Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

Чьи амбиции круче? Депутат из старой «городской команды» – Валентин Лаппо

Политологи невысоко оценивают шансы Лаппо на переизбрание
Политологи невысоко оценивают шансы Лаппо на переизбрание

«ФедералПресс» продолжает проект «Чьи амбиции круче?», в котором каждую неделю рассказывает о депутатах свердловского заксобрания. Мы выясняем, какие политические и финансовые кланы стоят за каждым из них, какую позицию они занимают по ключевым вопросам и стоит ли им рассчитывать на переизбрание в наступившем году. Сегодня в материале «ФедералПресс» – все о Валентине Лаппо.

Отец и сын

Председатель комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике, единоросс Валентин Лаппо в 2019 году получил доход на 4,7 млн рублей. Он владеет двумя земельными участками, домом и гаражным боксом, а также половиной квартиры площадью 311 кв. метров. Та же квартира появлялась и в декларации его сына Алексея: там уточнялось, что в ней семь комнат. Наконец, у депутата есть внедорожник Toyota Land Cruiser 200, снегоход и автоприцеп.

Лаппо женат, у его супруги есть квартира, места в двух гаражах и две иномарки: Suzuki Grand и Toyota Lexus NX300. Депутат воспитал сына и двух дочерей, все они уже взрослые. Наиболее известен сын от первого брака Алексей – он работает заместителем главы администрации Кировского района Екатеринбурга.

Глава района

Валентин Лаппо родился в Нижнем Тагиле и после окончания строительного техникума оказался в армии. Как он сам рассказывал «Областной газете», некоторое время он служил на Байконуре и даже был награжден знаменитым космонавтом Германом Титовым. Затем Лаппо поступил на стройфак нижнетагильского филиала УПИ, который закончил в 1983 году.

Проработав несколько лет на турбомоторном заводе (ныне УДМЗ), Лаппо стал главным инженером жилищно-ремонтного треста Ленинского района (впоследствии ЕМУП «РЭМП»). Директором предприятия тогда был Александр Сизов, в дальнейшем известный в качестве депутата городской думы и основателя управляющей компании «Стандарт».

В перестройку началась и политическая карьера Лаппо: в конце 1990 года он стал заместителем председателя райисполкома Вячеслава Мирошникова. По словам Лаппо, предложение перейти на этот пост исходило от самого исполкома. Как и Сизов, Мирошников в дальнейшем стал членом «городской команды»: он возглавлял комитет по бытовому обслуживанию и был зампредом счетной палаты.

В 1992 году в Ленинском районе была сформирована новая администрация, которую возглавил бывший председатель райсовета Константин Архипов. Лаппо стал его первым замом и проработал в администрации десять лет. Он курировал вопросы ЖКХ, благоустройства, транспорта, связи и энергетики.

«Историй было много. В 1993 году была авария на транзитном трубопроводе отопления на Онуфриева. Нужно было пройти в затопленный подвал, закрыть задвижку. Я надел сапоги да прошел», – рассказал сам депутат корреспонденту «ФедералПресс».

СМИ утверждали, что Лаппо приходилось выполнять не только хозяйственные, но и политические задачи: например, в 2000 году он якобы возглавлял штаб кандидата в палату представителей Анатолия Марчевского, который считался ставленником мэра Аркадия Чернецкого.

«Избирательные кампании я никогда не курировал, но принимал участие в качестве сотрудника администрации: занимался организацией избирательных участков, их размещением, благоустройством территории», – опровергает Лаппо.

В 2002 году Лаппо возглавил администрацию Железнодорожного района, сменив избранного в городскую думу Анатолия Клименко. Уже через два года новый префект стал фигурантом скандала: он получил выговор за неправомерные расходы из резервного фонда районной администрации. В частности, деньги были потрачены на банкеты в честь Дня работника торговли и юбилея системы ЖКХ.

В целом администрация нередко подвергалась критике: например, жители жаловались на проблемы с вывозом мусора, незаконной торговлей и криминальными автостоянками. В 2010 году префект согласовал строительство паркинга на проспекте Седова, где жители просили контейнерную площадку, а в 2011-м назвал проплаченными протесты против строительства здания СвЖД в сквере на Ватутина. В том же 2011 году выборы в заксобрание по Железнодорожному округу выиграл коммунист Андрей Альшевских, который постоянно критиковал районную администрацию.

Были у Лаппо и достижения. «Мы инициативно, при поддержке Аркадия Чернецкого, построили музыкальную школу имени Рахманинова: сами запроектировали концертный зал, привлекли подрядные организации. Реконструировали ЗАГС, поликлинику на Быковых построили тоже по нашей инициативе, но при поддержке Аркадия Михайловича», – вспоминает он.

Префект поддерживал хорошие отношения с крупными игроками, в том числе с владельцами рынка «Таганский ряд» и управляющими компаниями. СМИ причисляли к окружению Лаппо и тогдашнего директора муниципальной Столовой № 41 Акмжана Мулдагулова: их сыновья были деловыми партнерами, а столовая обеспечивала питанием школы района. Кстати, несколько небольших подрядов от районной администрации получила строительная компания «Стройфакт», связанная с самим Алексеем Лаппо.

К середине десятилетия над Лаппо сгустились тучи: его зам Валерий Катков был приговорен к штрафу за взятку, а сам он получил дисциплинарное взыскание после конфликта с местным предпринимателем, причем представление вносил лично замгенпрокурора по УрФО Юрий Пономарев.

«Поддерживали разумные идеи»

В 2016 году Лаппо выиграл праймериз «Единой России» перед выборами в заксобрание, опередив Альшевских, телеведущего Иннокентия Шеремета и велоактивиста Константина Мочалова. Мочалов пытался оспорить итоги, ссылаясь на проведенную Лаппо лотерею, но безуспешно – тем более что сам активист в день праймериз устроил велопробег с призами.

На выборах основным соперником Лаппо стал тот же Мочалов, выдвинувшийся от «Справедливой России», но префект разбил его наголову. Поддержку ему оказала городская администрация: незадолго до выборов сити-менеджер Александр Якоб устроил «образцово-показательный» объезд района. В частности, чиновники обсудили проект реконструкции Северного автовокзала, который в итоге так и не был реализован.

«Тема была достаточно далека от деятельности администрации района. Проект рассматривался, но возникает вопрос инвестиций. Думаю, сегодня не особенно благоприятное время для таких масштабных объектов», – говорит Лаппо спустя почти пять лет.

В заксобрании Лаппо сменил Олега Исакова на посту председателя комитета по инфраструктуре и жилищной политике. Среди его законопроектов было ужесточение правил ведения спецсчетов для домов, где есть ТСЖ или кооператив. Критики поправок называли их выгодными для управляющих компаний. Лаппо выступал и за то, чтобы упростить лишение зданий статуса объекта культурного наследия, – со схожими требованиями неоднократно выступали УК и застройщики. Он же добился расширения перечня работ, финансируемых из фонда капремонта.

Сам Лаппо отрицает лоббирование интересов УК. «Есть проблемы – их надо решать, есть очевидная необходимость – с ней надо заниматься. Безусловно, мы поддерживали разумные идеи», – объясняет депутат.

Председатель комитета выступает за концессии в сфере ЖКХ. «В ситуации, когда основные фонды находятся в ветхом состоянии, концессионное соглашение – это как глоток воздуха. Наш комитет поддерживает создание условий для таких соглашений на объектах ЖКХ и энергетики. Если раньше большое их количество было заключено на объекты теплоэнергетики, то сегодня есть острая необходимость в системах водоснабжения и водоотведения. Другое дело, что в таких мегаполисах, как Екатеринбург, нужно все трезво оценить и взвесить – права на ошибку нет», – говорит он.

В принципиальных вопросах Лаппо не отклонялся от позиции «Единой России»: так, он поддержал отмену прямых выборов мэра Екатеринбурга, называя нынешнюю схему более взвешенной.

«Мэром Екатеринбурга при прямом голосовании может избраться человек, который далек от хозяйственной деятельности, «мастер разговорного жанра». Ничего доброго из этого не получается. При действующей схеме объявляются требования, которым будущий мэр должен соответствовать, в том числе к умениям, которые он приобрел как руководитель. Люди заявляются с программой и предполагают, что именно ее они смогут реализовать. При прямых выборах может произойти случайность, которая сложно поправима: в течение пяти лет город в лучшем случае будет топтаться на месте», – объясняет он.

Лаппо приходится заниматься и проблемами своего округа: например, в поселке Северка жители много лет выступают за строительство газопровода.

«Есть определенные трудности, связанные с земельными участками по трассировке перспективного газопровода. Тем не менее эту тему не бросаем, перспектива газификации этого поселка имеется», – сообщил депутат.

«Поддержки уже не будет»

Лаппо демонстрирует среднюю законотворческую активность: как сообщила «ФедералПресс» спикер Людмила Бабушкина, за весеннюю сессию он внес шесть законопроектов.

Источники «ФедералПресс» сомневаются в том, что Лаппо пойдет на новый срок, так как он был связан со «старой городской командой» бывшего первого вице-губернатора Владимира Тунгусова. Среди возможных преемников называют зампреда комиссии по безопасности думы Екатеринбурга Тимофея Жукова, который много лет занимается общественной работой в районе. Шансы сына Андрея Альшевских Александра, который в 2018 году не смог пройти в гордуму, оцениваются значительно ниже.

Политолог Михаил Коробельников заявил корреспонденту «ФедералПресс», что сомневается в новом выдвижении Лаппо.

«Вряд ли он пойдет: во-первых, возраст, во-вторых, у него уже не будет никакой поддержки», – сказал он.

Сам депутат пока не принял окончательного решения.

«Я думаю об этом», – ответил он на вопрос о возможном участии в праймериз.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин

Сюжет по этой теме
20 октября 2020, 16:40

Чьи амбиции круче? Все о депутатах свердловского заксобрания

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.