Главы российских регионов (где есть возможность достройки метро) заявили о том, что расконсервируют проекты по строительству метрополитенов. Челябинск – один из тех мегаполисов, где развитие предполагает комбинированный вариант: интеграцию метро с трамвайной сетью. Как будут достраивать метрополитен и сколько денег потратят на транспортный долгострой – в материале «ФедералПресс».
Закопать нельзя законсервировать
Метро в Челябинске строится уже 29 лет. Сами челябинцы давно начали сомневаться как в его необходимости, так и в самой реализации. За эти годы столица Южного Урала территориально развилась, и актуальность начальных направлений, по которым должна была действовать «подземка», осталась под вопросом.
На начало 2021 года у Челябинского метрополитена были 3,3 км тоннелей, две недостроенные станции («Комсомольская площадь» и «Торговый центр»). Вспоминается и скандальная история, когда «Челябметрострой» пожаловался антимонопольщикам на управление капстроительства мэрии, которое якобы передало их оборудование новому подрядчику.
Сейчас выполнением строительно-монтажных работ первого пускового участка метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы» занимается ООО «Спецподземстрой». Но по сути, компания из Екатеринбурга лишь поддерживает жизнедеятельность готовых объектов по контракту до конца этого года (с 10 июня). «Цена контракта (цена работ) составляет 102 865 893 рубля 41 копейку», – указано на сайте госзакупок.
Это ниже начальной цены лота. Городские власти готовы были заплатить более 103 млн рублей. Планировалось, что с 2021 по 2025 годы на объект будут выделять по 340,2 миллиона ежегодно.
Второй шанс для метро
О том, что Челябинский метрополитен нужно достраивать, говорили практически все руководители Челябинской области. Цена реализации масштабного проекта из уст губернаторов росла на глазах. Опальный Михаил Юревич считал, что на это нужно более 30 млрд рублей, Борис Дубровский озвучивал другую цифру – 80 миллиардов. Пришедший ему на смену тогда еще в статусе врио губернатора Алексей Текслер называл 450 миллиардов.
«Достроить челябинское метро стоит как два космодрома «Восточный». За эти деньги можно купить тысячи автобусов и трамваев как в Швейцарии», – сетовал челябинский урбанист Лев Владов.
И тем не менее проект челябинского метрополитена может получить развитие под новым названием «Метротрам», сочетая наземный и подземный виды транспорта. Новую концепцию метрополитена презентовал в мае этого года лично губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Концептуальное развитие транспортной схемы города-миллионника поддержал президент Владимир Путин. «Стоить это будет свыше 40 млрд рублей. Деньги у нас на это есть», – заверил глава государства во время прямой линии.
При этом ликвидация объекта, по подсчетам вице-премьера Марата Хуснуллина, побывавшего этой зимой в челябинской подземке, обошлась бы в 10 миллиардов.
Сейчас, чтобы реализовать проект, к имеющейся инфраструктуре необходимо добавить 7,2 км тоннелей и 3,9 км наземных путей. Также достроить имеющиеся станции «Торговый центр» (построено 20 % основных конструкций) и «Комсомольская площадь» (построено 45 % основных конструкций) и сделать две новых станции.
Трамвайная сеть Челябинска тоже должна глобально измениться. Это обновление всего трамвайного подвижного состава, реконструкция 65 % и обособление 95 % трамвайных путей, модернизация двух трамвайных депо и 22 тяговых подстанций.
«Начинаем массированно обновлять подвижной состав с упором на экологичность транспорта. Для Челябинска в этом году будет приобретено 30 трамвайных вагонов», – на днях анонсировал работу в этом направлении Алексей Текслер.
В готовом виде метротрам предоставит челябинцам возможность перемещения по трем маршрутам:
- Маршрут № 1 – от улицы Чичерина до Лизы Чайкиной;
- Маршрут № 2 – от ЧМЗ до ТРК «Алмаз»;
- Маршрут № 3 – от Медгородка до ЧТЗ.
Общая протяженность линий составит 14,4 км. Предполагается, что курсировать по ним будут современные двух- или трехсекционные низкопольные вагоны.
Когда достроят метро
Проект планируют реализовать к 2025 году. Первые ветки запустятся на год раньше, сама реализация будет проходить поэтапно. «Мы планируем, что в следующем году завершим проектную часть и перейдем к стройке», – пообещал Текслер.
По уточнению вице-губернатора Челябинской области Сергея Шаля, задача 2021 года – сделать технико-экономическое обоснование (ТЭО) и разыграть конкурс на проектирование и строительство.
Переговоры по ТЭО для челябинского метро велись с тремя компаниями-проектировщиками. В итоге обосновывать инвестиции в строительство метрополитена Челябинска с интеграцией в трамвайную сеть будут москвичи – компания «Моспроект-3». Справиться с заданием они должны к концу мая 2022 года.
Примечательно, что заказчик проекта – хозяйственное партнерство «Конгресс-холл», которое прославилось ситуацией с возведением конгресс-холла «Крылья» к саммитам ШОС и БРИКС. В итоге стройка на 18 млрд рублей была заморожена и вместо 34 этажей сейчас в центре Челябинска наблюдается лишь основание, подрядчик признан банкротом, а по этой истории заведены уголовные дела.
«Неясно откуда у партнерства, не вылезающего из судов, возьмутся собственные средства на оплату ТЭО. Эта работа, по оценкам специалистов, «потянет» минимум на 100 млн рублей, а может и значительно больше», – высказался по этому поводу в своем Telegram-канале политолог Александр Подопригора.
На строительство метротрама регион планирует использовать средства инфраструктурного кредита от правительства РФ. Общая сумма, которую Минфин направит в субъекты РФ составляет 500 млрд рублей. При этом лимит Челябинской области, по данным РБК, составил 11,5 млрд рублей.
Историческая справка
- О метро в Челябинске задумались еще в 60-е годы прошлого века. Основным видом транспорта являлся трамвай, а город расширялся и требовал скоростей. Альтернативу мог предложить только метрополитен. В 1967 году был принят генплан развития Челябинска, в котором впервые предложили сеть метро из двух линий.
- В 1982 году московский «Метрогипротранс» создал схему развития метрополитенов для 22 городов СССР, включая Челябинск. Проектирование началось в 1984 году и закончено в 1991-м «Ленметрогипротрансом».
- В 1992 году начали прокладывать «подземку». Первый пусковой участок строился по линии «ЧТЗ – Пл. Революции – Торговый центр – Северо-Запад».
- В ноябре 2007 года тоннелепроходческий комплекс вышел на поверхность земли.
- В 2010 году строительство было приостановлено из-за отсутствия денег в федеральном бюджете. Но из-за дорогой стоимости консервации метрополитен решили пусть медленно, но строить.
- К 2012 году удалось сделать лишь две станции, после чего идет только поддержание построенных объектов.
- Итог к 2021 году: построены платформа и вестибюль № 2 станции «Комсомольская площадь», почти достроена платформа и один из двух вестибюлей станции «Торговый центр». Пройдено 3,3 км транспортных тоннелей.
Фото: пресс-служба правительства Челябинской области
Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова
Как будут достраивать метро в регионах