С питанием учеников в школах Феодосии возникли проблемы. Жители стали жаловаться на некачественную еду, а общественники нашли проблемы в госзакупках по предоставлению услуг горячих обедов – городской МУП, по их мнению, проводит сомнительные схемы. При этом часть крымчан уверена – кормят их детей хорошо. О системе госзакупок и питания в крымских школах, его стоимости и качестве – в материале «ФедералПресс».
Плесень и провокации
Крымский общественный деятель и юрист Александр Талипов опубликовал на своей странице в Facebook фото еды, приготовленной в школе № 9, откуда горячие обеды развозят еще в пять учреждений. На снимках изображены сомнительного качества продукты и готовые блюда в старой, проржавевшей таре, например, запеканка с плесенью и сосиски странного цвета.
«Фото привезенной еды в Феодосийском регионе. Обратите внимание на термосы, им уже лет по 40. Я представляю, на чем они готовят. Фото сделаны сотрудниками школьного буфета; как я понимаю, их показывали администрации, но, видимо, реакции не было. Также спросил своих детей, первый и третий класс, как им питание в школе, – кроме печенья и булочек в школьной столовой в Феодосии ничего не едят», – комментирует общественник, который допускает, что у администрации школ может быть личная заинтересованность.
В ответ на публикацию начался целый флешмоб – пользователи стали массово выкладывать фото завтраков и обедов своих детей. Кто-то хвалил супы, котлеты и винегреты, а кто-то жаловался на слипшиеся макароны и сомнительного вида салаты. Родители учащихся говорят: сфотографировать то, что готовят для их детей, невозможно – в столовую с телефонами школьников не пускают, но запах там стоит крайне неприятный и дети это есть отказываются.
Однако не все жители Феодосии разделили мнение о плохом питании в школах. Например, родители детей, которые учатся в школе № 13, уверяют, что питание у них качественное и свежее, оборудование новое, в столовой чисто и уютно, продукты привозят сертифицированные, а Россельхознадзор проверяет регулярно. В самой школе № 9 снимки назвали провокацией.
«Провокации какие-то. Постоянно питаюсь сама в столовой и иногда беру еду домой. Бывает, конечно, иногда пересоленная еда. Но чтобы с плесенью – ни разу не было. Глупости какие. Лишь бы волну возмущения поднять», – заявила учитель школы № 9 Наталья Корнилова.
Александр Талипов считает, что проблема со школьным питанием сохраняется на территории всей Феодосии и связана она прежде всего с работой поставщика. Сегодня в городе 22 образовательные школы. Последний конкурс на предоставление услуг по организации школьного питания выиграла частная компания ООО «Мелисса», предложившая наилучшие условия по соотношению цена – качество. Однако второй претендент – МУП «Школьный комбинат» – результат тендера опротестовал.
«Разбирательство затянулось, и в результате питание начал осуществлять Школьный комбинат на основании прямых поставок, без конкурса. Я так подозреваю, по ценам, с которыми они выигрывали в прошлом году. Сейчас отрицают, что качество такого питания может быть, но прокуратура разберется», – говорит Талипов.
По факту нарушений юрист уже направил обращение в прокуратуру о проведении проверки по факту законности организации питания и его качества.
Завтраки за 36 рублей – это норма
Услуги питания для школ и детских садов по-прежнему закупают по ФЗ-44, к которому всегда было много нареканий со стороны как общественников и бизнесменов, так и властей. В такой системе госзакупок контракт выигрывает тот, кто предложит наиболее низкую цену. Так, крымский вице-премьер Юрий Гоцанюк отмечал, что именно из-за демпинга цен во время проведения тендера контракты нередко выигрывают нечестные компании, которые затем поставляют фальсификат в детские дошкольные и школьные учреждения, больницы, санатории, интернаты. Второй вариант – поставщики, выставив заранее заниженную цену, пытаются экономить, заменяя продукты на более дешевые аналоги.
«Это проблема ФЗ, о котором говорят много лет. Плюс существует проблема откатов, которые тоже занижают себестоимость. Также на местах могут неправильно подготовить тендерную документацию, в которой прописывают требования к качеству, и в итоге выигрывает не очень добросовестный подрядчик. На федеральном уровне сейчас обговаривается идея определения единого оператора по школьному питанию, чтобы устанавливать и контролировать единое качество. Посмотрим, что из этого выйдет», – рассказывает генеральный директор Ассоциации предпринимателей Республики Крым и Севастополя Гирей Бекиров.
Могут недобросовестные поставщики и попросту самовольно уменьшать порции. По словам Талипова, в школьных ежедневных меню, которые, как правило, пишутся от руки или на компьютере, нередко можно увидеть объем порций гораздо меньше, чем предусмотрено СанПиН, – например, вместо положенных 100 граммов салата из свежих овощей в меню «рисуют» 30 граммов. Так, в ноябре 2018 года проверка ОНФ зафиксировала, что в школах детей недокармливают, – в одной из сельских школ Джанкойского района вместо 200 мл порции какао детям наливали меньше 100 мл, порцию борща в 200 грамм также сократили вполовину.
Согласно порталу госзакупок, средняя стоимость школьных завтраков в Крыму составляет 36 рублей, обеды стоитот 50 до 100 рублей.Гирей Бекиров считает, что обеспечить качественный прием пищи для ребенка на эту сумму реально, если закупать по оптовым ценам у проверенных поставщиков.
«Это же не ресторан, где маржинальность доходит до 600 % на блюде. Это реальные цены, за которые можно поставлять качественные продукты и готовить нормальную еду», – считает Бекиров.
Второй важный момент – это то, чтобы подрядчик был местный, иначе стоимость услуг автоматически возрастает, а стоимость питания падает. По мнению руководителя общественной организации «Севастопольские мамы» Елены Голубевой, это еще одна проблема госзакупок.
«У нас как бывает – контракт выигрывает подрядчик из Саратова или Перми, который ищет в Крыму субподрядчика. Тем самым на закупку продуктов остается все меньше денег, а таких фирм-прокладок может быть очень много. В итоге в Севастополе питание на троечку. Все зависит от конкретной школы, администрации и поставщика – где-то кормят хорошо, где-то находят тараканов в тарелке с супом, и такие фото нам присылали. Мы проводили опрос среди родителей о питании в школах: порядка 40 % недовольны качеством детского питания, 30 % просто не знают, чем и как кормят их детей», – говорит общественница.
Заместитель председателя совета регионального отделения движения «Объединение потребителей России» в РК Надежда Анельчук отмечает, что в Крыму сегодня все чаще конкурсы выигрывают именно местные поставщики, а на качество услуг компаний существенно повлиял черный список поставщиков – попав в него однажды, подрядчики навсегда лишаются права участвовать во всех государственных или муниципальных закупках. Компании боятся в нем оказаться. Однако и с черным списком не все так просто: для того чтобы попасть в него, необходимо разорвать контракт в одностороннем порядке. Но на практике это не всегда происходит. Как ранее отмечала глава крымского исполкома ОНФ Алла Вертинская, механизм попадания в черный список достаточно сложный.
А судьи кто?
Жалобы на школьное питание поступают не только из крымских городов. Например, в начале февраля жители Кирова писали в соцсетях о том, что якобы детям готовили еду из несвежего мяса, которое имело неприятный запах и испорченный вид, но проверка факт не подтвердила. А вот из-за поставок некачественного молока в детские сады Кирова контракт с поставщиком разорвали. Не все хорошо и с питанием в Самаре – там у одной из работниц кондитерского цеха нашли дизентерию, в результате приготовленная пища была заражена, а на больничных койках оказались шестеро детей.
«ФедералПресс» уже писал о случаях поставки фальсифицированной молочной продукции в школы и детские сады Крыма. По данным правительства республики на конец 2018 года, производители подделывают около 20–30 % молочных продуктов и до 60–80 % переработанных мясопродуктов. При этом, как отмечал Роспотребнадзор, четверть всего фальсификата приходится на детские сады, школы и больницы. В декабре 2018 года Россельхознадзор заявил, что 40 % проверенных ведомством молочных продуктов в школах и детсадах Крыма является фальсификатом. По словам члена Общественной палаты Республики Крым Ивана Абажера, в регионе еще несколько лет назад 70–80 % блюд в садиках и школах являлось фальсификатом. Теперь благодаря комиссии по контролю за качеством продуктов питания в образовательных учреждениях и общественным проверкам этот показатель сведен практически к нулю.
По закону организация питания в образовательных учреждениях регулируется рядом нормативно-правовых актов и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Меню должно согласовываться с администрацией школы и территориальным санитарно-эпидемиологическим органом, а контролируют качество питания на постоянной основе две структуры – собственно компания, предоставляющая услуги, и комиссия из числа сотрудников школы. Плановые проверки проводит Россельхознадзор. Также с сентября 2018 года мониторинг питания в детских садах и школах совместно с органами власти проводит крымское отделение ОНФ. По письменному обращению родителей с проверкой может прийти и Роспотребнадзор.
Но, по мнению Елены Голубевой, контроля все равно недостаточно, и такие истории, как в Феодосии, случаются потому, что питание в школах – это тайна за семью печатями для родителей. Родители могут допускаться в столовую для проверки, но только если состоят в родительском комитете и по согласованию с администрацией школы – если директор против, никто на порог не пустит. Таков закон.
«На сегодня никаких инструментов для объединения родителей, которые хотят проверить качество питания детей, нет. Департамент образования Севастополя не открывает двери школ для проведения таких независимых проверок – мы выходили с такой инициативой, но нам отказали. Нужно понимать, что родительский комитет часто стоит на стороне администрации. Я даже не слышала о таких инициативах родительских комитетов по проверке своих столовых – они просто боятся, что вдруг там найдут таракана, а директор скажет: «Вы все лжете, уходите из школы». А независимое объединение родителей смогло бы проводить неожиданные проверки в разных школах города», – поясняет Голубева.
Решение проблемы питания в школах, по мнению Голубевой, лежит в объединении усилий нескольких сторон – родителей, департамента образования, директора школы и подрядчиков. Но, по ее словам, пока широкого обсуждения с властями не получается. Такое мнение разделяет и Александр Талипов, который говорит, что многие родители боятся открыто выражать свою точку зрения, так как находятся в зависимости от администрации школы.
«На мой взгляд, стоит усилить систему контроля со стороны родительских объединений, которые могли бы выборочно мониторить несколько школ в неделю. На этом фоне особенно хочется вспомнить послание президента о том, что нужно организовать качественное горячее питание в школах, – готовы ли к этому в Крыму? Пока есть сомнения», – говорит общественник.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин; Инфографика ФедералПресс.