В Челябинской области готовятся к четвертому этапу транспортной реформы. Изменение общественных маршрутов стартовало 1 января 2022 года. К 2025 году Челябинск, Копейск и Сосновский район должны окончательно объединиться в транспортную агломерацию. О том, как обстоят дела сейчас, «ФедералПресс» рассказали специалисты министерства транспорта и дорожного хозяйства региона.
Агломерационные процессы
Изменение маршрутов следования общественного транспорта началось постепенно с областного центра. Челябинск первым испытал на себе как недовольство горожан, так и их благодарность. До этого год шла плотная работа с жителями города, миндортранс собирал просьбы и замечания. Транспортные инженеры просчитывали, насколько целесообразно внедрять те или иные маршруты или менять уже действующие.
«Основная идея агломерации – это создание единой маршрутной сети с удобными пересадками, с единым билетным тарифным меню, чтобы люди из Копейска, Сосновского муниципального района могли комфортно совершать поездки до основных хабов города Челябинска, пересаживаться и ехать на городском транспорте до мест приложения труда», – рассказывает «ФедералПресс» Никита Тюрин, директор ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области».
На фото Никита Тюрин (слева)
По сути, транспортная реформа решает социальную задачу. Уже начали работу по присоединению окраин. Из «Белого хутора» и «Вишневой горки» запустили маршруты: 136-К и 158. «По № 136 мы с 11 июля поменяли путь следования по трассе – было недовольство, которое с активными жителями и местными депутатами обсудили. Там уже была реализована одна пересадка: по карте 38 рублей – максимальный тариф. Если они будут ехать и пересядут с 136-К на 158, например, это будет по карте одна поездка 33 рубля и вторая плюс 5 рублей», – говорит Тюрин.
Появился 212-й маршрут, доезжающий до Красного поля и микрорайона Звездный. Начало агломерационных процессов почувствовали жители поселка Вознесенка. Они много лет жаловались, что приходится ездить на такси. Там ввели маршрут, который подстроили под расписание автобуса № 14 в Челябинске. Пересадка происходит без длительного ожидания и дополнительных финансовых затрат. Также за 38 рублей можно совершить две поездки, и это выгоднее, чем два раза полностью на муниципальном маршруте проехать, уверяют специалисты миндортранса. И таких примеров у них десятки.
Большой резонанс
Очень много проблемных направлений. Общественный транспорт вызывает большой резонанс. Есть поселки, в которые частники не пойдут, так как им невыгодно, но маршрут имеет социальную значимость. «Мы обязаны профинансировать этот маршрут, запустить и заставить перевозчика работать по расписанию. Самые критичные – первый и последний рейсы», – поясняет Тюрин.
По социальному регулируемому тарифу практически в режиме онлайн диспетчерам видно как двигается каждое транспортное средство: маршрут, соблюдает ли расписание. В Челябинске параллельно этому уже появились умные табло на остановках, которые показывают время прибытия. Пока это пилотная история, но в дальнейшем опыт намерены распространить на всю агломерацию.
«Перевозчик понимает свою ответственность и видит свои преимущества. Плюсы регтарифа – стабильность, оплата не зависит от пассажиропотока. Выполнил услуги – получил деньги», – объясняет Игорь Сечин, начальник отдела пассажирских перевозок миндортранса.
Плюсом для перевозчиков в миндортрансе считают обеспеченность работой на длительный период времени. Контракты пока есть и трехмесячные. Но в перспективе будут трехлетние. С ним владелец автопарка может пойти к лизингодателю и сказать, что хочет обновиться: работой обеспечен.
«Со временем агломерация перейдет на брутто-контракты. Это когда перевозчику просто платится за транспортные работы, а билетная выручка остается в распоряжении госзаказчика. Миндортранс будет собирать ее и планировать свой бюджетный цикл», – говорит Сечин.
Это в идеале, а пока по некоторым маршрутам перевозчики не спешат участвовать в конкурсе. Так произошло с направлением № 123 Челябинск – Копейск. Три месяца был действующий контракт, а на новые торги никто не заявился. Хотя челябинцы, например, уже знакомы с особенностями работы по регтарифу в отличие от копейских перевозчиков.
«На 123-м [маршруте] немного меняется политика. Планируется, что это будут трехлетние контракты и только большого класса низкопольные автобусы, работающие на метане», – отмечает Сечин.
Развитие инфраструктуры
Агломерация тянет за собой инфраструктуру. И Челябинску, и Копейску выделяются субсидии на конкретные мероприятия по ее развитию. Отвечает за их выполнение муниципалитет, но согласование проходят с миндортрансом. Где-то должны улучшить дороги, где-то сделать разворотки и остановочные пункты.
Так, в Челябинске на улице Цвиллинга делают современные трамвайные платформы. «Всю жизнь были узкие – до 1,5–2 метров. Там практически отсутствуют павильоны ожидания: нет защиты от дождя, от солнца. Ширина будет от 2,5 до 3,5 метра», – добавляет замминистра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров.
Пути по Цвиллинга – это пилотный комплекс. Далее стандарты будут распространяться по другим улицам, а затем и в другие города области. Например, Златоуст строит 40 трамвайных платформ по этому стандарту. Магнитогорск приезжал посмотреть этот опыт Челябинска и будет заходить в программу, возможно, в следующем году.
«К каждой платформе стыкуется пандус, это значит, что инвалид на коляске сможет сам заехать с пешеходного перехода по пандусу на платформу. Мы прошли ногами по остановкам и выяснили, что люди на колясках не могут самостоятельно пользоваться остановками. Поэтому от полунизкопольных трамваем планируем перейти к полностью низкопольным», – объясняет замминистра.
Также в городе намерены реконструировать три тяговые подстанции: заменить оборудование 80-х годов прошлого века. Впереди – обособление трамвайных путей на перегонах и оптимизация проезда на светофорах, чтобы трамваи меньше простаивали. Также запланирована работа по установке путевых детекторов. Под каждой полосой будет врезан в асфальт датчик, который считывает передвижение личного транспорта и в трамвайных путях.
Отдельная тема – метротрам. На него направят 8 млрд рублей инфраструктурным кредитом.
Когда все заработает
Всего в агломерации должны наладить работу около 150 маршрутов, дублирование разными видами транспорта будут убирать. За перевозчиками останутся обязанности: предоставить водителей, исправное транспортное средство и выпустить их на линию. Все остальное будет решать миндортранс.
В рамках основных условий контракта с перевозчиками министерство может подкорректировать расписание, поменять один участок на другой. При необходимости продлить маршрут – изменение включается в документ планирования регулярных перевозок. Устаканиться все должно к 2025 году, считают в челябинском миндортрансе.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Виктория Ваулина