Top.Mail.Ru
Промышленность
Челябинская область
1

По дороге в никуда. Что происходит на крупнейшем машиностроительном заводе Южного Урала

Завод
«ЧТЗ-Уралтрак» никак не выберется из проблем

Эпидемия коронавируса негативно влияет практически на все отрасли российской экономики. Он уже ударил по гордости отечественного машиностроения – «ЧТЗ-Уралтрака», имеющему и без того плохое финансовое состояние. Есть даже опасения, что он может обанкротиться. Подробнее о состоянии компании – в материале «ФедералПресс».

Ни дня без иска

19 мая в арбитражном суде Челябинской области планируется к рассмотрению дело по иску «Новатэк–Челябинск» к предприятию «ЧТЗ-Уралтрак».

Согласно материалам судебного дела, «Новатэк–Челябинск» хочет взыскать с «ЧТЗ-Уралтрака» 30,138 млн рублей. Причины иска не сообщаются. Очевидно, что он связан с задолженностью ЧТЗ за природный газ.

Это далеко не первый иск «Новатэк–Челябинск» к «ЧТЗ-Уралтраку»: в начале июня в арбитражном суде Челябинской области должно состояться еще одно разбирательство – о взыскании 27,830 млн рублей.

Анализ картотеки арбитражных дел показывает, что количество судебных разбирательств, в которых «ЧТЗ-Уралтрак» выступает ответчиком, с начала года значительно увеличилось. В течение неполных 3,5 месяцев 2020 года их число составило 65, тогда как за аналогичный период прошлого года – всего лишь 49.

Спектр же подаваемых к «ЧТЗ-Уралтраку» исков довольно разнообразен. Например, Каменск–Уральский металлургический завод требует с него погасить задолженности по договорам поставки на сумму 5,917 млн рублей (вероятно, он отгружал ему алюминиевые полуфабрикаты), торговый дом «Днепроспецсталь-М» (реализует продукцию украинского металлургического предприятия «Днепроспецсталь») – 3,892 млн рублей, МРСК Урала – 22,485 млн рублей.

Ток высокого напряжения

Отношения же с энергетиками у «ЧТЗ-Уралтрака» вообще очень натянутые, и только одним иском к нему со стороны МРСК Урала их претензии не исчерпываются. 9 апреля гарантирующий поставщик электроэнергии в Челябинской области «Уралэнергосбыт» был вынужден ограничить ее подачу на «ЧТЗ-Уралтрак» из-за долга, превышающего 222,619 млн рублей, причем его размер нисколько не уменьшается, а продолжает расти.

Представители «Уралэнергосбыта» неоднократно обсуждали с руководством «ЧТЗ-Уралтрака» проблему погашения задолженности, но никакого эффекта переговоры с ним не возымели, топ–менеджмент завода ссылался на нехватку денег. При этом полностью отключить «ЧТЗ-Уралтрак» «Уралэнергосбыт» не может, так как через него электроэнергия передается другим потребителям (более подробно: «Поставщик электроэнергии в Челябинске ограничил энергоснабжение «ЧТЗ-Уралтрак» из–за многомиллионных долгов». – Прим. редакции).

Денег у «ЧТЗ-Уралтрака» на выплату долгов нет много лет подряд. По информации Rusprofile, с 2011 года предприятие работает с отрицательной рентабельностью и в 2018 году его чистый убыток достиг 1,7 млрд рублей (данных за 2019 год нет).

«Последняя доступная финансовая отчетность «ЧТЗ-Уралтрака» – за 2018 год. Но и из нее видно, что предприятие генерирует убытки несколько лет, непокрытый накопленный убыток составляет почти 16 млрд рублей, долгосрочные и краткосрочные кредиты – 13 млрд рублей, и почти на 6 млрд рублей кредиторской задолженности. Для предприятия с валовой выручкой в 6–7 млрд рублей это чрезвычайно много», – указывает Алексей Калачев, аналитик «Финам».

Эпидемия убивает завод

По мнению отраслевых экспертов, финансовое состояние у «ЧТЗ-Уралтрака», производящего дорожно-строительную технику, отнюдь не радужное и эпидемия коронавируса, больно ударившая по российской экономике, усугубляет его.

«Ситуация на предприятии тяжелая, поскольку все планы на его улучшение основывались на ожиданиях того, что строительная отрасль будет развиваться высокими темпами, в том числе и за счет активизации национальных проектов. В реальности мы видим, что карантины коснулись и строек, государственная поддержка понадобится не только национальным проектам, а скорее будет направлена на спасение пострадавших от карантина компаний. В этой ситуации новых заказов ждать не приходится, а по старым вероятны срывы оплаты и сроков приобретения техники», – считает Максим Худалов, старший директор АКРА.

«В условиях начала затяжного экономического кризиса, вызванного пандемией COVID–19 и беспрецедентными мерами по борьбе с распространением заболевания, ни о наращивании контрактов, ни о модернизации производств, ни о сокращении издержек, большую часть которых составляет фонд оплаты труда, говорить невозможно», – солидарен с ним Сергей Дейнека, аналитик «БКС Премьер».

Дела идут хорошо?

Зато в пресс-службе корпорации «Уралвагонзавод», контролирующей «ЧТЗ-Уралтрак», сообщили, что ситуация с долгами перед «Уралэнергосбытом» урегулируется, уменьшения выпуска техники не будет.

«ООО «ЧТЗ-Уралтрак» ведутся переговоры о реструктуризации платежей за электроэнергию перед ООО «Уралэнергосбыт» и принимаются необходимые меры по их погашению в установленные сроки, – прокомментировали в ней. – В марте 2020 года была частично погашена задолженность в размере 30,8 млн рублей. В апреле 2020 года планируется к погашению 30,0 млн рублей. Кроме того, на предприятии проводится ряд дополнительных мероприятий, направленных на экономию энергоресурсов».

По данным пресс-службы Уралвагонзавода, на «ЧТЗ-Уралтраке» выполняется программа финансового оздоровления, направленная на увеличение объемов реализации продукции и снижение затрат.

«На Челябинском тракторном заводе успешно идет работа над запуском новых моделей техники в серийное производство, что существенно расширяет возможности предприятия на рынке гражданской продукции. Новые модели уже успешно показывают себя в работе. По словам потребителей, техника востребована и конкурентоспособна, соответствует всем современным тенденциям рынка дорожно-строительной техники», – добавили в пресс–службе.

«Эффективный» управленец

Между тем, если бы финансовое состояние «ЧТЗ-Уралтрака» нормализовывалось, то тогда бы к нему периодически не подавались иски о его банкротстве. На сегодняшний день отправить в суд иски о банкротстве «ЧТЗ-Уралтрака» намереваются сразу три компании – «Промэнергокомплект» из Челябинска, «Металлкомплектснаб» из Полевского и «Трансибметалл» из Новосибирска.

Усугубление проблем «ЧТЗ-Уралтрака» может быть связано непосредственно с деятельностью его генерального директора Петра Переведенцева, занимающего данный пост свыше двух лет. О нем мало что известно и никаких достижений на предыдущих местах его работы найти не удалось.

Напротив, имеется предположение, что прочность его положения в кресле главы одного из крупнейших предприятий Челябинской области напрямую связана с очень хорошими отношениями с генеральным директором Уралвагонзавода Александром Потаповым.

В пользу такой версии говорит тот факт, что, судя по открытым источникам, у Петра Переведенцева вообще нет сколь-либо серьезного опыта работы в машиностроении. Если она верна, то тогда не стоит удивляться, почему он до сих пор управляет «ЧТЗ-Уралтраком».

Можно даже допустить, что перед ним стоит задача постепенно довести «ЧТЗ-Уралтрак» до банкротства. В подобном случае Уралвагонзаводу, которому и без него хватает проблем, как бы не пришлось еще и заниматься его спасением.

Обанкротить нельзя спасти

Кстати, отраслевые эксперты считают, что вытащить «ЧТЗ-Уралтрак» из финансовой трясины будет крайне тяжело.

«Предприятие стабильно убыточное уже на протяжении нескольких лет, при этом долговая нагрузка остается чрезмерной и оплата процентов по обязательствам дополнительно давит на результаты, – отметил Максим Худалов. – Поскольку иски все в целом незначительные, рискну предположить, что таким образом просто осуществляется контроль очередности платежей, в то же время доведение ситуации до отключения подачи электроэнергии – это уже очень опасный сигнал, который свидетельствует в пользу ее неконтролируемого ухудшения».

«Физически невозможно вытащить предприятие из долговой ямы при отсутствии на нем выпуска конкурентоспособной продукции, которая будет востребована рынком, без того чтобы использовать административный ресурс в организации для них контрактов. Точно так же невозможно провести процедуру финансового оздоровления без сокращения дополнительных издержек», – высказал сходную точку зрения Сергей Дейнека.

Все это приводит к весьма печальному прогнозу: если экономический кризис затянется, то «ЧТЗ-Уралтрак» рискует совсем остаться без заказов. Тогда неизбежна остановка его производства и банкротство. В результате Челябинская область и вместе с ней Россия потеряют еще один крупный машиностроительный завод, не считая выброшенных на улицу людей.

Фото: pxhere.com

Сюжет по этой теме
27 марта 2020, 16:03

Компания/персона недели

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.