции своих, понятных ему, людей», – уточнил эксперт.
Господин Чусовитин отметил, что смена поколений затронет и оппозицию. «Выборы губернатор показали, что ни Окунев, ни Хараськин не способны модернизироваться, сформировать свою повестку, повести за собой людей. Например, лидер обманутых дольщиков Наталья Трушникова уже занимает больше места в региональной политике, хотя политиком себя не позиционирует».
Итоги участия в губернаторских выборах кандидатов от системной оппозиции (от 2,81 до 7,49 % голосов) политолог Олег Подвинцев оценил как кризис партийной системы в регионе.
«Реально можно говорить о том, что в Пермском крае обвалились прежние партийные системы. Самый большой риск в том, что руководители региональных партийных организаций, и, к сожалению, многие политэксперты, будут делать вид, что на самом деле ничего не произошло. Мол, ничего такого значимого, что требует перезагрузки отделений, не случилось. А это еще более ухудшит ситуацию», – подчеркнул эксперт.
Видимо, аналогичные выводы о кризисе на местах были сделаны в КПРФ, так как глава прикамского крайкома Владимир Корсун был вынужден уйти в оставку.
Уличная активность
В начале года драйвером уличной активности в Перми выступали обманутые дольщики. Диалог между ними и краевыми властями был выстроен не сразу. Дольщики отвергали сценарий достройки объектов через процесс создания ЖСК, предусматривающий дополнительные финансовые вливания со стороны дольщиков. По итогам консультаций на площадке Общественной палаты была сформирована дорожная карта, предусматривающая широкую поддержку дольщиков путем выделения субсидий различным группам граждан. Соответствующий закон был принят Заксобранием края.
Лидеры пермского штаба Алексея Навального были активны на протяжении всего года. Часто они выходили за рамки, что нашло свое отражение в рекордных объемах выписанных судом штрафов. Та же процедура выдвижения Алексея Навального от инициативной группы была использована в Перми, по мнению наблюдателей, для проведения митинга под окнами здания, где располагаются органы власти. В пользу подмены понятий говорит то, что организаторы не озаботились правильностью процедуры выдвижения и даже не предусмотрели нотариальное заверение подписей.
«Нарастание уличной активности – общефедеральный тренд, характерный для большинства регионов, – отметил Станислав Шкель. – Краевые власти реагируют на выступления адекватно. Решение проблем тех же обманутых дольщиков во многом зависит от федеральных законов, хотя в Прикамье сумели по максимуму задействовать те возможности помощи людям, которые были».
Партийный губернатор
В конце года губернатор Максим Решетников вступил в «Единую Россию» и сразу был включен в генсовет партии. Это прервало традицию, согласно которой глава Прикамья оставался беспартийным, и в то же время открыло перед Решетниковым новые возможности по лоббированию интересов региона.
«Я думаю, что вступление губернатора в партию следует рассматривать исключительно с прагматичной точки зрения, – говорит политический консультант Николай Иванов. – Это открывает дополнительные возможности для лоббирования интересов региона. Когда федеральный Минфин сокращает Пермскому краю дотации, нельзя пренебрегать ни одной возможностью войти в тот или иной федеральный проект, включая те, которые курирует правящая партия. В минувшем году, например, «на ура» был принят проект благоустройства дворов, в бюджете которого софинансирование федерального центра составило более половины».
Переходной период
Большинство экспертов считают, что уходящий год можно обозначить как переходный период. Решетников решительно дистанцировался от наследия Басаргина, обозначил свои приоритеты, но к полноценным реформам пока не приступил. Сказалась необходимость готовиться к губернаторским выборам в сентябре и президентским выборам, назначенным на март 2018 года.
«Пока нет четкого понимания, как будет развиваться ситуация, интрига сохраняется, – отметил Олег Подвинцев. – Например, трендом прошлого года была лавина уголовных дел по коррупции против чиновников из правительства Басаргина. Сейчас этого нет. Но говорить о затишье в межэлитных противоречиях и конфликтах с участием тех же силовиков я бы не стал. В уходящем году была пауза, но она вряд ли затянется надолго. Думаю, 2018 год будет отличаться от 2017 в сторону активизации местных групп влияния».
Фото автора