Бизнесмены Самары просят губернатора Дмитрия Азарова помочь в борьбе с местным регоператором по вывозу мусора, компанией «ЭкоСтройРесурс». Предприниматели заявили, что им начислили многомиллионные долги за вывоз ТКО. На деле мусор никто не вывозил. Вместо этого компания просто брала плату по тарифу за квадратные метры. Как выглядит продажа воздуха и кто за этим стоит – в материале «ФедералПресс».
37 миллионов за вывоз воздуха
Администрация ТЦ «Вива Лэнд» в Самаре опубликовала открытое письмо губернатору Самарской области Дмитрию Азарову. Факт публикации «ФедералПресс» подтвердили в ООО «Рубин», которая контролирует торговый центр. В письме руководство ТЦ просит главу области обратить внимание на регионального оператора по вывозу ТКО, компанию «ЭкоСтройРесурс».
«ЭкоСтройРесурс» считает, что администрация ТЦ «Вива Лэнд» должна заплатить регоператору почти 37 млн рублей. «Они с 2019 года ни разу не вывезли у нас отходы. […] хотя мы делали все возможное, чтобы «ЭкоСтройРесурс» уже начал наконец обслуживать наш торговый объект», – указывается в письме.
Суть претензий «Вива Лэнда» состоит в том, что договор на вывоз мусора с «ЭкоСтройРесурсом» заключен не был, а плата по нему по какой-то причине уже два с половиной года начисляется. Администрация центра с 2019 года пытается заключить договор на вывоз ТКО, чтобы плата начислялась не по метражу здания, а по факту накопления мусора. Это, по расчетам бизнесменов, обошлось бы ТЦ в 70 раз дешевле – примерно в 530 тыс. рублей.
«ЭкоСтройРесурс» отказался заключать такой договор, поскольку контейнерная площадка ТЦ, якобы, не была включена в территориальную схему по обращению с отходами в регионе. Авторы считают, что регоператор нарушил закон и не подал документы в устанавливающее тарифы Министерство энергетики и ЖКХ, хотя ТЦ со своей стороны сделал для этого все, что было необходимо.
После этого администрация ТЦ сама обратилась в министерство, чтобы площадку внесли в схему, но вопрос был отложен почти на два года – до середины 2021. По мнению автора письма, простое внесение площадки в список было сильно задержано, поскольку в обогащении регоператору «содействуют» некие неназванные силы. Если площадки нет, то и мусор вывозить не надо.
Некоторые арендаторы в «Вива Ленде» заключили отдельные договоры с регоператором. В них стоимость рассчитывается по количеству и объему контейнеров, которые стоят на этой же самой «несуществующей» площадке.
Регоператором были недовольны с самого начала
Конфликт «ЭкоСтройРесурса» и с жителями длится почти непрерывно длится с 2019 года и мусорной реформы. Фактически разногласия начались сразу после того, как компанию назначили региональным оператором по уборке ТКО. «ФедералПресс» писал, как в октябре 2019 года жители Самарской области пожаловались омбудсмену на регоператора, категорически не согласившись с установленными тарифами. Через месяц Минэнерго региона признало неудовлетворительной работу «ЭкоСтройРесурс» сразу по нескольким пунктам.
Еще с тех пор при заключении договоров бизнес, разумеется, хотел платить за фактически накопленный мусор. Предпринимателям регоператор отвечал, что не может начислять плату по факту накопления из-за неких законов. Приказом от 19 декабря 2016 года № 804 Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области не установило особых условий для вывоза мусора из торговых центров.
Это означает, что тариф по квадратным метрам для ТЦ применяться не может: закон размер такого тарифа не обозначил, пишет автор открытого письма. Однако, «ЭкоСтройРесурс» сделал некие «приближенные» тарифы, и берет плату именно по ним, указывается в документе.
Автор письма отмечает, что отстоять правоту в суде у «Вива Лэнда» чаще всего не получается. «Это наводит на мысль о сильном лобби, которым пользуется мусорный регоператор», – пишет автор открытого письма.
«Кошмарят» всех
Письмо «Вива Лэнда» появилось почти через неделю после аналогичного открытого письма губернатору. Его написала учредитель «Самарского Губернского рынка» Анна Пронина. Содержание схожее, письмо описывает «мусорный рэкет монополиста», от которого пахнет «далекими 90-ми».
В апреле этого года администрация рынка получила от «ЭкоСтройРесурса» письмо, в котором оператор требовал заплатить 12 млн рублей за вывоз мусора за 2019-2021 годы. «Регионального оператора не смутило то, что он ни разу не оказал рынку такой услуги: не был заключен договор, нет ни одного акта выполненных работ», – пишет Пронина.
Проблема все та же: руководство рынка не захотело платить гигантский тариф за квадратные метры, поэтому старалось заключить договор на оплату фактически накопленного мусора. В итоге стороны не подписали договор. Однако, для обоснования долга в 12 миллионов «ЭкоСтройРесурс» все же прислал договор – самостоятельно составленный и подписанный только им.
Все это время мусор с рынка вывозили по договору лицензированные компании «СВЕМ» и НПФ «Полигон». Они удаляли мусор на лицензированный полигон, не имеющий отношения к «ЭкоСтройРесурсу».
Анна Пронина пишет, что по нормативу, которым пользуется регоператор, рынок должен производить 17 контейнеров мусора каждый день. На деле объем отходов ограничивался 8-9 контейнерами. Рекорд был установлен под Новый год – 12 контейнеров. В год рынок оплачивает около 996 440 рублей за вывоз мусора, тогда как «ЭкоСтройРесурс» насчитал по 5 млн рублей в год.
«Предпринимателей, столкнувшихся с непомерными аппетитами регоператора в Самарской области, очень много. Наш президент неоднократно ставил задачу по защите прав представителей бизнеса», – пишет автор открытого письма.
Пронина рассказала «ФедералПресс», что пока официального ответа на ее письмо не последовало. Однако, руководитель рынка уверена, что реакция непременно последует. «Я надеюсь, что мимо события, которое является болью, по-моему, для каждого жителя Самарской области, не могут пройти наши власти», – поделилась Анна Пронина.
Битва между здравым и обогатительным тарифами
Блогер Ольга Паулова после публикации первого открытого письма написала в своем Telegram, что бизнес обращается к губернатору в надежде, что кто-то же должен выстроить диалог здравых тарифов по вывозу мусора в регионе. «Почему до сих пор идет постоянная битва за выбор между здравым тарифом: вывоз мусора по факту, и обогатительным тарифом: вывоз по наличию квадратных метров мало кому понятен, кроме самого регоператора. Получать деньги за вывоз «воздуха» мало кто откажется. Но что делать тем, кто должен платить за то, чего нет?» – отметила Паулова.
Она отметила, что монополия на мусор в Самарской области приносит миллиардные доходы «ЭкоСтройРесурсу», как единственному регоператору. Паулова была права сказав, что письмо Самарского рынка – «первый звоночек». Через несколько дней после первого открытого письма появилось и второе, а жители создали петицию против регоператора.
Регоператор монополистом себя не считает
В «ЭкоСтройРесурсе» «ФедералПресс» рассказали, что называть самарского регионального оператора монополистом – некорректно. Если следовать терминологии ФАС, самарский регоператор – лишь «субъект, занимающий доминирующее положение».
«В основном к категории «недовольных» бизнесменов относятся неплательщики, которые никогда не осуществляли оплату за коммунальную услугу и не желают делать это в будущем. У них накопились существенные задолженности, поэтому они принимают позицию «недовольных», – считает регоператор.
Оператор утверждает, что тариф был изменен из-за того, что «Самарская область исчерпала ресурсы объектов захоронения, как и большинство российских регионов, а количество несанкционированных свалок превысило все разумные пределы», – указал оператор. Он добавил, что «ЭкоСтройРесурс» не является органом, формирующим тариф и нормативы.
В пресс-службе компании указали, что Анна Пронина «не пыталась связаться ни с директором «ЭкоСтройРесурс», ни с ФАС, ни с Минэнерго, ни с компаниями, защищающими права предпринимателей, предпочтя уклоняться от заключения договора в течение 2,5 года».
«Компания считает Самарскую губернию за большое стадо овец»
Житель Самары Михаил Зиновьев 17 мая создал петицию в адрес губернатора против «ЭкоСтройРесурса». «Одна коммерческая компания считает многомиллионную Самарскую губернию за большое стадо овец, которых можно стричь сколько угодно, когда угодно и в объемах, которые угодны этой самой компании. Ведь это не просто компания, а компания-монополист, которая подмяла под себя весь мусорный рынок губернии», – указывает автор Михаил Зиновьев.
Автор петиции пишет, что мусорная реформа в регионе провалена: нет ни современных мусоросортировочных заводов, ни новой системы обращения с ТКО. Из новостей жители узнают «про горящие гигантские нелегальные свалки, которые работают с молчаливого согласия местных властей и тех же «мусорных королей». На момент публикации петицию подписали 303 человека.
В декабре 2019 года «ЭкоСтройРесурс» хотел повысить тариф еще сильнее, поскольку так было бы «справедливо», отмечали в компании. Руководство не смутило что в это же время региональные тарифы были признаны судом и так слишком высокими.
Кто за этим стоит?
В тексте петиции указывается, что управляет этой компанией-монополистом депутат местного законодательного собрания Александр Милеев. Он намерен баллотироваться в Госдуму от «Единой России». «У всех здравомыслящих граждан возникает вопрос: может быть, все-таки «Единая Россия» встанет на сторону граждан, а не олигархов?» – пишет Зиновьев.
Один из крупных владельцев компании Василиос Зиакас был советником губернатора Самарской области, когда пост занимал Владимир Артяков. «ФедералПресс» писал, что Зиакаса считают человеком, близким к руководству «Ростеха». Напомним, что «Ростех» стал одной из ключевых компаний, которые ведут мусорную реформу в России. «Ростех», «Росатом» и ВЭБ.РФ намерены построить в России 25 мусоросжигательных заводов за 600 млрд рублей.
Огромные деньги стали проходить через «ЭкоСтройСервис» только после назначения компании регоператором 1 ноября 2018 года сроком на 9 лет. До этого компания занималась дроблением строительного мусора и капитальным ремонтом домов и крыш. В 2020 году выручка компании, по данным системы «СПАРК-Интерфакс» составила 4,8 млрд рублей, при этом прибыль оказалась очень скромной – меньше 4 млн рублей.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева