Цены на зимнее дизельное топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бьют рекорд за рекордом. Только за последний месяц оно подорожало почти на 13 %. «ФедералПресс» разбирался, как это может отразиться на стоимости перевозок и товаров в магазинах.
По результатам торгов, 11 ноября стоимость зимнего дизтоплива на СПбМТСБ впервые в истории превысила 61 тысячу рублей за тонну. Межсезонный дизель торговался по цене 54,9 тысячи, что также является историческим рекордом.
В Минэнерго стремительный рост цен объясняют повышенной активностью трейдеров и высокими мировыми ценами на нефть. «Складывающаяся динамика оптовых биржевых цен связана с растущим ажиотажем со стороны топливных трейдеров, стремящихся заполнить свои нефтебазы в ожидании роста спроса. Стоит учитывать, что на текущую ценовую динамику на бирже также влияют сохраняющиеся на высоком уровне мировые цены на нефть и нефтепродукты», – цитирует РИА «Новости» ответ ведомства.
У представителей рынка другая точка зрения. Как рассказал «ФедералПресс» вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев, существующих в России мощностей по производству зимнего дизельного топлива недостаточно для удовлетворения спроса. Недостающие объемы заполняли нефтебазы, которые смешивали летнее топливо с авиакеросином. Однако из-за изменения позиции Минфина, который в прошлом году потребовал, чтобы при этой операции уплачивался акциз на авиационное топливо, она стала невыгодной, тем более что цена на керосин также значительно выросла. По оценке Гусева, дефицит зимнего топлива в текущем сезоне может составить 3–6 млн тонн, а цена на него – вырасти до 70 тысяч рублей за тонну.
Сокращаться некуда
Доля расходов на топливо в издержках транспортников сильно зависит от профиля деятельности компании. Так, в Очаковской логистической компании, специализирующейся на доставке товаров в магазины, этот показатель составляет 27 %, рассказал заместитель генерального директора по связям с общественностью Очаковской логистической компании Владимир Криворучко. Компания «Шерл», занимающаяся магистральными перевозками, тратит на топливо 55–60 % расходов, говорит ее директор Максим Прусаков. В структуре затрат ООО «Байкал-Сервис ТК», по словам директора по административно-хозяйственной деятельности Александра Разина, на топливо приходится в среднем 37 %. Компания предлагает как дальние, так и местные маршруты доставки.
Все собеседники «ФедералПресс» утверждают, что единственный способ для них сохранить прибыльность при текущем росте цен на топливо – увеличить расценки на свои услуги, поскольку сокращать расходы попросту некуда.
«Конечно же, на 12 % удорожания по топливу мы не закладывались, такой скачок было трудно предусмотреть. Так что, по большому счету, мы не смогли сохранить планируемую норму рентабельности. Сокращать административный персонал уже некуда: мы с 2018 года живем в режиме выживаемости, все косты давно порезаны, инвестиционная программа существенно сократилась. Так что путь всего один – корректировать цены, отслеживая рынок», – говорит Максим Прусаков.
«Уровень маржинальности в автотранспорте предельно низкий. Зарплату надо хотя бы удержать на сегодняшнем уровне, дефицит кадров серьезный. Лишнего административного персонала давно уже нет», – соглашается Владимир Криворучко.
«Очевидно, что для сохранения баланса рентабельности доля топлива в структуре затрат не может сильно изменяться, поэтому рост его стоимости в первую очередь сказывается на тарифах, а далее – на конечной цене перевозимой продукции», – отмечает Александр Разин.
Цепь последствий
С потребительской точки зрения интереснее всего, как рост транспортных тарифов отразится на ценниках в магазинах.
«При росте затрат на транспортировку сильнее всего «реагируют» товары повседневного спроса и скоропортящиеся продукты, которые завозятся в магазины ежедневно или чаще остальных», – говорит зампред правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов.
Как правило, прибыль от продажи таких товаров очень мала. Поэтому производители не могут сдерживать рост цен. Особенно сильно транспортные расходы влияют на цену картофеля, хлеба, макарон и соли.
Автотранспортом перевозится большая часть сельхозпродукции: сначала от поля до места подработки, далее к складу хранения сырья, потом до предприятия переработки, затем от предприятия до распределительного центра и от него до магазина. В результате логистика составляет в среднем 13 % от цены продуктов растительного происхождения. Также от увеличения цен на дизель вырастут расходы в самом растениеводческом бизнесе, где регулярно используются спецтехника и автотранспорт, предупреждает Дмитрий Леонов.
Гендиректор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-центр» Алексей Плугов согласен, что удорожание дизельного топлива приведет к росту цен на продукты. Особенно, по его мнению, это отразится на крупногабаритных товарах. Чем легче, дешевле и объемнее товар, тем больше в его стоимости доля логистики. Если, например, арбузы везут с юга России в Петербург, то в стоимости этих арбузов перевозка будет составлять большую долю. Цены на небольшие, но дорогие товары изменятся меньше.
Если говорить об отдельных товарах, сильно подорожает картофель. Правда, рост цен на топливо – лишь одна из причин.
«В прошлом году собрали 6,8 млн тонн, в этом – 6,3 миллиона. Качество урожая в этот раз тоже хуже. Уже сейчас оптовая цена на картофель доходит до 23 рублей за килограмм, тогда как год назад она была 12 рублей», – объясняет Алексей Плугов.
«ФедералПресс» писал, что цены будут расти еще полгода и к весне картофель в магазинах будет минимум по 70 рублей за килограмм.
Вместе с картофелем заметно дороже зимой станут морковь, капуста и столовая свекла. Из круп подорожают просо и пшено. Вырастут и цены на гречку: несмотря на нормальный урожай, цена будет подниматься из-за мирового спроса.
В сентябре 2021 года «АБ-центр» проводил исследование цены на продовольственные товары за год. Из 121 товара подешевели только четыре: яблоки, апельсины, отечественный коньяк. В списке было еще пшено, но оно скоро начнет активно дорожать. 51 товар вырос в цене более чем на 10 %, еще 10 продуктов стали дороже минимум на 25 %.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Экономический кризис