В конце 2017 года в Волгоградской области появилось сразу несколько громких открытых конфликтов, затрагивающих права и благополучие тысяч людей. Является ли конфликтность следствием системных промахов властей всех уровней или вызвана болезненной привычкой жителей региона негативно реагировать на все новшества? О том, какие проблемы остаются «в паблике» региональной повестки и как они будут развиваться в обозримой перспективе – в обзоре «ФедералПресс».
Жители поселка считают, что власти цинично обманывают их и осознанно портят и без того сложную экологическую обстановку в районе ради того, чтобы сравнительно недорого решить более заметные проблемы в областном центре. В итоге граждане уже подготовили судебные иски, а также обсуждают радикальные меры уличного протеста, включая перекрытие федеральной автотрассы, ведущей в Астрахань.
Напомним, в рамках федерального проекта «Чистая страна» было решено утилизировать печально известную свалку Кировского района Волгограда одновременно с прудом-отстойником СЖК (синтетических жирных кислот) в Светлоярском районе. В Волгоградском техническом университете разработали технологию, по которой обезвредить и то и другое можно, если засыпать содержимое свалки вместе со специальными реагентами в пруд.
Сейчас светлоярцы заявляют, что власти фальсифицировали общественные слушания, а саму идею называют неадекватной. Они отмечают, что существуют многочисленные данные о том, что на Кировской свалке помимо бытовых отходов, есть и многочисленные отходы промышленности, включая особо опасные. Больше того, общественные активисты сообщают, что при выполнении работ даже изначальный спорный проект грубо нарушается.
Руководитель реготделения движения «Зеленый патруль» Ярослав Князев считает, что в ситуации виноваты не только власти региона и района, но и несовершенство федерального законодательства. «Мы же знаем, что в тендере побеждает тот, кто дал минимальную цену. Это не всегда опытный и ответственный подрядчики», – конституирует Князев, – «Сейчас для них критически важно выйти к людям, показать готовность к диалогу, а также к независимому общественному контролю. Кроме того, нужно исправить те «косяки», которые уже есть. Только так можно проблему не усугублять и разрядить ситуацию».
Никто никуда не поедет?
Еще одна свежая конфликтная история еще только может случиться. Но уже стала предметом не только многочисленных публикаций в СМИ, но и разбирательствам в официальные инстанции. В частности, к проблеме подключаются регуправление ФАС и структуры, занимающиеся защитой интересов бизнеса.
Напомним, власти региона разработали изменения в документы, регламентирующие пассажирские перевозки в области на межмуниципальном уровне. Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области предлагает из 226 межмуниципальных маршрутов 92 отменить, а еще 53 маршрута изменить. Причем власти предлагают закрыть многие очень востребованные маршруты, в частности, связывающие Волгоград и Волжский и с близлежащими поселками, а также с большинством областных райцентров. Разумного объяснения власти, по мнению предпринимателей, которые могут лишиться бизнеса, не выдвигают.
Противники нововведений считают, что они готовятся в угоду чьим-то коммерческим интересам, причем, не учитывается даже негативный опыт Волгограда, где прошлой осенью случился кризис с ООО «Волгоградский автобусный парк». (ВАП), которое стало главным игроком на городском рынке в результате примерно таких же нормативных решений. ВАП, кстати, связывали с Александром Сиваковым, который до недавнего времени занимал пост заместителя губернатора области по экономической политике.
Еще один сверхрискованный с точки зрения публичного имиджа региона конфликт – это история с противостоянием жителей поселка Гумрак, через который проходит шоссе Авиаторов, подвергшееся реконструкции в рамках подготовки Волгограда к чемпионату мира по футболу 2018 года. Кризис там начался еще в 2016 году, однако продолжается до сих пор.
Причем, жители заявляют, что власти и лично руководитель Облкомдортранса Анатолий Васильев, их публично обманули. Помимо разборок с условиями, в которых остаются жители многострадального поселка, сотрудники просчитались также и со сроками реализации проекта. Несколько раз чиновники заявляли о том, что реконструкция будет закончена «в декабре» 2017 года, хотя по контракту срок сдачи был определен 1 декабря. Работы незавершены до сих пор.
«Когда все кричат, что до 1 декабря будут закончены, а этого и близко нет, то, конечно, это расстраивает. Пусть это останется на их совести, – говорит председатель реготделения «Движения автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян. – Системная проблема тут в том, что, во-первых, надо жить по закону, а не по понятиям, во-вторых, нужно думать о перспективах. И подобные проекты надо начинать заблаговременно, как это делают в нормальных субъектах федерации».
Ситуацию с возможной отменой межгородских маршруток и уже свершившиеся изменения в транспортном обслуживании в Волгограде Оганесян называет «агрессивным лоббизмом определенных коммерческих интересов».
«Нельзя сказать, что ничего не изменилось и к лучшему. Есть определенные свершения в дорожном строительстве, но, особенно с учетом 38 миллиардов рублей, которые ушли на эту сферу за три года, это совсем не те изменения ни по объему, ни по качеству, на которые мы, граждане, вправе рассчитывать», – подытожил эксперт.
Есть и другие только начинающиеся конфликты. Например, проблемы во взаимоотношениях с властями, которые возникли у общественной организации охотников и рыболовов.
Ворох проблем
Среди не новых, но только набирающих обороты конфликтов можно назвать ситуацию вокруг металлургического комбината «Красный Октябрь». Правоохранительные органы подозревают его владельца Дмитрия Герасименко в экономических преступлениях, а сам магнат заявляет, что против его предприятия развернута рейдерская атака. Причем в этой «атаке» якобы активно участвуют и даже координируют ее власти области. Из-за многочисленных арестов, претензий налоговой и прочих запретов, сейчас работа огромного предприятия осложнена, резко сокращены объемы производства и зарплаты.
Между тем, ряд конфликтов, которые постоянно беспокоили регион до недавнего времени, разрешились. Но с разным результатом. Если те же владельцы маршруток или нестационарной торговли в Волгограде, несмотря на все самые громкие акции, потерпели поражение в схватке с бюрократической машиной, то ряд вопросов, в первую очередь, стоящие на особом контроле федерального центра, стали решаться властями, причем достаточно успешно. Так, власти активизировали работу с обманутыми дольщиками.
Публичные конфликты неизбежны, особенно в регионе, где прежний опыт показывал, что власти могут идти на уступки в отдельных случаях, как это было в случае протестов многодетных матерей при прежнем губернаторе Сергее Боженове, полагает политолог, руководитель проекта Politrus.cоm Виталий Арьков.
Вместе с тем, хотя конфликты и не теряют остроты, но общее число их снижается, считает эксперт. Действительно, если в 2016 году по исследованию «ФедералПресс» регион был) самым конфликтным в России, то в 2017 он появлялся на втором месте в ЮФО (уступая Кубани).
«У нас бытует мнение, что не нужно молчать, следует громко заявлять. Оно, возможно, отчасти справедливо, в том смысле, что у власти действительно есть установка Центра – не допускать скандалов в регионе, особенно бросающих тень на федеральную власть», – рассуждает Арьков.
Вместе с тем, отмечает политолог, в Волгограде произошла нездоровая ситуация, когда сперва возникает конфликт, а уже потом начинаются попытки диалога. Виноваты в этом обе стороны – и власти, которые не считаются с мнением граждан, но и сами жители, нередко сознательно втягивающиеся в публичную свару, вместо того, чтобы вступить в диалог.
При этом, считает Арьков, у ряда скандалов «есть подогреватели, старающиеся, чтобы стало ярче» из числа недоброжелателей властей, в первую очередь лично губернатора. При этом у всех конфликтов все-таки есть в основе реальные проблемы, зачастую, вызванные неготовностью властей разговаривать с жителями.
«Особенно это касается муниципальной власти, которая тем же примером с маршрутками в Волгограде показывает себя неэффективными управленцами, ведь специалисты изначально говорили, что решение противоречат здравому смыслу, – поясняет Арьков. – В целом в регионе происходит перестройка, ломка устоявшихся традиций, схем, в первую очередь в экономике. То, что сейчас переживает область, большинство регионов прошло гораздо раньше».
«Ничего больше не провоцирует конфликты как неприкрытая алчность команды губернатора, помноженная на закрытость, – убежден политтехнолог, главред портала Oblvesti.ru Дмитрий Бессонов, – в других регионах тоже много «мутят», но хотя бы пытаются как-то объяснять, либо ищут компромиссы в отношениях с населением, забирая себе условно 70 % каких-то позиций, 30 % все-таки отдают обществу».
«К сожалению, я вынужден констатировать, что так, как ведет себя руководство Волгоградской области – это в чистом виде поведение оккупантов на временно занятой территории. Им не нужна любовь населения, даже какое-то понимание. Им нужно вычерпать недра. В практике, о которой мы говорим, это коммунальное хозяйство, инфраструктура», – добавил Бессоно