В регионах России не наблюдается роста по количеству конфликтных ситуаций. Так, в ноябре количество выявленных конфликтов составило 446, а в декабре 394. Самые яркие конфликты были оценены и прокомментированы 150 независимыми экспертами. По результатам экспертной оценки определен уровень конфликтогенности в регионах Российской Федерации. Предлагаем Вам ознакомиться с результатами исследования за декабрь 2016 года.
В группу риска в декабре вошли 6 субъектов РФ. Так же как и в октябре Республика Дагестан занимает первое место по уровню конфликтогенности. Ключевым конфликтом в данном регионе стала ситуация с ликвидацией конезавода из-за нерентабельности организации. Также это борьба жителей Самура за право на самоуправление территорией. Наряду с Республикой Дагестан в топ-5 регионов по уровню конфликтогенности входят Курганская область, Пермский край, Астраханская область, Тюменская область. Так, в Курганской области продолжается конфликт дольщиков СМУ КПД. В Пермском крае губернатор Виктор Басаргин расстается с руководителями своей администрации.
Всего в «красную» группу – список регионов, на которые следует обратить наиболее пристальное внимание вошло 6 субъектов Федерации. Помимо вышеупомянутой пятерки это Санкт-Петербург.
Тридцать один регион с оценкой от 20 до 50 были отнесены исследователями в «желтую» группу – они, хотя и не являются лидерами по количеству и напряженности конфликтных ситуаций на текущий момент, могут перейти в группу риска в дальнейшем, и необходимость тщательного мониторинга социально-экономической ситуации в этих областях также не вызывает сомнения. Среди этих субъектов РФ – Московская область, Ленинградская область, Свердловская область и другие.
Например, в Московской области было упразднено множество городских, сельских поселений и районов с созданием городских округов. Когда принималось решение об этом, жители были лишены права голоса, хотя именно их в первую очередь и касаются последствия этих переделов. В Ленинградской области губернатор Александр Дрозденко поручил создать межведомственную группу чиновников после того, как в регионе начались митинги против «невыносимых условий жизни» и плохой работы ЖКХ. В Свердловской области Ельцин Центр стал площадкой для борьбы элит.
В «зеленую» группу вошли 48 регионов – уровень конфликтности в этих областях и краях позволяет оценивать ситуацию в региональной политике как спокойную. Однако, очаги напряженности существуют и там – так в Москве (занимающей 38-место) прошел митинг против платной парковки. Во многих других областях «зеленой зоны» зафиксированы уже упомянутые выше конфликты, о которых говорилось и в предыдущих месяцах между работодателями и трудовыми коллективами в связи с задержкой заработной платы, рост коммунальных тарифов, который доводит население до митингов.
За прошедший месяц только в Магаданской области, Чукотском автономном округе, Республике Мордовия и Ненецком автономном округе эксперты затруднились назвать хотя бы одну конфликтную ситуацию.
На вопрос об общей ситуации в стране лишь 24% экспертов дали ей положительную оценку, 28% опрошенных находят социальную обстановку в России неудовлетворительной, 40% поставили среднюю оценку и 8% затруднились с ответом. Таким образом, при переводе оценок экспертов в пятибалльную систему, где 1 балл означает определенно положительно, а 5-определенно отрицательно, вычисляя средний балл на данный момент, получаем 3,1.
За прошедший месяц был проведен анализ по типу фигурантов, участвующих в конфликтных ситуациях. Выявлено 15 типов конфликтов по принципу: власть-общество, бизнес-общество, бизнес-бизнес, силовики-бизнес, силовики-общество и так далее.
По данным исследования УрФО расположился на первой строчке по уровню конфликтогенности в разрезе федеральных округов. Следует отметить, что с каждым месяцем в данном округе уровень конфликтогенности возрастает. За прошедший месяц преобладающими сторонами в конфликтных ситуациях выступают власть-общество (29, 7%) от всех конфликтов. Примером могут послужить ситуация в Тюменской области, где активисты вышли на пикеты против «отписок» чиновников. Также это ситуация в Челябинской области, где местные депутаты не поддержали кандидатуру Губернатора на должность мэра Копейска.
На вторую позицию переходит СЗФО, где лидирующее место сторон конфликта занимает также власть-общество (41,7%). Здесь в качестве примера приведем ситуацию в Республике Карелия, где начался флешмоб с требованием к губернатору выполнить обещание об открытии детской поликлиники в Сегеже.
Последнюю строчку по уровню конфликтогенности среди округов занимает СФО. Преобладающими стороны конфликта являются также как и в УрФО и СЗФО власть-общество (42,1%). Например, в Республике Бурятия продолжается скандал вокруг ликвидации филармонии.
За прошедший месяц протестная активность была замечена в 121 случае по всем регионам России, тогда как в ноябре составляла 117. Так, в Калининградской области 17 декабря, калининградские коммунисты приняли участие в митинге, посвященном экологическим проблемам региона. А в Томской области жители вышли на пикет в день борьбы с коррупцией.
Также за прошедший месяц нами выделены типы конфликтов. В ДФО лидирующее место занимает такой тип конфликтов как трудовые отношения (задержка зарплат, увольнения). В качестве примера послужит ситуация в Якутии, где учителям Тикси понижают зарплаты из-за дефицита бюджета. Наряду с данным типом конфликтов преобладает коррупция, превышение должностных полномочий. Подтверждением данного типа конфликтов является ситуация в Приморском крае, где задержан глава администрации Дальнегорского городского округа Игорь Сахута в ходе расследования уголовного дела о превышении должностных полномочий.
Если рассмотреть ЦФО, то здесь также преобладает такой тип конфликтов как образование. В качестве примера приведем бунт в ВГУ факультета журналистики против волюнтаризма декана. Вместе с тем следует отметить политические конфликты. Пример – В Орловской области усилился конфликт между губернатором и сенатором от коммунистов.
В ПФО по типу конфликтов лидируют обманутые дольщики. Так, в Уфе больше 400 человек не могут заселиться в купленные квартиры. Речь идет об одном из объектов компании «Интеграл». Также отметим здесь такой тип конфликтов как проблемы ЖКХ, капремонта и ветхого жилья. Пример, губернатор поручил мэру Пензы разобраться в проблеме с квитанциями за ЖКУ.
Лидером по уровню напряженности среди регионов ДФО по итогам декабря стала Якутия. Республика Саха в общем зачете по стране стал 10-й, набрав в сумме 45,2 балла. Следом идут Приморский край (сумма баллов 37,6) – 13-е место и Хабаровский край (30,4) – 25-е место. Остальные субъекты, по мнению экспертов, можно отнести к зеленой зоне. По уровню конфликтогенности округ занимает седьмое место в общем зачете, ниже только Сибирь.
В Якутии в декабре эксперты выделили массовое отравление воспитанников интерната и задержание главы района, выступавшего против приватизации алмазной компании. В Приморском крае, по мнению директора фонда «Русь» Дмитрия Царева, нарастает раздражение действующей властью. В Хабаровском крае продолжение получила история с живодерками. Здесь, как сообщили в СК, сразу несколько высокопоставленных лиц получили представления.
УрФО в разрезе федеральных округов продолжает сохранять позицию лидера по уровню конфликтогенности. При этом по количеству проявлений протестной активности регион занял пятую строчку в общем рейтинге. С каждым месяцем в данном округе уровень конфликтогенности возрастает.
За прошедший месяц преобладающими сторонами в конфликтных ситуациях в регионах УрФО выступают власть-общество (29,7%) от всех конфликтов. Примером могут послужить две сложившиеся ситуации. В Тюменской области активисты вышли на пикеты против «отписок» чиновников. Аналогичная ситуация наблюдалась в декабре в Челябинской области, где местные депутаты не поддержали кандидатуру Губернатора на должность мэра Копейска.
Относительно спокойная обстановка складывается и в Центральном федеральном округе – ни один из регионов не пересек черту самой опасной «красной» группы. Тем не менее, в ряде субъектов имеют место проявления социальной напряженности. В Москве около двух тысяч человек вышли на митинг против расширения зоны платных парковок, в Подмосковье набирает обороты теневой мусорный бизнес, а в Рязанской области получил продолжение общероссийский антикоррупционный тренд.
Несмотря на то, что ни один из регионов не перешел в «красную» группу (список регионов, на которые следует обратить наиболее пристальное внимание), однако изменился состав тех, кто ближе всего находится к этой пограничной зоне. В частности, Москва, в ноябре занимавшая 18 место (38,2 балла) в общем зачете, опустилась сразу на 38-е с результатом 19,7 балла. С 29 на 14 место перешла Воронежская область (25,9 балла в ноябре против 37,3 балла в декабре).
По итогам месяца из «тройки лидеров» в ЦФО по уровню конфликтности выбыла Брянская область – в ноябре она занимала 17 место по стране (38,4 балла). Теперь регион находится в «зеленой» группе (уровень конфликтности в этих областях и краях позволяет оценивать ситуацию в региональной политике как спокойную) на 75 месте (4,7 балла).
Чаще всего в декабре в ЦФО возникали конфликты на почве образования. В качестве примера можно привести бунт в ВГУ факультета журналистики против волюнтаризма декана. Вместе с тем в регионах не утихают политические противоречия. Так, в Орловской области усилился конфликт между губернатором и сенатором от коммунистов.
Сибирский федеральный округ продолжает удерживать последнюю строчку по уровню конфликтогенности среди округов России. Только Иркутская и Омская области оказались в «желтой» группе, причем, Приангарье занимает здесь 18 место (33,8 баллов) только из-за массового отравления «Боярышником», а Прииртышье находится в самом конце списка. Сибирские регионы, попавшие в верхней части «зеленой» группы, – Республика Бурятия и Новосибирская область, – попали туда только благодаря историям, которые явно не фигурируют в федеральном списке конфликтов.
Бурятия расположилась здесь только из-за истории с возможной ликвидацией республиканской филармонии, а Новосибирская после истории с малочисленным митингом против новых тарифов ЖКХ, который был сильно распиарен в местных СМИ.
Лидером по уровню напряженности среди регионов Северо-Западного федерального округа по итогам декабря в очередной раз стал Санкт-Петербург. Город на Неве в общем зачете по стране стал 6-м, набрав в сумме 51,8 балла. Сразу пять регионов оказались в желтой зоне.
Округ занимает второе место в общем зачете, немного отставая от УрФО. Уровень конфликтогенности в СЗФО растет: в октябре 192,8 балла, в ноябре – 207,1, в декабре – 242,8. Здесь лидирующее место сторон конфликта занимает власть-общество (41,7 %). В качестве примера приведем ситуацию в республике Карелия, где начался флешмоб с требованием к губернатору выполнить обещание об открытии детской поликлиники в Сегеже.
Так же как и в октябре республика Дагестан занимает первое место по уровню конфликтогенности. Ключевым конфликтом в данном регионе стала ситуация с ликвидацией конезавода из-за нерентабельности организации. Также это борьба жителей села Самура за право на самоуправление территорией. Республика переживает сложные времена, ведь конфликты в Дагестане имеют тенденцию к усилению. А по мнению экспертов, глава субъекта Рамазан Абдулатипов утрачивает рычаги управления республикой. В этот раз количество конфликтов и жалоб, митингов и голодовок, а также коррупционных скандалов вновь опередило по количеству все остальные субъекты России.
По сравнению с этой Республикой, проблемы других субъекты СКФО можно назвать будничными. Наряду с Дагестаном в топ-5 регионов по уровню конфликтогенности не попали другие субъекты Северо-Кавказского округа. Пятнадцатое и 32-ое место по уровню конфликтогенности заняли Ставрополье и Северная Осетия соответственно. Меньше всего конфликтных ситуаций в Чечне (5,8 баллов и 67 место по уровню конфликтности в стране, и Ингушетия (5,2 баллов и 70 место по уровню конфликтности).
Прикамье остается лидером по уровню в конфликтности в Приволжье. Внезапная отставка политического блока администрации губернатора Басаргина говорит о серьезных неустранимых внутренних противоречиях. Однако искать их стоит не в прошлом или настоящем, а в будущем, где в 2017 году пройдут выборы главы региона. Именно этим фактом объясняется логика большинства политических решений губернатора.
На второе место в неофициальном зачете вышла Чувашия, там арестовали замминистра спорта, банкротят генподрядчика строительства ледового дворца «Чебоксары-Арена» и отменили ряд социальных льгот. В ряде регионов в декабре стало заметно спокойней, из желтой в зеленую зону переместились Нижегородская и Кировская области.
В декабре Юг опустился на строчку вниз и занял третье место по уровню конфликтности в стране. Интересно, что впервые в «красной зоне» оказалась Астраханская область, попав стразу на четвертую строчку. Пять южных регионов – Ростовская область, Севастополь, Волгоградская область и Краснодарский край – снизили напряженность и закрепились в «желтой зоне». Две республики – Калмыкия и Адыгея – по-прежнему в «зеленой зоне» стабильности.
Чаще всего на Юге в прошлом месяце происходили конфликты между властью и обществом, а также бизнесом и обществом (обе категории набрали 34,3 %). Но на этот раз отличилась Астраханская область, где, например, бывший депутат областной Думы пикетировал правительство РФ в Москве, требуя выделить деньги региону, чтобы избежать социальной катастрофы. Обострилась ситуация и с шахтерами «Кингкоул» в Ростовской области, которые намеревались ехать в столицу и требовать выплатить им зарплату.
Крымские чиновники отвратительно чистили снег, за что их критиковал глава Сергей Аксенов, в Севастополе вообще рассорилась Общественная палата, а в Волгоградской области разгорелся криминальный скандал вокруг четырех депутатов городской думы, которые стали фигурантами уголовного дела по факту мошенничества с выплатами страховых компаний на сумму свыше 140 млн рублей.