Только за последние два дня в российские регионы приехали более 60 тысяч беженцев из ДНР и ЛНР, что вызвало весьма неоднозначную реакцию коренного населения – многие опасаются, что в условиях нестабильности гуманитарная помощь жителям другой страны может навредить собственной экономике. «ФедералПресс» изучил, какие преференции и льготы беженцы получали во время начала украинского конфликта, сравнил с объемом поддержки в 2022 году и выяснил, во сколько стране обходится помощь тем, кто решил эвакуироваться из дружественных республик, охваченных войной.
Статус беженцев
С началом боевых действий на территориях самопровозглашенных ДНР и ЛНР в 2014 году Россия столкнулась с беспрецедентным притоком беженцев. По официальным данным ФМС, примерно за полтора года число украинцев на территории страны выросло без малого на миллион человек. Для сравнения: за предыдущие пять лет (с 2008 по 2013 год) в России получили статус беженцев всего около 10 тысяч человек. Таким образом, в год начала конфликта РФ официально стала первой в мире страной по числу полученных просьб об убежище.
Уже тогда правительство России пошло на существенные меры для упрощения условий пребывания беженцев в стране. Помимо проживания в пунктах размещения и предоставления гуманитарной помощи, для жителей ДНР и ЛНР было сокращено время рассмотрения заявлений о временном убежище с трех месяцев до трех дней. Эти изменения в законодательстве коснулись только украинцев, беженцам из других стран решения приходится ожидать дольше.
На поддержку прибывших иностранных граждан также были потрачены весьма внушительные средства. Всего в стране на конец 2014 года действовала почти тысяча пунктов временного размещения. Больше всего украинцев тогда разместилось в Новосибирской, Нижегородской, Саратовской и Самарской областях. Стоит отметить, что схожая картина наблюдается и сейчас.
Директор Института международных отношений и мировой истории, доктор политических наук Михаил Рыхтик полагает, что это не случайно. По его мнению, в выборе регионов для размещения беженцев, власти руководствуются в первую очередь ресурсами и количеством проживающих в них людей. Так, по словам нашего собеседника, отправлять приезжих в густонаселенные регионы – вполне разумный подход, в то время как отправка беженцев в районы с небольшим населением, способна привести к серьезному повышению социальной напряженности.
«К примеру, население регионов Приволжья достаточно многочисленно, к тому же они гораздо меньше подвержены миграционному давлению приезжих из южных стран, как, например, западные регионы или ЮФО. К тому же в них достаточно хорошо развита транспортная система. Мы видим, что многие регионы готовы предоставить убежище приезжим из этих республик, но в конечном счете вопрос их размещения остается за федеральным центром», – уверен Михаил Рыхтик.
По подсчетам ФМС, проживание беженцев оценивалось в 800 рублей в сутки на человека – такую помощь могли получать лишь те, кто проживал на территориях ПВР. В первый год на их поддержку распоряжением президента Дмитрия Медведева было выделено 3,6 млрд рублей, в 2015-м – 3,2 млрд рублей. Кроме того правительство также отдельно предоставило Минздраву еще 1,4 млрд руб. на медицинскую помощь прибывшим.
В конце 2015 года миграционная служба отчиталась об общем размере расходов на поддержку беженцев, включая их проживание в ПВР – сумма составила порядка 13,3 млрд рублей. По данным МВД РФ, к концу 2019 года эта цифра выросла до 18,8 млрд рублей.
Пункты временного размещения продолжали свою работу до 1 января 2017 года.
Упрощенное получение гражданства и льготы
В последующие годы правительство РФ продолжило последовательную политику упрощения получения российского гражданства для жителей ДНР и ЛНР.
Так, в 2017 году года специально для них был принят закон, признающий действительными на территории России целого перечня документов, полученных на территории республик. К ним относятся паспорта, водительские права, документы об образовании и целый ряд других. Благодаря этому украинцы, проживающие на территориях ДНР и ЛНР получили право свободного безвизового въезда в Россию.
В 2019 году для них также был упрощен процесс получения гражданства. С этого момента срок рассмотрения прошения о получении гражданства для жителей ЛДНР стал равен всего лишь трем месяцам. Сделано это было в «гуманитарных целях для защиты прав и свобод человека и гражданина». На деле изменения коснулись не только переезжающих в Россию украинцев: по новым правилам на упрощенное получение гражданства могут претендовать соотечественники, проживающие за рубежом, а также жители стран с нестабильной политической обстановкой.
В 2021 году по этой схеме жители ДНР и ЛНР стали массово получать российские паспорта, даже без непосредственного переезда в Россию. По данным комитета Госдумы по делам СНГ, таковых к июлю прошлого года было более 600 тысяч человек, к концу года – уже порядка 800 тысяч. На сегодняшний день заявления на российское гражданство также подали еще около 950 тысяч жителей самопровозглашенных республик.
Нужно отметить, что Киев данный процесс не признал: украинские власти считают выданные таким образом российские паспорта недействительными на территории государства.
Сколько потратят на беженцев в этот раз?
Как полагают эксперты, в условиях нынешней эвакуации можно говорить о том, что правительство выделит на содержание беженцев более крупные суммы.
По данным МЧС на 21 февраля, на территорию России въехали более 61 тысячи жителей ДНР и ЛНР. Однако это далеко не конечная цифра: только из ДНР местные власти намерены эвакуировать порядка 700 тысяч человек, относительно ЛНР число беженцев пока что не называется. Как и во время предыдущего кризиса, беженцы, вставшие на учет в центрах занятости, будут получать дополнительную поддержку. Любопытно, что ее объем за прошедшие годы не изменился.
Каждый эвакуированный житель республик, заполнивший заявление на получение статуса беженца, будет получать материальную поддержку в размере 100 рублей в день (150, если в семье есть пенсионеры). Тем, кто встанет на учет в центре занятости, будет все так же выплачиваться по 800 рублей в сутки на человека, из которых 250 рублей выделяется на питание, а остальное покрывает расходы на проживание.
Однако в этот раз президент РФ Владимир Путин распорядился выделить беженцам поддержку в размере 10 тысяч рублей на человека. Эти деньги будут выплачены из Резервного фонда страны, сегодня Михаил Мишустин уже поручил выделить на эти цели 5 млрд рублей. Получить их может каждый беженец, оформивший специальное заявление по месту пребывания.
«На этот вопрос нужно смотреть с двух позиций: гуманитарной и политической. С человеческой точки зрения эта политика вполне понятна – нужно поддержать людей, оказавшихся в условиях кризиса. Но есть и аспект политический. Они являются гражданами России, точно такими же, как и другие 146 миллионов россиян. Они живут сейчас на нашей территории. Но необходимо объяснять своим гражданам, в чем специфика этой ситуации, чтобы общество имело понимание. Многие из этих людей, вероятнее всего, останутся. Но ведь выделение разовой помощи – это не решение проблемы для тех, кто хочет начать свою жизнь с чистого листа», – утверждает эксперт.
Точное количество беженцев, которые приедут в РФ в ближайшее время, подсчитать невозможно. Однако, если исходить из заявлений властей самопровозглашенных республик, то можно говорить более чем о миллионе человек.
Путем простой арифметики можно подсчитать, что только на упомянутые выплаты государство потратит около 10 млрд рублей в следующие месяцы. Если же суммы, выделяемые на проживание беженцев, останутся такими же, как в 2014 году, то мы можем говорить примерно еще о примерно 13–14 млрд рублей в следующие полтора года.
Почему россияне недовольны?
Многие эксперты отмечают, что приезд новой волны беженцев уже повысил градус социальной напряженности в регионах. Об этом можно судить и по активности россиян в социальных сетях: в различных городских группах все чаще можно обнаружить весьма негативные, если не сказать ксенофобные комментарии.
При этом, если судить о затратах на беженцев с точки зрения экономики страны, то они выглядят не такими большими. Бюджет РФ на 2022 год был принят с профицитом более чем в триллион рублей, а если посмотреть на объем денег в Резервном фонде, откуда будет выделена поддержка приезжим, то затраты составят лишь чуть больше их тысячной части.
Для примера: только на празднование 800-летия Нижнего Новгорода было потрачено денег больше, чем на содержание украинских беженцев за 2014–2019 годы.
И тем не менее напряжение продолжает расти. Однако Михаил Рыхтик считает, что гневные комментарии в социальных сетях и штучные высказывания публичных фигур не отражают всей картины в целом. По его мнению, россияне в большей степени испытывают страх не перед наплывом мигрантов, а перед нестабильностью в стране.
Политолог о признании Донбасса: «В решении кризиса помог опыт южных независимых республик»
«Я достаточно осторожно отношусь к обобщению любых комментариев, особенно в социальных сетях. Там свой особый контингент, и зачастую высказываемые там мнения не отражают позицию большинства. Во-вторых, страхи людей обоснованы, как правило, не фактом приезда мигрантов. Социологические исследования говорят о том, что две трети нашего населения не планируют свою жизнь далее, чем на два года вперед. То есть речь идет о том, что у людей просто нет уверенности в завтрашнем дне, а потому любые риски, которые могут быть восприняты как дополнительные, они будут встречать в лучшем случае с осторожной реакцией, а в худшем – с негативной», – говорит наш собеседник.
Фото:Pravda Komsomolskaya / Russian Look / globallookpress.com
Спецоперация