Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

«Залито под завязку». Как меняется нефтерынок в России и мире

Команда грузового корабля
Новые поставки нефти из Саудовской Аравии рискуют пошатнуть положение в США

Глобальная экономика медленно оживает и приходит в движение после коронавирусного паралича, в свою очередь мировое сообщество оценивает ущерб и предпринимает новые шаги для стабилизации положения. Стоит ли ждать «крутое пике», читайте в материале «ФедералПресс».

В России, как и во всем мире, борются с последствиями мирового экономического кризиса, ударившего в равной степени по всем отраслям, включая энергетический сектор, который в свою очередь пострадал не только от пандемии коронавируса, но и от разногласий членов ОПЕК+, что привело к обвалу цен на нефть. Несмотря на некоторую стабилизацию и курс на предсказуемость, рынок продолжает лихорадить даже с учетом вступившего в силу соглашения об ограничении добычи, что побуждает производителей и государство буквально на лету принимать новые меры обеспечения энергетической и экономической безопасности.

Одним из основных критериев неопределенности и нестабильности на мировом нефтерынке, как ни странно, является сделка ОПЕК+, а точнее участники – до сих пор неизвестно, готовы ли страны в полной мере соблюдать условия соглашения и ограничить добычу в оговоренных рамках, несмотря на совместное заявление России и Саудовской Аравии, в рамках которого представители государств выразили готовность к принятию дальнейших мер для стабилизации рынка. Дополнительное напряжение также оказывают темпы заполнения нефтехранилищ на фоне неудовлетворительной динамики спроса, что вкупе создает дополнительные риски, а принятые меры помогут лишь смягчить удар, в то время как мировая экономика рассчитывала решить проблему полностью.

Тысяча и одна заплатка

Как ранее рассказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, российская сторона пристально отслеживает динамику цен на нефть и состояние международных энергетических рынков, при этом президент России Владимир Путин принял решение не применять санкции за отклонения от уровня добычи нефти от показателей, установленных на срок действия договоренности об ограничении добычи нефти между участниками ОПЕК+.

Также Владимир Путин, по итогам совещания по вопросам развития энергетики, поручил правительству создать условия для формирования фонда незаконченных нефтяных скважин и до 15 июня проработать вопрос включения нефтесервисных предприятий с выручкой более 1 млрд руб. в год в перечень системообразующих организаций. Как ранее отмечал министр энергетики РФ Александр Новак, в условиях сокращения добычи нефти спрос заказов для нефтесервиса может сократиться до 40 % и более, что побудило специалистов ведомства разработать ряд предложений по поддержке компаний в условиях кризиса.

Для обеспечения энергетической безопасности страны премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о запрете ввоза в Россию зарубежного топлива. Инициатива об ограничении импорта была изначально выдвинута в апреле Министерством энергетики Российской Федерации с целью сохранения рабочих мест и активности нефтеперерабатывающих заводов. Тогда глава ведомства Александр Новак назвал решение «вынужденным» и «не совсем рыночным», однако отметил, что подобная мера практикуется многими странами для регуляции рынка в целях сохранения нефтеперерабатывающей отрасли. Ограничение будет действительно до 1 октября текущего года и распространяется на иностранный бензин, керосин, дизель и другие виды топлива.

Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин считает, что Россия не будет снижать уровень добычи нефти, несмотря на кризис и соглашение ОПЕК+, но доходы от экспорта продукции резко сократятся. По словам Кудрина, обеспечение «ренты» теперь должны обеспечивать новые технологические и инновационные решения, однако лишь в случае, если российская отрасль будет опережать конкурентов.

В свою очередь председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс высказал мнение о необходимости кардинального изменения структуры российской экономики, назвав снижение цен на нефть «набатным колоколом», и призвал «слезть с дохлой лошади». Он уверен, что российская экономика попала в «идеальный шторм»: «Миллионы людей столкнутся с тяжелым снижением уровня жизни. Болезненно это будет для самых незащищенных, самых бедных».

Министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев в эфире телеканала «Беларусь-1» заявил о намерении сторон ускорить переговоры по общим рынкам нефти и газа в Евразийском экономическом союзе на фоне колебания цен на энергоносители. Как сообщил Глазьев, достижение соглашения между государствами позволит обеспечить стабильность на экономическом рынке, что является критичным для всех отраслей промышленности, ввиду чего ведутся работы над концепцией, которая была официально принята комиссией. Министр отметил, что при разработке стратегических направлений до 2025 года предусматриваются меры по формированию биржевых механизмов торговли нефтью, нефтепродуктами, металлом, зерном с учетом евразийских механизмов ценообразования.

Мучительно больно

Как рассказала журналистам «ФедералПресс» старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова, у России нет официальных нефтехранилищ по принципу Кушинга в США или мощностей Нидерландов и Японии. Другими словами, накапливать добытые излишки негде и приходится оперативно и гибко реагировать на изменения в параметрах спроса и предложения в мире и продавать сырье практически по любой цене, что не выгодно.

С позиции госбюджета соглашение об ограничении добычи может стать позитивным для России, но только в том случае, если баррель не будет падать ниже 30 долларов за Brent, считает аналитик. Ожидается, что в июне суточная российская добыча не превысит 8,5 млн баррелей, что станет минимальным с 2004 года показателем, в июне отметка вырастет до 9 миллионов, а через год составит 9,5 млн баррелей. В случае если цена на Brent и Urals продолжит расти, бюджет будет и дальше пополняться, в том числе за счет курсовых разниц и налоговых поступлений. В данном сценарии Brent выступает ценовым ориентиром, а Urals является собственным активом, стоимость которого при благоприятном раскладе может достичь 35 долларов за баррель.

Экономист «БКС Премьер» Антон Покатович считает, что восстановление ценовой конъюнктуры в Urals сейчас вряд ли можно считать фактором, достаточным для снижения давления на российскую нефтяную отрасль от сокращений добычи в рамках ОПЕК+. В своем комментарии для «ФедералПресс» эксперт рассказал, что сокращение на 2,5 млн баррелей в сутки для России является болезненным процессом ввиду технологических и природных особенностей – остановка добычи и консервация некоторых месторождений в будущем повлечет за собой ухудшение ресурсной базы, а также существенные издержки для перезапуска производства. Основные конкуренты России в виде США и Саудовской Аравии могут реализовать сокращение добычи в более сжатые сроки, а потери ресурсной базы для этих экспортеров будут ограничены.

По оценкам аналитиков, более долгосрочную динамику цен на нефть можно ожидать только во второй половине третьего квартала 2020 года, но только в том случае, если мировой спрос на нефть будет постепенно восстанавливаться вслед за оживлением экономической активности в мире. «Ожидаем, что нефти удастся продемонстрировать умеренное восстановление к уровням 40 долларов к концу этого года. Также считаем, что построение более долгосрочных прогнозов станет возможным после появления релевантных оценок итогового «вирусного ущерба» для мировой экономики», – сообщили аналитики «БКС Премьер».

Как пишет The Wall Street Journal, американским компаниям, специализирующимся на добыче сланцевой нефти, предстоит многолетний путь к восстановлению докризисных показателей. Опрошенные изданием эксперты отмечают, что 15 крупнейших в США компаний – добытчиков сланцевой нефти сократили свои бюджеты на разработку новых месторождений в среднем на 48 %. Исследовательская компания Wood Mackenzie подчеркнула, что без выделения средств на новые скважины объем добычи многих компаний в течение лишь одного года снизится на 30–50 %.

Один из основателей аналитического агентства IHS Markit Дэниел Ергин считает, что объем добычи нефти в США летом следующего года составит около 9 млн баррелей в сутки, позже этот показатель вырастет примерно до 11 млн баррелей в сутки. Эксперт отмечает, что в последующие годы американские финансовые компании будут очень неохотно инвестировать средства в добычу сланцевой нефти.

Ранее Министерство энергетики США прогнозировало рост объемов добычи нефти в начале 2021 года до 13,5 млн баррелей в сутки. Образовавшийся в Штатах «позитивный тренд» сокращения собственных запасов сырой нефти может быть подорван остаточным эффектом мартовской ценовой войны между Саудовской Аравией и Россией в виде 30 танкеров, которые должны причалить к американским берегам. Старший аналитик Rystad Energy Паола Родригес-Масиу уверен, что в случае разгрузки всех судов усилия американцев по сокращению добычи сойдут на нет, и сравнила данную ситуацию с надвигающимся цунами.

Фото: unsplash.com

Сюжет по этой теме
10 марта 2020, 09:17

«Черный понедельник»: обвал нефти и рубля

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.